Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 36 из 80)

Теория бессознательных умозаключений Гельмголь-ца утверждает, что перцептивный образ не ограничива­ется тем, что идет от стимула в данный момент: вос­приятие, которое выступает для человека как непосред­ственно данное, является на самом деле продуктом опы­та. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту ра­боту, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то ча­стью прошлого опыта (большая посылка), а затем де­лаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессозна­тельное умозаключение»: оно — результат не сознатель­ной деятельности, а какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по ана­логии с умозаключением. Выделяются следующие осо­бенности бессознательных умозаключений. Во-первых, они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и не управляются сознанием. Во-вторых, они формируют­ся в опыте, путем многократного повторения, в-третьих, механизмом таких умозаключений являются, по-видимо­му, какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания вос­приятия: она указывает на существование механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но со­ставляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявля­ет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

Гельмгольц оставил интересные психологические за­метки по творческому мышлению, вниманию и др. во­просам. Но они имеют более частное значение.

В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга. Они углубляли представления о ма-


термальном субстрате психической деятельности. В пер­вой четверти XIX в. известный австрийский врач и ана­том Ф. А. Гвллъ выступил с исследованиями по морфо­логии мозга. Он впервые отличил серое вещество, со­ставляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, свя­зывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способность человека. Френология Галля как учение о связи строго локализо­ванных способностей человека со строением черепа яв­ляется ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Идеи локализационизма натолкнулись на сопротив­ление со стороны фактов. Примерно в это же время, в первой четверти XIX в., французский физиолог, основа­тель экспериментальной физиологии мозга Пьер Флу-ранс (1794—1867) на основе физиологических экспери* ментов с разрушением полушарий у птиц обнаружил, что через некоторое время у птиц восстанавливается по­ведение, независимо от того, какая часть мозга была разрушена. «Масса мозговых полушарий физиологичес­ки столь же равноценна и однородна, как масса какой-нибудь железы, например печени». Так была высказана идея о полной функциональной однородности мозговой массы. Исследования Флуранса имели большое значе­ние, так как на место умозрительных домыслов поставили научный эксперимент. Полученные данные свидетельст­вовали о пластичности мозга, о взаимозамещаемости его функций. Однако Флуранс сделал слишком широкие обо­бщения. Неучет эволюционного подхода к мозгу, имею­щему различное строение у животных, находящихся на разных ступенях развития, привел к неправомерным вы­водам. Все последующие десятилетия работы по иссле­дованию мозга были связаны с развитием идей локали-

166


зационизма. Материал поступал из двух источников. Во-первых, из наблюдений за нарушениями поведения у больных с локальными поражениями мозга (клиниче­ские наблюдения французского врача Буйо, показавшие, что потеря моторной функции речи связана с наруше­ниями в области передних отделов мозга (1825); откры­тие французским анатомом Брока центра моторных об­разов слов (1861); открытие немецким психиатром Вер-нике центра сенсорных образов слов и др.)- Вторым ис­точником, на базе которого складывались локализаци-онистские представления о мозге, были анатомические и физиологические исследования мозга (опыты с непо­средственным раздражением коры, с разрушением опре­деленных областей мозга и т. п.). Открытие двигатель­ных центров в коре Фритчем и Гитцигом (1870) мето­дом раздражения роландовой борозды коры электриче­ским током и исследования киевского анатома Беца по морфологическому описанию коры, открытие связи за­тылочной коры мозга с функцией зрения, височной — слуха и др. (Мунк), передних областей мозга — с вни­манием и интеллектуальными функциями (Гитциг и Ферьер), полученные методом экстирпации отдельных участков коры мозга, подкрепляли вывод о неоднород­ности морфологической структуры мозга: мозг имеет высокодифференцированное строение. Однако представ­ления о прямой связи функции с каким-то узким участ­ком мозга были слишком грубыми, противоречащими фактам. Так, например, немецкий физиолог Ф. Гольц (1834—1902) обнаружил, что экстирпация отдельных участков мозга у собаки приводит к нарушению пове­дения в целом, следовательно, к мозгу нужно подходить как к целостному образованию.

В период расцвета узколокализационистского подхо­да эта идея не получила достаточного развития, и толь­ко в 60-х гг. крупнейший английский невролог X. Джек­сон преодолел узкий локализационизм и сформулиро­вал принципиально новый подход к пониманию локали­зации психических функций.

По Джексону, психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу: например, по отношению к двигательной активности низший уровень — что спинной мозг и варолиев мост, средний уровень — моторная об­ласть коры, высший уровень — префронтальная область. Нарушения на том или ином уровне приводят квыпаде-

167


нию той или другой стороны функции. В процессе эво­люции происходит развитие и интеграция различных уровней головного мозга — формирование системы свя­зей, которые обусловливают сложное поведение челове­ка— мышление, символическое действие. Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению пси­хики. Идеи Джексона были развиты Г. Хэдом, его учени­ком. Новое и весьма прогрессивное направление, нача­тое Джексоном по проблеме локализации психических функций, получило настоящее развитие позже, уже в XX в., особенно в нейропсихологии, в теории системной динамической локализации высших психических функ-ций человека.

Таковы главные направления в развитии учений по физиологии мозга в XIX в. Локализационистский и ан-тилокализационистский подходы сосуществовали, пото­му что каждый из них опирался на какие-то факты, ко­торые, однако, понимались односторонне, а сложность проблемы локализации психических функций в мозгу не позволяла принять тот или другой подход как единст­венный.

Успехи в области исследования мозга так же, как и достижения в некоторых других областях физиологии (были открыты железы внутренней секреции и показана связь эндокринной системы с психическими процесса­ми), способствовали развитию знаний о материальных (анатомических и физиологических) основах психики и поставили большой вопрос о соотношении анализа фи­зиологических механизмов психических функций и соб­ственно психологического анализа, т. е. проблему соот­ношения психологического и физиологического. В ходе ее решения оформились две теории — параллелизма и взаимодействия физиологических процессов и психиче­ских явлений. Каждая из них базировалась на концеп­ции дуализма духа и материи. В теории параллелизма психическое рассматривается как параллельное физио­логическому, т. е. как эпифеномен. Отрицая реальную функцию психики, эта концепция вступает в противоре­чие с естествознанием и ставит под сомнение необходи­мость психологии как отдельной науки. В теории взаи­модействия сохраняется значение психики и тем самым значимость психологии как науки. Однако объяснение самого процесса влияния психики на тело встречает большие трудности. Наибольшее распространение среди психологов получила теория параллелизма.


Глава II

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ

Другим важнейшим источником, на ба­зе которого формировалась экспериментальная психо­логия, явилась психофизика. Г^Т. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» (Т860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную тео­рию соотношения между физическим и психическим ми­рами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физиче­ским). Фехнер разработал только внешнюю психофи­зику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспери­ментальные методы. Он сформулировал основной пси­хофизический закон. Все это составило новую самостоя­тельную область знания— психофизику. Целью Фехне-ра было измерение ощущений. Поскольку раздражи­тель, который вызывает ощущения, может быть изме­рен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физиче­ского раздражителя. Точкой отсчета при этом выступа­ла та минимальная величина раздражителя, при кото­рой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражите­лями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры изме­рения ощущения. Таким образом, интенсивность ощуще­ния равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фех-нера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.