Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 34 из 80)

У Потебни получают разработку идеи выдающегося немецкого мыслителя и лингвиста В. Гумбольдта (1767—1835) о социальном характере языка. По Гум­больдту, язык не просто внешнее средство общения лю­дей, он — продукт «языкового сознания» народа, опре­деляет его «дух». По Гумбольдту, «...язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка»11. Разные народы отличаются не по биологическим, расовым и т. п. при­знакам, а своим «видением мира». Поэтому знание не­скольких языков обогащает представление о мире.

Гумбольдт выдвинул проблему внутренней формы языка, которая была основательно развита в отечест­венной психологической науке А. А. Потебней, а позже Г. Г. Шпетом (1927), Д. Н. Узнадзе (1948). Прослежи­вая путь образования слова и исходя из идеи историче­ского развития языка и сознания, Потебня различает в слове внешнюю форму, т. е. членораздельный звук, со­держание, объективируемое посредством звука и соот­ветствующее понятию, и внутреннюю форму или бли­жайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. Слово есть орудие мыс­ли и служит для ее объективации. Музыка, живопись также являются формами объективации мысли, но вне-лингвистическими, хотя и производными от языка. В них также есть эти три аспекта: содержание (идея), внутренняя форма (образ) и внешняя форма. Развитие сознания идет от языка чувств к языку мыслей. Путь образования слова таков: чувство отражается в звуке, в форме представления. Первой ступенью духовной жизни является мифологическое сознание, следующи­ми — художественно-поэтическое и научное. В мифоло­гическом сознании «мир существовал для человечества

10 Исследования творчества Л. С. Выготского показали» что
можно говорить о влиянии А. А. Потебни на становление ключевых
моментов учения Выготского об общественно-исторической природе
психики человека. См. об этом сб.: Научное творчество Выготского
и современная психология/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981.
С. 126.

11Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
С. 80.

155


только как ряд живых, более или менее человекооб­разных существ, когда в глазах человека светила ходи­ли по небу не в силу управляющих ими механических законов, а руководствуясь своими соображениями... счи­тать создание мифов за ошибку, болезнь человечества, значит думать, что человек может разом начать со стро­гой научной мысли, значит полагать, что мотылек за­блуждается, являясь сначала червяком, а не мотыль­ком» 12. История языка помогает проследить путь раз­вития человеческого познания от мифа к поэтическому мышлению и науке, как единый процесс движения от языка чувств к языку мыслей. «Самый миф сходен с на­укой в том, что и он произведен стремлением к объек­тивному познанию мира» 13.

12Потебня А. Л. Мысль и язык. Харьков, 1892. С. 172—173.

13 Там же. С. 173.


Раздел четвертый

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫ­ДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМО­СТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ

Глава I

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

И ОРГАНОВ ЧУВСТВ В XIX В.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в са­мостоятельную науку. В зарубежной и отечественной на­уке все чаще встречается мысль о необходимости само­стоятельного, отдельного от философии и естествозна­ния, в рамках которых зародилась психологическая* мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Так, Т. Рибо в 1871 г. писал: «Мы желаем показать, что пси­хология может сложиться в независимую науку>, что условием этого является возможность выделить факты, которые «составляют самую прочную и всего менее оспариваемую часть этой науки. Чи­стое и простое изучение этих-то фактов и может обосновать неза­висимую науку»1. Сходную мысль встречаем у Н. Я. Грота: «Ежедневное появление... новых трудов по вопросам психологиче­ским... наводит на мысль, что психологическая наука способна развиваться далее своими средствами и что в ней есть много за­дач, которые не могут быть решены при помощи одного только микроскопа или других каких-либо орудий точного естествозна­ния»2.

Мысль о том, что одним из условий достижения1 психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г. И. Челпанов в докладе на Г Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) «О предпосылках современной эмпирической психологии»: «Стремление внести в психологию философские элемен­ты противоречит понятию эмпирической психологии.

* Рибо Т. Современная английская психология. М., 1875. С. 18. 2 Г рот Н. Я. Психология чувствований. Спб., 1879—1880. С. VII.


Трактование философских проблем в обстановке эмпи-рико-психологических понятий ведет к крайней поверх­ности, что, в свою очередь, может привести психологию к упадку»3.

Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 60-эе гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлени­ем первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созда­нием специальных научно-исследовательских учрежде­ний — психологических лабораторий и институтов, ка--федр в высших учебных заведениях, начавших подго­товку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологиче­ских обществ и ассоциаций, проведением международ­ных конгрессов по психологии.

