Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 54 из 80)

Разрешению социальных проблем служит созданная Скиннером технология поведения, призванная осущест­влять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не прини­маются во внимание, средством управления поведения не является обращение к сознанию людей. Им выступа­ет контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. За научным примитивизмом такой трактовки человека как автомата открывается ее реакционная идеологическая направленность. Вместе с другими методами и средствами, разработанными в пси­хологии, наука о поведении Скиннера используется в целях решения политических проблем американского об­щества, вооружает буржуазных политиков из других стран в их практике контроля над поведением людей с целью его модификации. Необихевиоризм внес вклад в экспериментальное исследование поведения: способство-

251


вал утверждению объективного подхода к его изучению. Однако теоретическая несостоятельность направления является закономерным результатом базисной установ­ки, восходящей к Уотсону — на исключение сознания из> психологии. Включение промежуточных переменных, природа которых понимается разными авторами различ­но, не освободило это направление от механицизма » натурализации человека. В зарубежной психологии на­растает общее разочарование в бихевиоризме.

Глава III

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, структура)—одно из наиболее влиятельных it интересных направлений периода открытого кризиса,. явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом^ решения проблемы целостности в немецкоязычной (не­мецкой и австрийской) психологии, а также философии-конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Непосредствен­ным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощу­щений отдельных звуков, поскольку сохраняется при из­менении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было та­ким же простым и неразложимым элементом, как и эле­ментарное ощущение. Этот факт Эренфельс подверг специальному анализу. Он выделил специфический при­знак гештальта — свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из од-ной тональности в другую; гештальт квадрата сохраня­ется независимо от размера, положения, окраски состав­ляющих его элементов и т. п. Однако Эренфельс не раз» вил теории гештальта и остался на позициях ассоци-анизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Ф. Крю-

252


гер, глава школы (1874—1948), Й. Фолькельт (1848— 1930), Ф. Зандер), которая получила название школьг диффузно-комплексных переживаний или школы психо­логии развития. Существовала с конца 10-х до конца 30-х гг.

Главное понятие этой психологии — понятие ком­плексного качества как целостного переживания, прони­занного чувством. Основу любого психического акта — восприятия, памяти и др.—составляет система бессозна­тельных активных процессов и импульсивных тенденций* диспозиций, которые детерминируют его продукт. Офор­мляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей. Исследования лейпцигских психологов привлекли внимание Л. С. Выготского, который отме­чал: «Мы обязаны лейпцигским исследователям уста­новлением того замечательного факта, который показал,. что вообще в начале развития мы не может констати­ровать достаточно дифференцированных отдельных пси­хологических функций, а мы наблюдаем гораздо более-сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдель­ные функции, среди которых мы находим и восприятие. Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу Лейпцигской школе с ее ложными методологиче­скими взглядами. Лишь с совершенно иных методологи­ческих позиций становятся понятными факты дальней­шего развития восприятия»1.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследова­ния восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии от­дельных элементов в акте восприятия. В экспериментах испытуемому последовательно предъявлялись два свето­вых стимула (один — вертикальная или наклонная по­лоска (А), другой — горизонтальная (В)). При значи­тельном временном интервале между А и В видны оба стимула, следующие друг за другом. При очень быстрой смене раздражителей испытуемые воспринимали угол,. при средней скорости видели, как первая — наклонна* или вертикальная линия — перемещается в горизонталь-

1Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М... I960. С. 258.

255


ное положение. Это кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже при специальной инструкции. Вертгеймер также описал яв­ление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объ­екта. Оно получило название стробоскопического движе­ния.

Сам факт кажущегося движения был не нов. Еще раньше было установлено, что последовательное смеще­ние объекта может вызвать восприятие непрерывного движения. Новым было объяснение этого факта. По Вертгеймеру, при возбуждении в мозгу определенного пункта «А» вокруг него создается зона, где также ска­зывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за <А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передается из пунк­та «А» в пункт «В». В феноменальном плане этим про-дессам соответствует восприятие движения из «А» в -«В». Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальттеории.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х гг., в Берлине складывается Бер--линская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Ле­вин (1890—1947). Исследования охватывали восприя­тие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Кёлер в книге сФизические структуры в покое и стационар­ном состоянии* (1920) проводит мысль о том» что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Геш-тальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процес­сы действительности определяются закономерностями гештальта. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах, которые объяс­нялись на основе физической теории электромагнитного поля, со­зданной Фарадеем и Максвеллом. Вводилось предположение о су­ществовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа. Гипотеза о наличии мозговых полей составляет существенную часть системы гештальтпсихологии и представляет ее решение психофизической проблемы. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихо-логами как выражение структурного единства мира — физическо­го, физиологического и психического: последний есть точная струк­турная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Кёлеру, преодолеть витализм. Вы­готский оценил эту попытку как «чрезмерное приближение проблем лсихнки к теоретическим построениям и данным новейшей фнзн-

254


ки"2. Дальнейшие исследования (хотя не все они были выполне­ны гештальтпсихологами) усилили новое течение. Э. Рубин открыл" феномен фигуры к фона (1915); Д. Катп, показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения. Принципиальное значение имели эксперименты Кёлера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Жи­вотное дрессировалось на выбор более светлого из 2 серых оттен­ков. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная по­верхность заменялась более светлой. Животное продолжало вы­бирать более светлую из этой новой комбинации, хотя ее не бы­ло во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсо­лютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не­имеет значения, а получает его в определенной структуре, в кото* рую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны ку­рам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое — это не высшее, как считалось раньше, структу­рирование не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т. п. В 1917 г. Кёлер распространил принципы структурности на объяснение мышления («Исследование интеллекта человекоподоб­ных обезьян»). В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить об­щий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онто-н филогенезе («Основы психического развития»). Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, обра­зовании все более и более сложных структур, а также в установ­лении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца' в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существу­ют независимо друг от друга. С развитием они коммуницируют,. вступают в соотношения друг с другом. Подвергалась критике тео­рия 3 ступеней развития в филогенезе К. Бюлера за то, что он* представляет психическое развитие как состоящее из различных не: связанных друг с другом единым принципом ступеней.