Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 16 из 80)


Глава III

ПСИХОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА И ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, ве­ликими открытиями и изобретениями в различных об­ластях науки и техники понятие души становится излиш­ним для объяснения большей части явлений жизнедея­тельности тела. Ф. Бэкон (1561—1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изуче­ния наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага, сделанные Бэконом,— исключение из состава души органических функций и отказ от изучения души как особого пред­мета, требование перейти к описанию ее процессов — подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для становления новой науки о сознании.

Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, со­ставной частью которой является и психология. «Эта наука для человека составляет цель всех наук и в то же время лишь часть самой природы»1. Вообще «все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом, чтобы они лишь намечали или указывали раз­личия наук, а не рассекали и разрывали их...»2. Это требование звучит актуально и сегодня в связи с зада­чами комплексного изучения человека.

Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух час­тей. «Одна из них рассматривает человека как таково­го, вторая — в его отношении к обществу. Первую из них называем философией человека, вторую — граждан­ской философией»3. Характерно, что в философии чело­век рассматривается в отвлечении от общественно-эко­номических условий его существования: Бэкон подхо­дит к человеку натуралистически. В соответствии с час-

* Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. I. С. 251.

2 Там же. С. 252.

3 Там же.

72


тями, из которых состоит человек (тело и душа), выде­ляются науки о теле и науки о душе. Прежде, чем рас­смотреть каждую из них, Бэкон выделяет общие вопро­сы, охватывающие как тело, так и душу. Это учение о личности и учение о связи души и тела. В учении о лич­ности на примерах выдающихся исторических деятелей рассматриваются высшие проявления человеческих воз­можностей: выдающаяся память, чудеса мудрости, мо­ральной стойкости и т. д. Учение о союзе души и тела включает вопросы; определение душевного состояния по внешним проявлениям (физиогномика), толкование снов, влияние болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наоборот, души на тело. Этим вопросам Бэкон уделяет внимание в связи с их полезностью в по­вседневной жизни. К их решению он подходит материа­листически. К наукам о теле относятся: медицина, кос­метика, атлетика и наука о наслаждениях. Их харак­теристика направлена на выделение всего, что способ­ствует здоровой жизни.

Учение о душе включает науки о рациональной бо­жественной душе или духе и о чувствующей нерацио­нальной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чув­ствующую проявляется теологическая непоследова­тельность Бэкона, характерная, по оценке Маркса, для всей философии Бэкона. В каждой душе Бэкон выделя­ет ее способности (функции). Для чувствующей души это способности ощущения и выбора, т. е. стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоя­тельств, и произвольные движения. Способность ощуще­ния и выбора, по Бэкону, имеют все тела: например, железу приписывалась особая симпатия — стремиться к магниту, плотным и тяжелым телам — влечение к зем­ле. От нее следует отличать восприятие как функцию души. Однако критерия, позволяющего произвести это различение, Бэкон не дает. Способности рациональной души — это разум (или интеллект), рассудок, вообра­жение, память, желание (или влечение), воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности су­ществующего мира. По характеристике Маркса, «мате­рия улыбается своим поэтически-чувственным блеском

73


всему человеку»4. Чувства являются исходным элемен­том познания, но они не обеспечивают всего познания. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Кри­тикуется догматизм, когда, подобно пауку, тянут пау­тину мыслей из самих себя. Необходим союз опыта и рассудка. По характеристике Маркса, у Бэкона «наука есть опытная наука и состоит в применении рациональ­ного метода к чувственным данным»5. Анализ позна­вательных возможностей человека приводит Бэкона к выводу о том, что познание подвержено глубочайшим заблуждениям, которые обманывают не в частных во­просах, но на каждом шагу как бы расставляют ловуш­ки разуму. Эти заблуждения Бэкон обозначает словом «идолы». «Ведь человеческий ум, затемненный и как бы заслоненный телом, слишком мало похож на глад­кое, ровное чистое зеркало, не искаженно воспринима­ющее и отражающее лучи, идущие от предметов; он подобен скорее какому-то колдовскому зеркалу, полно­му фантастических и обманчивых видений. Идолы дей­ствуют на интеллект или в силу самих особенностей об­щей природы человеческого рода, или в силу индивиду­альной природы каждого человека, или как результат слов, т. е. в силу особенностей самой природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами рода, вто­рой— идолами пещеры и третий — идолами площади. Существует еще и четвертая группа идолов, которые мы называем идолами театра, являющимися результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства. Но от этого типа идолов мож­но избавиться и отказаться... Идолы же остальных ви­дов всецело господствуют над умом и не могут быть полностью удалены из него»6. Препятствия, стоящие на пути человеческого познания, могут быть либо врожден­ными, либо приобретенными. Как они ни могуществен­ны, они преодолимы, и познание объективной истины возможно. Встает вопрос о средствах освобождения от заблуждений. Подобно тому как в практической дея­тельности, «если бы люди взялись за механические ра­боты голыми руками без помощи орудий... то невелики были бы те вещи, которые они смогли бы подвинуть и

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 142.
8Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 142.

* Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 322—323.

74


преодолеть, хотя бы они посвятили этому усердные и притом соединенные усилия»7, так и познающий ум дол­жен быть надежно вооружен. «Голая рука и предостав­ленный самому себе разум не имеют большой силы. Де­ло совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия ру­ки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его»8. Главным орудием познания, по Бэкону, является метод» «самая важная проблема из всех существующих». Ме­тодом, адекватно раскрывающим природу, Бэкон счи­тает научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявил правила перехода от частного к общему. Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родона­чальником эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Бэкона орудием, которое вооружает методом научного исследования.

Слова Бэкона о необходимости вспомогательных средств в процессе познания неоднократно сочувствен­но приводятся Л. С. Выготским9. По вопросу о том, в каком отношении к психологии мышления находится ло­гика и может ли быть логика единственным или глав­ным критерием мышления, в современной психологии существует большая дискуссия'10.

7Бэкон Ф. Соч. Т. 2. М., 1972. С. 8.

8 Там же. С. 12.

9Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. M.f 1960. С. 448.

10 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.


Раздел второй

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ

Глава I

ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИ

С именем Декарта (1596—1650) свя­зан важнейший этап в развитии психологических зна­ний. Своим учением о сознании, развиваемым в контек­сте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовав­шего до него аристотелевского учения о душе. Психи­ка стала пониматься как внутренний мир человека, от­крытый самонаблюдению, имеющий особое — духов­ное— бытие, а противопоставлении телу и всему внеш­нему материальному миру. Их абсолютная разнород­ность— главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Де­карта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Де­карт ввел понятие рефлекса и этим положил начало ес­тественнонаучному анализу поведения животных и час­ти человеческих действий.

В системе Декарта ее философские и психологиче­ские аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собст­венно психологическим.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, на­правленных на природу. В них он стремился к построе­нию истинной системы знания.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в ка­честве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозре­ние в недостоверности, замечая, что его следует приме-

76


нять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся цел^ю созерцания истины»'1, т. е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь прав­доподобными— вероятными — знаниями, которых впол­не достаточно для решения задач практического харак­тера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как ме­тодический прием в целях философского и научного ис­следований.