Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 57 из 80)

Описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важ­ный психологический факт—факт гештальта — продол­жает привлекать исследователей. Его теоретическое ос-

. 15Выготский Л. С. Собр. соч. .„ Т. 1. С. 402. «• Там же. С. 268.

17Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М-1960. С. 27.

264


мысление с помощью принципа изоморфизма справедли* во расценивается как откровенный физикализм и не мо­жет претендовать на объяснение. С позиций, отражаю­щих достижение современной психологии в области эк­спериментальных исследований и теории, намечается но* вый подход к объяснению этого факта. Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая «авторитетность и притяга­тельность этого направления»18, был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них зако* номерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический меха­низм гештальта, в частности в области восприятия. Им выступает, по мнению А. А. Митькина, опыт субъекта (автор опирается на современные исследования восприя­тия в зарубежной науке, а также усматривает связь вы­двинутого им тезиса с учением о фазности восприятия Н. Н. Ланге, отдельными высказываниями И. М. Сече­нова). Более конкретно эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях по планомерному фор­мированию симультанного опознания, проводимых в контексте теории планомерного формирования умствен­ных действий и понятий 19.

Глава IV

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Эта психология выдвинула идею о не­зависимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ 3. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и ана­литической психологии К. Юнга. Эта психология отлича­ется от эмпирической психологии сознания представле­ниями о форме существования психического: психика

18Митькин А. А. Законы гештальта и фазность восприятия//
Психол. ж. 1983. № 6. С. 30.

19 См.: Шабельников В, К, Формирование быстрой мысли. Ал­
ма-Ата, 1982; Подольский А. И. Становление познавательного дей­
ствия: научная абстракция и реальность. М., 1987 и др.

265


существует вне и независимо от сознания, и именно бес­сознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание то­же ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психоло-тией стоит и проблема личности, ибо содержание бессо­знательного играет решающую роль в выяснении ценно--сти личности.

Психоанализ 3. Фрейда (1856—1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социаль­ного развития Австрии конца прошлого — начала ны­нешнего столетия. Такие особенности социально-психо­логической атмосферы Австрии того времени, как кру­шение патриархальных принципов в столкновении с бур­жуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализ­ма, расцвет национализма и на его почве распростране­ние антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)* Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррацио­нальности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появ­ляется широкий интерес к бессознательному — не только в специальной, научной литературе, но и в художествен­ной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его по­нимание человека, согласно которому под напором ин­стинктов сексуальности и в силу бессознательности пси­хических процессов признавалось, что «Я» — «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис бур­жуазной личности, типичное самоощущение индивида в "буржуазном обществе, в том числе той его части, с ко­торой имел дело Фрейд как практикующий врач. Одна­ко сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную — естествен­ную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из ме­дицинской практики лечения больных с функциональны­ми нарушениями психики. 3. Фрейд после оконча­ния медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лон­доне в 1939 г.

"266


Занимаясь неврозами, главным образом истерией* 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских невро­логов Ж- Шарко и И. Бернгейма. Использование по­следним гипнотического внушения с терапевтическими: целями» факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали та­кому пониманию этиологии неврозов, их лечения, кото­рое составило ядро будущей концепции. Оно было изло­жено в книге «Исследование истерии» (1895), напи­санной совместно с известным венским врачом И. Брей-ером (1842—1925), с которым Фрейд в то время со­трудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период своди­лась к пониманию невротических болезней как патоло­гического функционирования «ущемленных аффектов»,. сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие era переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в станов­лении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гип­ноза как средства проникновения к ущемленным и за­бытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бес­сильным, встречал «сопротивление», которое не мог пре­одолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в тол­ковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций^ малых и больших психопатологических симптомов (про­явлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувст­вительности, двигательных расстройств, оговорок, забы­ваний и т. п. Исследование и интерпретацию этого раз­нообразного материала Фрейд назвал психоанализом— новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько-десятилетий. За эти годы его концепция бессознательно­го претерпела существенные изменения. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три перио­да. Первый период (1897—1905), когда психоанализ в^ основном оставался методом лечения неврозов с отдель­ными попытками общих заключений о характере душев­ной жизни. Основные произведения этого периода; «Тол-

267f


кование сновидений» (1900), «Психопатология обыден­ной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бес­сознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуаль­ности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналити­ческого метода лечения). Особенное значение имеет ра­бота «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное с цензурой между ними. В этот период психо­анализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), жела­ющих изучить психоанализ и применить его в своей практике. Во втором периоде (1906—1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения — динамической, топической и эконо­мической. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912)—работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художе­ственного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельно­сти» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во мно­гих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла чи­тал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909). Значи­тельным событием в развитии психоанализа в этот пе­риод был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К- Юнга (1912), Лучшим и наибо­лее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд при­соединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916—1917 гг. В 3-м, по­следнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское