Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 7 из 80)

Стоики внесли ряд новых моментов в учение об ощущении. «Стоики говорили: когда человек рождается, •его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чувствами»!2. Постигающие представле- ния, т. е. представления, «которые у них считаются кри­терием всякого предмета» 13, являются продуктом особо­го процесса — каталепсии, предполагающего участие

разума.

Продолжением ощущения является мышление. Демо­крит называет его светлым родом познания, истинным, законным познанием. Оно более тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению, скрытый от него. По Эпикуру, в отличие от ощущения мышление дает знание общего в виде понятий или об­щих представлений, позволяет охватить большее коли­чество частных явлений — в этом его преимущество по сравнению с ощущением, которое дает единичное пред­ставление.

9 См.: Материалисты Древней Греции... С. 89.

10 Там же. С. 96.

11Лукреций. О природе вещей. М., 1946. Кн. IV.
i2 Антология... С. 492.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаме­нитых философов. М.( 1979. С. 283.

30


Для Демокрита, а также Эпикура, Лукреция и стои­ков характерно такое понимание процесса познания, приг котором его чувственная ступень не отрывается от мыш­ления, хотя они, безусловно, различаются. Мышление-сходно с ощущением по своим механизмам: в основе-того и другого лежит истечение образов от предметов. «...Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходиг ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа» 14.

Стоики различали внешнее и внутреннее мышление. Внутренний разум — это способность следить за соотно­шением вещей в ситуации и умение правильно намечать-соответствующее поведение. Образуется на основе вос­приятия. Внешнее мышление, или внешняя речь,—это ре­чевое мышление, превращение внутренних мыслей во-внешнее рассуждение. В связи с выделением речевого-мышления стоики начали анализ слова как явления: языка. Хризипп производил различение обозначаемого,. обозначающего и объекта; положил начало учению о слове и его происхождении (этимология). Этим была* поставлена проблема значения слова.

Проблема чувств

Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит разли­чал удовольствие и неудовольствие как показатели по­лезного и вредного. «Удовольствие... есть состояние, со­ответствующее природе живого организма, а страда­ние— состояние, чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями решений, относительно-того, к чему следует стремиться и чего избегать»15. Целью жизни Демокрит считал «хорошее спокойное рас­положение духа (эвтюмия), которое не тождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, ис­толковали, но такое состояние, при котором душа жи­вет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью» 16. Это состояние достигается, если сделать свои?

14 Материалисты... С. 89.

15 Там же. С. 85.
ie Там же. С. 154.

31


удовольствия не зависимыми от преходящих вещей, во­обще «от умеренности в наслаждении и гармонической жизни» 17.

По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душев­ных тревог. В то же время Эпикур утверждал, что целью жизни является удовольствие. Между этими вы­сказываниями нет противоречия. Под удовольствием как щелью жизни Эпикур понимал «не удовольствия распут­ников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении ... но ... свободу от телесных страданий и душевных тревог»18. Главными чувствами, нарушающи­ми спокойствие духа, являются страх смерти и страх пе­ред богами, от которых, якобы, зависит судьба челове­ка. «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения»19. Надо освободиться и от страха перед богами. Будучи атеистом, Зпикур, как и другие античные мыслители, не отрицал существования богов, но призывал к правильному пред­ставлению о них. Оно достигается теоретическим позна-иием. «...Если мы будем относиться ко всему со внима­вшем, то будем правильно определять причины, вызыва­ющие смятение и страх, и определяя причины небесных ■явлений и остальных спорадически случающихся фактов, злы устраняем все, что крайне страшит отдельных лю­дей» 20.

По Лукрецию, чувства целиком зависят от разума. Б противном случае, они вводят нас в заблуждения. Стоики смешивали стремления и чувствования в поня­тии аффекта и внесли большой вклад в учение об аф­фектах.

Аффекты — это чрезмерные противоразумные и про­тивоестественные движения души, связанные с непра­вильными представлениями о вещах. К отдельным аф­фектам они также применяли определение «неразум-гное», например, желание — неразумное возбуждение, на­слаждение — неразумное возбуждение, скорбь—неразум­ное душевное сжатие и др. Всего стоики насчитывали

17 Материалисты... С. 160. *8 Там же. С. 212. 19 Там же. С. 209. » Там же. С. 196.

32


26 аффектов и в зависимости от времени и объектов, к которым они относятся, распределяли их по классам: удовольствие (радость, наслаждения, веселость); неудо­вольствие (печаль, страдание) и его разновидности — сострадание, зависть, соревнование, горе, смущение, обида, печаль, уныние; желание (его разновидности — потребность, ненависть, гнев, любовь, злоба, досада); страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясе­ние, беспокойство).

