Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 8 из 80)

23 Там же. С. 218. " Там же. С. 222.


2*


35


ния, когда настоящее невыносимо, будущее, пожалуй; еще более грозно»25. В этих условиях покорность яви­лась одним из путей личного самоопределения и пове­дения. Вера стоиков в силу души перед судьбой воспи­тывала уважение к сильному характеру, укрепляла мо­ральный дух человека26. По учению стоиков, характер — это определенность, печать своеобразия, которая отли­чает поступки одного человека от другого и выражает специфическое отношение человека к миру, к себе и к другим людям. «Великое дело играть всегда одну и ту же роль ... Потребуй от себя одного — каким ты был вначале, таким оставайся до конца. Сделай так, чтобы тебя хвалили, а не сможешь — так хоть чтобы узнава­ли»,— писал Сенека. К наиболее существенным чертам характера стоики относили мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость.

Характер основывается на мировоззрении, опирает­ся на представления о благе, зле и безразличном. Жиз­ненные трудности, с которыми встречается человек, при­обретают значение технических помех. «В недосягаемом месте та душа, что покинула все внешнее и отстаивает свою свободу в собственной крепости: никакое копье до нее не долетит»,— писал Сенека. Это высказывание не следует понимать как призыв к уходу от жизненных дел и обязанностей; стоики требовали от человека испол­нения его гражданских, семейных и др. обязанностей. Мудрец может отдать свою жизнь за отечество и за своих друзей. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями,. путем совершения поступков, а также с помощью на­блюдения за поступками героев, размышления над ни­ми. Каждый может и должен воспитывать в себе силь­ный характер. «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но ес­ли что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе»27.

25Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 312.

26 См.: Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М.„
1977.

27Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления, М, 1914.
Книга шестая. С, 77—78.

36


Идеалистическая психология Платона

По замечанию Энгельса, «при всем на­ивно-материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древнейших греков имеется зерно поздней­шего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое» отличное от тела (он и магниту приписывает душу), у Анаксимена она — воздух (как в Книге бытия), у пифа­горейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело яв­ляется для нее чем-то чисто случайным. И у пифагорей­цев душа есть «отщепившаяся частица эфира»28. Имен­но в трактовке особенностей души в их отличии от те­ла постепенно нарастают идеалистические тенденции. Пифагореец Филолай впервые обозначил тело тюрьмой для души. Анаксагор выдвинул учение об уме «нус» как причине всего, как принципе космоса, движения, целе­сообразности, признавая в то же время и причины эм­пирического естественнонаучного характера. Против этой непоследовательности Анаксагора выступил Сократ. Бо­жественный разум, по Сократу/ является единственной причиной всех явлений. В учении о душе Сократ впер­вые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность ду­ши. Он определил душу отрицательно — как нечто, от­личное от тела. Душа невидима в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божест­венным. Он защищал бессмертие души.

Так постепенно наметилось движение античной мыс­ли в направлении идеалистического понимания души. Своего наивысшего развития идеализм достигает у уче­ника Сократа — Платона (427—347 гг. до н. э.), став­шего основоположником объективного идеализма. Наи­большее место психологическим проблемам отводится в его сочинениях — диалогах «Федон», «Федр», «Пир»,. «Государство», «Филеб».

Центральной философской проблемой Платона яв­ляется учение об идеях. Идеи — это истинно сущее бы-* тие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения^ не осуществленное в какой-либо субстанции. Они без­видны и незримы, существуют самостоятельно незави­симо от чувственных вещей. В отличие от идей мате-

28Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 504.

37!


*рия — это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, :которое может стать любой вещью, т. е. всем при со­единении с определенной идеей. Наконец, чувственный мир, т. е. материальные вещи, предметы, естественные и •сделанные человеком. Этот мир возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. Соотношение идей и вещей таково, что в нем миру идей принадлежит неоспоримое первенство. Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи — их подобия. Идея выступа­ет как цель, к которой, как к верховному благу, стре­мится все сущее. Учение Платона об идеях есть объек­тивный идеализм. Его гносеологические и классовые корни имеют ту же природу, что и идеализм вообще29. Составной частью идеалистической философии Плато­на является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувст­венных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соеди­нение с каким бы то ни было телом. В своем первобыт­ном состоянии она составляет часть мирового духа, .пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа ду­ши сродни природе идей. «Божественному, бессмертно­му, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей сте­пени подобна наша душа»30. В отличие от души тело подобно «человеческому, смертному, непостижимому для ума, многообразному, разложимому и тленному, непо­стоянному и несходному с самим собою»31.

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и 'истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к то­му, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бес­конечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Те­лесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного нача-.ла. В то же время Платон учит о связи души и тела: •они должны соответствовать друг другу. Платон разли-

29Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 322. »• Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 45. « Платон... Т. 2. С. 45.

38


чает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходи­мость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность. Платон решает во­прос и о локализации души в теле. В целом Платон учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым-существом»32, при руководящей роли в этом союзе ду­ши. Платон дает метафорические образные определе­ния души. В «Государстве» он использует сравнение со стадом, пастухом и псом, помогающем ему. В «Федре» душа уподобляется крылатой упряжке из двух коней и: возничего. «Уподобим душу соединенной крылатой пар­ной упряжке и возничему... две части мы уподобим ко-ням ... третью — возничему...»33. В этих определениях в: образной форме выражено положение о тройственном: составе души. По Платону, есть три начала человече­ской души. Первое и низшее общо ему вместе с живот­ными и растениями. Это вожделеющее неразумное на­чало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: оно чувству­ет удовольствие, достигая этой цели, и страдание — в= противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охва­чен другими вожделениями»34. Она составляет большую часть души каждого человека. Другое — разумное — на­чало противодействует или противоборствует стремлени­ям вожделеющего начала. Третье начало — яростные дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, ста­новится союзником того, что ему представляется спра­ведливым, и ради этого он готов переносить голод, сту­жу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо до­биться своего, либо умереть; разве что его смирят дово­ды собственного рассудка, который отзовет его наподо­бие того, как пастух отзывает свою собаку»35.