Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 58 из 80)

268


завершение. Под влиянием событий первой мировой вой-»ы изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности . представляется теперь в виде учения о трех инстанци- ■' ях — «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понима­ние культуры и разных сторон общественной жизни: религию — «Будущность одной иллюзии» (1927), антро­пологию, социальную психологию, проблемы цивилиза­ции— «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоана­лиз становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной •философии.

Система психоанализа

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, топической (учение о структуре душевной жизни) и экономической. топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное. Сознательное (Bw) имеет свойство пережива­ния. Предсознательное (Vbw)—это скрытое (латент­ное) бессознательное, потенциально сознательное: мо­жет проникнуть в сознание, т. е. имеет способность сознания. Бессознательное (Ubw) — это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представи­тель вытесненной бессознательной психики. Источником предположений о бессознательной психике явились сле­дующие теоретические соображения. Исходя из безус­ловного детерминизма и исключая правомерность фи­зиологических объяснений в психологии, 3. Фрейд рас­сматривал факты, не поддающиеся сознательному кон­тролю и не привлекавшие внимания раньше в психоло­гии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Так и получалось, что психическое должно объясняться из психического, и значит, психическое со­знательное— из психического бессознательного: объек­тивные проявления — сновидения, ошибочные поступки, -описки, забывчивость, имеющие место в нормальной ду­шевной жизни, а также в невротических симптомах у ^больных людей, открываются сознанию, а их причины —

269


нет. Именно эти проявления являются свидетельством бессознательного. Пути их выявления с помощью анали­за объективных проявлений бессознательного составля­ют методы Фрейда. Основным из них является метод анализа свободно всплывающих ассоциаций. Пациент удобно располагался на софе, Фрейд—сзади, так, что пациент был ему виден, а он сам не попадал в поле зре­ния пациента. Ему предлагалось отдаться ходу свобод­ных ассоциаций, т. е. говорить все, что приходит ему в голову, прекратив всякое сознательное управление хо­дом мыслей, не давать возможности для критики, кото­рая отбрасывает иные ассоциации под предлогом их не­достаточной важности или бессмысленности. Требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей является предварительным условием всякого аналитического лечения. Получаемый таким образом материал — Фрейд называл его «рудой для психоанали­за»— подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытеснен­ная мысль, которую ищем, маскируется своим замести­телем. Тесно связан с этим метод толкования сновиде­ний. Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый* смысл. Он пред­ставляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаться, так как они неприемлемы для нас. Выража­ется в символике сновидений. «Я назвал «работой сно­видений» процесс, который совместно с цензурой пере­водит скрытые мысли в явное содержание сновидения и который включает такие процессы, как сгущение и смешение. В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определен­ной символикой, которая... вполне типична. Отсюда не­обходимость истолкования сновидений. Сновидения есть и у здорового человека. Сновидения создаются также как невротические симптомы: ...они являются компро­миссом между требованиями подавленных импульсов (вытесненных влечений) и сопротивлением цензурирую-щей силы»1. Фрейд придавал чрезвычайную важность толкованию сновидений. «Прежде психоанализ был свя­зан только с патологическими явлениями... но когда он перешел к сновидениям, здесь он уже имел дело с я в-

1 An autobiographical Study Sigmund Freud//The International Psychoanalytical library. N 26. London, 1948. F. 82

270


лениями нормальной психической жизни, встречающими­ся у каждого здорового человека. Если сны оказались образованными так же, как симптомы, если их объясне­ние требует тех же допущений — вытеснение желаний, замещение и компромиссные образования, выделение сознания и бессознательного в различные психические системы, то ясно, что психоанализ больше не вспомо­гательная наука в области психопатологии; он в боль­шей степени дает основание новой и глубокой науке о психике, которая будет так же приемлема для понима­ния нормы. Его постулаты и открытия оказались при­годны для перенесения в другую область психических явлений, и перед ними открыт путь далеко за их преде­лы в сферы универсального значения»2. Одним из мето­дов был анализ ошибочных действий повседневной жиз­ни. Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от созна­ния. С их помощью человек выдает свои тайны. Опять намечается связь психоанализа со здоровой психикой. Симптоматические действия должны быть истолкованы. Исходя из них можно выявить существующие, но скры­тые или подавленные импульсы и намерения. Так, ост­роумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматрива­лись как искаженный заместитель вытесненного в бес­сознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное, т. е. способы привести в сознание вытесненный материал.

Всюду в сновидениях, ошибках повседневной жизни, проявляющихся в нормальной душевной жизни, в невро­тических симптомах больных наблюдается столкновение двух тенденций, конфликт противоположно направлен­ных душевных сил: одной нарушающей и другой нару­шенной тенденции, желания. Сила, которая оказывает сопротивление этой второй тенденции, — цензура. Под ее влиянием происходит вытеснение идеи, с которой свя­зано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, и пе­реработка этой тенденции, создание замены невозмож­ного удовлетворения путем искажения, образования бо-

An autobiographical Study... P. 85.

271


лезненного симптома, навязчивого состояния, сублима­ции (переключения на другие пути — в рамках творче­ской, научной и т. п. деятельности) и др. Работа цензу­ры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смеще­ния (сдвига), превращения мысли в образ и др. Возни­кает необходимость толкования, которое возможно, по­скольку сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

Каковы те тенденции, против которых выступает цен­зура? Это вопрос о содержании и сущности бессозна­тельного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, потому что «...по природе своей они безус­ловно достойны осуждения, одинаково неприличны как в этическом, так и в эстетическом и социальном отноше­нии и относятся к разряду таких явлений, о которых не решаются подумать или думают только с отвращени­ем»3. Бессознательное — это место сосредоточения вле­чений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрица­ния, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены прин­ципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психи­ческим процессом. Оно—исходный момент душевной жизни: «...остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных пережива­ний»4. Это истинная психическая реальность. Однако бессознательное «по своей внутренней природе нам столь же неизвестно, как и реальность мира внешнего, и в силу данных сознания является нам столь же несо­вершенным образом, как и внешний мир, в силу данных нам органов чувств»6.

Экономическая точка зрения на деятельность психи­ческого аппарата принимает во внимание количествен-

9 Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922. С. 147.

4Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.
М., 1923.

5 Цит. по: Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрни. М.,
1987. С. 115.

272


ную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое не­удовольствием, страданием. Под влиянием биологиче­ской тенденции к снижению возбуждения организм стре­мится освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями — путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри),. чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испы­тать чувство удовольствия. Таким образом, течение ду­шевных процессов автоматически регулируется принци­пом удовольствия — страдания (принцип удовольствия)* причем страдание соотносится с ростом напряжения,. возбуждения, а удовольствие — с его спадом. Задача ду­шевного аппарата с экономической точки зрения заклю­чается в том, чтобы справиться с действующим в душев­ном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.