Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 18 из 80)

20Декарт Р. Избранные... С. 597.

21 Там же. С. 600.

22 Там же. С. 601.
лТам же.

81


тодаря этому в движение ту часть мозга, откуда эта ниточка выходит, подобно тому как движение одного конца веревки приводит в движение другой. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отвер­стий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, за­ставляя укорачиваться — и происходит движение. Та­ким образом, движение возникает в результате воздей­ствия предмета на тело, которое механически проводит­ся к Мозгу, а от мозга — к мускулам. Направленность «животных духов» каждый раз к определенным муску­лам объясняется характером внешнего воздействия, тре­бующего определенного, а не любого движения. Другой причиной направления течения животных духов являет­ся неодинаковая подвижность «духов» и разнообразие их частиц.

Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправле­ния, общие для человека и животного.

Объяснение непроизвольных движений представля­ет исторически первую попытку рефлекторного принци­па24. В то же время в рефлексе как механизме, совер­шенно независимом от психики, проявляется механисти­ческая односторонность Декарта.

Животные, считал Декарт, не имеют душл. Вся слож­ность явлений, какую мы наблюдаем в поведении жи­вотных, в том числе высших, есть чистый автоматизм природы. Величайшим из предрассудков называет Де­карт мнение о том, что животные думают.

Главное соображение, убеждающее в том, что жи­вотные лишены разума, состоит в том, что, хотя между ними бывают одни более совершенные, чем другие, и хотя все животные ясно обнаруживают естественные движения гнева, страха, голода и т. п. или голосом, или движениями тела, тем не менее животные, во-первых, не имеют языка, и, во-вторых, хотя многие из них обна­руживают больше, чем человек, искусства в. некоторых действиях, однако, при других обстоятельствах они его

24 На это указывал И. П. Павлов: «Общепризнано, что идея ефлекса идет от Декарта»///7авлое Я. Я. Поли. собр. трудов: I 5 т. М.; Л., 1949. Т. III. С. 443.


совсем не обнаруживают. «...Животные разума не име­ют, и природа в них действует согласно расположение их органов, подобно тому как часы, состоящие из ко­лес и пружин, точнее показывают и измеряют время». чем мы со всем нашим разумом»25. Отрицание у жи­вотных психики нарушало преемственность между жи­вотными и человеком и с неизбежностью приводило к идее бога как порождающей человеческий разум.

Этот вывод был обусловлен также соображениями этическо­го характера и связан с религиозными догмами о бессмертии ду­ши. Идея бессмертия души, хотя и высказывается Декартом неод­нократно, но конкретно не раскрывается.

Вывод об автоматизме животных выступал в систе­ме Декарта конкретно-научным обоснованием философ­ского положения о независимом существовании телесной и душевной субстанций или по крайней мере об отдель­ном существовании телесной субстанции. Метафизиче­ские размышления Декарта о душе как самостоятельной субстанции не подкрепляются материалом положитель­ного описания такого существования, ибо, хотя по при­роде душа и может существовать 'раздельно от тела, в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека. О связи души и тела свидетельствует опыт, собственное самонаблюдение. Голод, жажда и т. п., восприятия света, цветов, звуков,. запахов, вкусов, тепла, твердости и пр. являются про­дуктом соединенной деятельности души и тела и назы­ваются страстями в широком смысле слова. Собствен­ные проявления души — это желания и воля. Они — действия души и не имеют отношения к чему-либо ма­териальному: не связаны с телесными процессами ор­ганизма, не вызываются каким-либо материальным пред­метом. Сюда же относятся внутренние эмоции души, на­правленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость от размышления о нечто* только умопостигаемом.

Душа соединена со всем телом, но наиболее ее дея­тельность связана с мозгом, точнее, по Декарту, не со­всем мозгом, а только с частью его, «расположенной глубже всех». Душа помешается в очень маленькой железе, находящейся в середине мозга; в силу своего

25Декарт Р. Рассуждение... С. 52.