По С. Л. Рубинштейну, решающую роль в становле­нии психологии как самостоятельной науки сыграло вне­дрение эксперимента, что «... не только вооружило ее новым для нее, очень мощным методом научного мыш­ления, но и вообще по-новому поставило вопрос о мето­дике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии»4. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, преж­де всего, из физиологии органов чувств и нервной систе­мы. Интенсивное развитие этих и других областей есте­ствознания, успехи в области объяснения явлений жиз­ни (механико-физико-химическая теория жизни, кон­цепция К. Бернара о гомеостазе), возникновение пси­хофизики и психометрии явились важнейшей предпо­сылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили ее развитие по образцу естествен­ных наук.

Замечательный английский анатом, физиолог, пато­физиолог и врач Чарльз Белл (1774—1842) эксперимен­тально установил (а точнее подтвердил факт, извест­ный еще в античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: перед­ние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние—чувствительные (1807). Это откры­тие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги,

8 Цит. по: Эфрусси П. О. Успехи психологии в России. Пг., 8923. С. 20.

4Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 56.

158


каждая часть которой получала анатомическое обоснова­ние: проведение возбуждения по чувствительному нерву,. затем его переработка в нервном центре и передача по эфферентному нерву к органу движения. Тем самым было» установлено, что спинной мозг построен по принципу ре­флекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс* Параллельно оно было совершено французским физио­логом Мажанди (1822) и вошло в науку под двойным именем — «закон Белла-Мажанди». Белл показал регу­лирующую роль мышечного чувства в осуществлении' движения. Он впервые выделил нервы, которые ведут or мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечно­го сокращения. Так Белл сформулировал идею нервно­го круга или, как он называл, «нервного кольца»: раздра- * жение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Разрыв в какой-либо части круга приво­дит к тем или иным нарушениям движения: при повреж­дении двигательного нерва наступает паралич, при нару­шении того нерва, который ведет от мышцы к мозгу,. наблюдаются различные нарушения координации дви­жения. Идея нервного круга, сформулированная Беллом в 1826 г., не получила развития и была введена в обо­рот в 30-е гг. XX в. в связи с развитием кибернетиче­ских исследований в виде понятия об обратной связи. Современники восприняли только ту часть его учения о-мышечном чувстве, где говорится о такой его функции,. как ощущение усилия во время движения. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной иннерва­цией мышц-антагонистов: когда мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели сокращаются. Откры­тия Ч. Белла углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше по­нять нервный механизм поведения.

Одним из самых видных физиологов XIX в. был Ио-гадн^с Мюллер (1801—1858). В. И. Ленин назвал era «знаменитым основателем новейшей физиологии». Сре­ди его учеников Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К- Людвиг и др. Особенно большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833—1840). В нем наряду с вопросами общей физиологии большое место занимают данные по физиологии нервной систе­мы. В этом учебнике получило развитие учение о реф­лекторном акте и о рефлекторной природе работы спин­ного мозга.

159


Необходимо отметить, что несколько раньше подобную рабо­ту произвел английский физиолог Маршалл Холл (1790—1857), ^которого Э. Боринг назвал «пионером в исследовании рефлектор­ных актов»5. Мюллер признавал приоритет Холла. Несмотря на это, в силу авторитета Мюллера и его учебника, учение о ре­флекторной природе деятельности спинного мозга связывается с •его именем.

Большое место в учебнике Мюллера занимает изучение деч-тельности органов чувств, особенно зрения и слуха.

Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии •органов чувств, которая является одним из самых круп­ных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Док­трина включает десять законов. В соответствии с пер­вым законом мы имеем сознание не объекта, но наших -нервов, нервы — это посредники между воспринимаемы­ми объектами и умом и таким образом они навязывают -уму свои собственные характеристики. По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Не­посредственными объектами восприятия наших чувств -являются состояния, вызываемые в нервах и чувству­емые как ощущение либо самого нерва, либо чувствую­щего органа. Идеи Мюллера о том, что нервы органов чувств не являются передатчиками свойств внешних тел, напоминают мысли Локка о вторичных качествах. Вто­рой закон доктрины Мюллера состоит в принципе спе­цифичности. Имеется пять видов нервов и соответству­ющих органов чувств, и каждый из них имеет свое специ­фическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон доктрины спе­цифичности опирается на эмпирическую очевидность первых двух: одна и та же причина вызывает в различ­ных органах чувств различные ощущения (зрительные, ч;луховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается необычным раздражителем, не­адекватным для данного органа чувств, например, элек­трическим или механическим). Следовательно, и качест­во ощущений зависит от природы нерва, на который воз­действует причина. Таким образом, хотя причиной ощу­щений является материальное воздействие, ощущение не