Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 30 из 80)

его частями как существующими первоначально в эле­ментарном состоянии, так что требуется напряженная:

сосредоточенность мысли, чтобы разложить и разделить. на части совокупность, которая могла составиться рань­ше в продолжение нескольких лет. Что делает химик по отношению к материи, то же самое делает интеллек­туальный аналитик по отношению к духу. В отличие от анализа в других науках, которые имеют дело с ве­ществом, анализ в отношении духа не может дать ре­ального расчленения психических явлений; самое слож­ное чувство всегда есть одно чувство, нет половины чув­ства радости или скорби.

Анализ в науке о духе основан на чувстве взаимного; отношения одного состояния духа к другим его состоя* ниям; когда эта кажущаяся сложность чувствуется, то. для нашего анализа это то же самое, как если бы она-была не относительной и виртуальной. Так Браун защи­щает самонаблюдение как метод ассоциативной психо­логии.

Идеализм сочетается у Брауна с механицизмом к объяснении душевных явлений и проявляется в том, что^ всякое сложное психическое явление он сводит к сум­ме составляющих его более простых. Наглядно это про­является в объяснении сравнения и потребностей. Отно­сительные внушения, которыми объясняются все опе­рации ума, протекают как деятельность сравнения. В сравнении выделяются следующие компоненты: 1) две-или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отно­шения между ними, например сходство; 3) чувство про­извольности, т. е. наличие намерения, желание найти это* отношение. Поскольку сравнение может осуществляться' и непроизвольно, автоматически, делается вывод, что* сравнение есть только ассоциация или внушение, по тер­минологии Брауна, а активный характер этого процесса1 с психологической точки зрения — иллюзия. Познава­тельную деятельность Браун трактует механистически..

137Г


Подобным же образом он анализирует и потребно­сти, которые называет аппетитами. Браун включает по­требность в область чувственных процессов (feelings) наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и не­удовольствия (при этом имеются в виду лишь телесные, биологические потребности — в сне, отдыхе, упражне­нии, в пище и т. п.). Браун признает их жизненно важ­ное значение для организма. Потребность он разделяет на два рода чувствований (feelings): ощущение неудо­вольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и непосредственно связанное с этим ощу­щением желание того, что устраняет это неудовольствие, называемое проспективной, т. е. направленной на буду­щее, эмоцией, и ассоциацию между ними. Таким расчле­нением уничтожается специфика потребностей как осо­бых психических состояний: потребность сводится к ас­социации между двумя чувствованиями.

Джеймс Милль (1773—1836), прежде всего историк я экономист, в 1829 г. опубликовал книгу «Анализ яв­лений человеческого духа», которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью бы­ло способствовать наилучшему развитию душевных спо­собностей и сил при воспитании. Опирался на предшест­венников, особенно на. психологию Гартли.

Он сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом ми­ре есть только одно явление — ощущение и только один закон — ассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, из­меняясь бесчисленными способами, группируясь, состав­ляют механизм человеческого духа. Следуя Гартли, а также Брауну, он выделил две причины закрепления ас­социаций: живость ассоциируемых ощущений и часто­ту их повторения. Он сформулировал общий закон ассо­циаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации, по Миллю, могут быть только од­новременные или последовательные. Восприятия объек­тов построены из одновременных ассоциаций. Последо­вательные ассоциации еще более бесчисленны, и их при­рода лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.

В учении об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления выступают характерная для ассоцианиз-

138


ма полная пассивность организма, механицизм в трак­товке психики. Джеймс Милль построил ментальную ме­ханику, т. е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.

Милль борется с активностью личности. Воспомина­ние и интеллектуальную деятельность он представлял* так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоциональ­ного представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось* представление, которое мы хотим вспомнить, то вспом­ним его. Таков же механизм интеллекта.

Джон Стюарт Милль (1806—1873), сын Джеймса^ Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логи­ку—«Система логики» (1843). Защищая ассоциативную-психологию, фактически пришел к выводу о ее теорети­ческой несостоятельности. Проводил мысль о том, что не* у механики, а у химии следует психологии заимствовать-способ изображения явлений сознания («ментальная хи­мия»). Как в химии по продукту нельзя судить об ис­ходных элементах, а знание свойств элементов не из­бавляет от необходимости изучать свойства целого, ана­лиз явлений сознания как продуктов психического син­теза не может дать нам представления об исходных ком­понентах. Следовательно, виртуальный анализ не имеет силы действительного анализа: «...семь цветов спектра,. быстро следуя друг за другом, производят белый цвет,. а не то, что они действительно суть белый цвет,— точно' также и относительно сложной идеи, образующейся пу­тем соединения нескольких более простых идей ... надо* сказать, что она есть результат или порождение этих простых идей, а не то, что она состоит из них... . Таким образом, здесь мы имеем случай психической химии: в; них простые идеи порождают, а не составляют своей со­вокупностью идеи сложные» К Но как открыть эти эле­менты? Выяснение происхождения одного класса психи­ческих явлений из другого (психическая химия) «не уст­раняет необходимости экспериментального изучения поз­же возникшего явления, подобно тому как знание кисло­рода и серы не позволяет нам без специального наблю­дения и опыта вывести свойства серной кислоты»2.

1Милль Д. Ст. Система логики. М., 1914. С. 777.

2 Там же. С. 778.

13Э>


Поскольку в психологии нет средств для реального анализа сознания, она не может существовать как нау­ка. Ее описания тем не менее имеют практическую по­лезность.

Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. Он начинает с различения физического (физиологического) и духовно­го. Все состояния духа, т. е. состояния сознания — мыс­ли, эмоции, хотения и ощущения — производятся непо­средственно или другими состояниями духа, или состоя­ниями тела. «Когда одно какое-нибудь состояние произ­ведено другим, связывающий их закон я называю за­коном духа. Когда же непосредственно причиной духов­ного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физиче­ских наук»3. В применении к психологии это различение приводит к следующим размышлениям. Ощущения про­исходят под воздействием внешнего предмета, в их ос­нове лежат физиологические процессы. «Вопрос о том, не зависят ли подобным же образом от физических ус­ловий и остальные наши психические состояния, есть •один из «проклятых вопросов» науки о человеческой .природе»4, Милль замечает: «многие выдающиеся фи­зиологи утверждают, что мысль, например, есть в такой же степени результат нервной деятельности, как и ощу­щение... Только кажется, будто одна мысль вызывает .другую посредством ассоциации; на самом же деле во­все не мысль вызывает мысль: ассоциация существова­ла не между двумя мыслями, а между двумя состояния­ми мозга, предшествовавшими разным мыслям. И вот чэдно из этих состояний вызывает другое, причем налич­ность каждого из них сопровождается как своим след­ствием особым состоянием сознания»5. Отсюда делается !Вывод: «...не существует самостоятельных (или ориги­нальных) психических законов — «законов духа» ... пси­хология есть просто ветвь физиологии, высшая и наибо-.лее трудная для изучения»6. Этот вывод означает, по су­ществу, что ассоциативная психология не имеет своего предмета. Правда, Милль замечает, что в настоящее вре-

3Милль Д. Ст. Система... С. 773.

4Там же.

5 Там же.

в Там же. С. 775.

140


«я физиология еще далека от того, чтобы объяснить яв­ления сознания: «...последовательностей психических яв­лений нельзя вывести из физиологических законов на­шей нервной системы, а потому за всяким действитель­ным знанием последовательностей психических явлений мы должны и впредь (если не всегда, то несомненно «ще долгое время) обращаться к их прямому изучению «путем наблюдения и опыта. Так как таким образом по­рядок наших психических явлений приходится изучать «а них самих, а «е выводить их из законов каких-либо более общих явлений, то существует, следовательно, от­дельная и особая наука о духе»7. В заключение Милль делает вывод, что, несмотря на все свои несовершенст­ва, психология «значительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологии»8. Его окон­чательное определение предмета психологии таково: «...предметом психологии служат единообразия последо­вательности— те законы (конечные или производные), «ю которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим (или по крайней мере, следует за «им)»9.

Милль вводит в ассоциативную психологию «Я» в ка­честве субъекта сознания, отступая тем самым от клас­сического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.