положения она улавливает малейшие движения живых духов, которые «могут ее двигать весьма различно в -зависимости от различных предметов. Но и душа может вызвать различные движения; природа души такова, что она получает столько различных впечатлений, т. е. у нее бывает столько различных восприятий, что она производит различные движения в этой железе. И об­ратно, механизм нашего тела устроен так, что в зави­симости от различных движений этой железы, вызван­ных душой или какой-либо другой причиной, она дей­ствует на «духи», окружающие ее, и направляет их в поры мозга, которые по нервам проводят эти «духи» в мускулы. Таким путем железа приводит в движение части тела»28.

Б объяснении механизма взаимодействия души и те­ла выступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой —тесно с ним связана; душа непротяженна и помещается в маленькой железе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюде­ния вступают в противоречие друг с другом27.

Учение Декарта о душе и теле и об их субстанцио­нальном различии породили философскую психофизичё-. скую проблему: хотя различие между духовным и те­лесным признавалось и до Декарта, но четкого крите­рия выделено не было. Единственным средством позна­ния души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания со­знания: сознание есть то, как оно выступает в самона­блюдении. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития осно­ванной на нем психологической науки.

26Декарт Р. Избранные... С. 613.

27 После Декарта проблему взаимодействия души и тела пы
тались решить окказионалисты А. Гейлинкс (1625—1669) и
Н. Мальбранш (1638—1715): настоящее взаимодействие невозмож­
но, видимость же его производится простым вмешательством Бога.
Тело считается случайной или кажущейся причиной происходящих
в душе изменений и обратно. Это лишь окказия (cause per ос-
casionem) — повод для деятельности истинной причины, которая
в Боге.

■84


Декарт дал рационалистическое учение о страстях. которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вы­зываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-ни­будь движением «духов»28. Природа страстей двойствен­ная: они включают телесный компонент и мысль о пред­мете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и вос­питывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях включает такие вопросы: причины и источ­ники страстей, классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей яв­ляется движение животных духов, под влиянием кото­рых в теле происходят большие физиологические изме­нения. В связи с этим Декарт уделяет большое внима­ние психофизиологии чувств, описывает телесные прояв­ления, физиологические компоненты страстей (измене­ния пульса, дыхания и др.). Источники страстей разно­образны, но главным являются воздействия внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соедине­нии с телом и суть следующие шесть: удивление, же­лание, любовь, ненависть, радость, печаль, Их назначе­ние— сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас к истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

Значение страстей велико. Они обеспечивают един­ство тела и души, «... приучают душу желать признан­ного природой полезным»29. От них зависит наслажде­ние жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что име­ется много как вредных для тела вещей, не вызыва­ющих сначала никакой печали и даже радующих чело­века, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одно-

28Декарт Р. Избранные... С. 609. м Там же. С. 624.

85


го и избегать другого с большим, чем следует, рвени­ем»30. Отсюда возникает задача воспитания страстей Декарт уверен в неограниченных возможностях челове­ка в отношении воспитания страстей: «...люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложи­ли достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими»34. Однако на страсть нельзя воздейст­вовать непосредственно: недостаточно одного желания для того, чтобы вызвать в себе храбрость или уничто­жить страх. Средствами в борьбе с нежелательными стра­стями являются разум и воля. От разума зависит зна­ние жизни, на котором основывается оценка предметов для нас, а от воли — возможность отделить мысль о предмете от движений животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем. Воля может не подчиниться страсти и не допускать дви­жений, к которым страсть располагает тело. Например, если гнев заставляет поднять руку, чтобы ударить, воля может ее удержать; если страх побуждает ноги бе­жать, воля может их удержать, «приводя» доводы, убеж­дающие в том, что объект страсти сильнее, чем на са­мом деле. Так определенные суждения о добре и зле, т. е. бесстрастный компонент, своей духовной силой противодействуют телесному механизму, который дейст­вует по механическим законам. Если можно отложить действие, то в состоянии страсти полезно воздержаться от решения и заняться вопросами, пока время и досуг не помогут успокоиться волнению крови. Лучшим сред­ством овладения страстями является опыт. Следует вос­питывать у себя привычку поступать в жизни согласно определенным правилам. Практика обдумывания своих поступков в конце концов позволит и в неожиданных ситуациях действовать вполне однозначно.