Стоики различали три стадии нарастания аффектив­ного состояния. 1. Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме: аф­фекты, как и любое другое проявление души, телесны, без телесных изменений нет аффектов; 2. Непроизволь­но наступает мнение о том, что произошло и как нуж­но реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент; 3. Должен вмешаться разум. Возможны два случая: а) разум не дает влечению сделаться аффек­том, составляя' суждение о ценности происходящего с точки зрения блага или зла (благо, зло и безразлич­ное— основные понятия этической части философии сто­иков); б) если же разум слаб или отягчен обычными предрассудками, он увлекается к неправильному суж­дению, и тогда возникает аффект. Таким образом, хо­тя аффект противоразумен, ибо находится в противоре­чии с правильными суждениями разума, свое основание он имеет в разуме, а именно в неправильном суждении. Поэтому стоики и называют страсть суждением. Быть или не быть аффекту также зависит от разума. Поэтому, где нет разума, там нет аффектов: у детей, животных, слабоумных, хотя у них есть естественные влечения. Эти влечения нельзя считать аффектами, поскольку нет их осознания и оценки. Следовательно, дает ли человек распорядиться собою разуму или аффектам, зависит от него самого, а не определяется извне. Поскольку аффект основывается на неправильном суждении, Хризипп на­зывает его ошибкой разума. Надо не допускать этой ошибки, и моральная задача, проповедуемая стоиками, сводилась не к смягчению аффектов, а к безусловному их искоренению21.

Абсолютно отрицательное отношение к аффектам с моральной точки зрения сочетается у стоиков с положе-

Антология... С. 511.


2 А. Я. Ждан


33


нием о наличии добрых страстей. Их три: радость, ос­торожность и воля. Радость противоположна наслаж­дению и представляет собой разумное возбуждение; ос­торожность противоположна страху и представляет со­бой разумное уклонение (так, мудрец не пуглив, но» осторожен); воля противоположна желанию и пред­ставляет собой разумное возбуждение.

Для случаев, когда аффект все же становится неиз­бежным, была разработана «рецептура» по борьбе с аффектами. Вот некоторые из рекомендаций стоиков:

1) не дать аффекту принять внешнее выражение:, внеш­
нее выражение укрепляет аффект. Поэтому чрезвычай­
но важно бороться с внешними проявлениями страстей;

2) не преувеличивать аффект воображением; 3) не спе­
шить с одобрением аффекта, «оттянуть» последний этан
нарастания аффективного состояния (например, сосчи­
тать до 10) и этим создать расстояние между аффектом
и деятельностью в направлении аффекта; 4) отвлечься
на воспоминание другого рода, например при страхе
вспоминать примеры мужества, выдержки; 5) разобла­
чить действия, на которые толкает аффект, и др.

Учение стоиков об аффектах и рекомендации па борьбе с ними занимают важное место в истории психо­логии. Особо следует отметить его воспитательное зна­чение.

Проблема воли и характера

Проблема воли разрешается Демо­критом на основе учения о необходимости и случайности. Органической частью материализма Демокрита явля­ется жесткий детерминизм: «Ничто не происходит слу­чайно, но есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно' и случайно»22. Все существующее в мире подчинено не­обходимости. Мир возник в результате вихреобразнога движения атомов, в процессе которого атомы сталкива­ются, кружатся, склеиваются и образуют небесные све­тила и др. сложные тела. Демокрит отвергает идеали­стическое учение о целесообразности в природе. Подоб­но сквозной необходимости в природе и: движения ду-

22Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970. С. 213.

34


ши всецело обусловливаются извне. Но так механисти­чески понимаемая детерминированность всего снимает всякую свободу. Уже античные комментаторы Демо­крита видели противоречие его учения фактам. «От нас не ускользает, как велика разница между тем, когда человек ходит сам, и когда его ведут, между свободным выбором и действием по принуждению...»23. В другом месте: «...тем самым способом, каким мы непосредствен­но воспринимаем самих себя, мы непосредственно же постигаем, что в нас происходит по свободному выбору, а что в силу внешнего воздействия»24. На материале учения Демокрита становится очевидной невозможность решить проблему свободы человеческой воли на основе жесткого детерминизма. Эпикур, распространив учение о самопроизвольном отклонении атомов на природу че­ловеческого поведения, считал, что каждый человек на­делен элементом свободы воли. Он не только находится под воздействием внешних сил, но является и активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, ис­полняющим намерения и достигающим блага при жизни. Диалектическую концепцию соотношения свободы во­ли и необходимости продолжил Лукреций. Своеобразно понимание свободы у стоиков. Поскольку все в дейст­вительности подчиняется закономерности, постольку все происходящее в мире и с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумоли­мое действие объективных обстоятельств. Человеку ос­тается добровольно принять предписания рока. В этом добровольном следовании необходимости и заключает­ся свобода. Так покорность и подчинение осознанной •необходимости соединяются с утверждением в себе чув­ства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя даже вопреки неблагопри­ятному естественному ходу исторического процесса. Идеология покорности, подчинения судьбе была вос­принята и развита христианством. Энгельс назвал Се­неку, сторонника философии стоицизма, «дядюшкой хри­стианства». Социальной базой стоицизма были истори­ческие условия рабовладельческого общества того пе­риода как времени «всеобщего экономического, поли­тического, интеллектуального и морального разложе-