Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 64 из 80)

а По отношению к онтогенезу подобный подход- развивал Ж. Пиаже в ранний период своего творчества. По Пиаже, ребенок развивается как биологическое существо, непроницаемое для опы­та, нечувствительное к противоречиям; лишь на определенном эта­пе к биологическим факторам присоединяются социальные и спо­собствуют выработке логических норм его мышления.

1 См. Введение настоящего издания.

295


Он исходил из положения о том» что все ссистемы культу­ры — хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя ор­ганизация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души... и не могут в кон­це концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психи­ческие факторы образуют их важнейшую составную часть, и пото­му они не могут быть рассматриваемы без психического анализа»2. Вследствие психологизации трактовки общества и наук о духе ока­залось, что «развитие отдельных наук о духе связано с разработ­кой психологии»3. Утверждалось, что «психология будет основани­ем наук о духе, подобно тому как математика — основа естест­вознания» 4.

Однако существующая психология была подвергну­та Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из «неправомерного распространения естественнонаучных понятий на область душевной жиз­ни»5, так как естествознание рассматривалось как един­ственно подлинная форма научного знания. Естествен­нонаучная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея отрицательную оценку. «... В кровеносной си­стеме познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, но разбав­ленный сок разума как чистой мыслительной деятель­ности» 6. Критике подвергались принципы этой психо­логии, которую Дильтей называет объяснительной, ее гипотезы, представления об элементах — атомах и их ассоциациях и др., которые не доказуемы. Ее предме­том не являлась полнота человеческой природы — объ­яснительная психология не может объяснить подлин­ную жизнь души потому, что занимается незначитель­ными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики психо­логии как одной из наук о духе, по сравнению с естест­венными науками по предмету и по методу. Естествен­ные науки имеют дело с фактами, которые даются из­вне, при' посредстве чувств как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений. В психологии факты выступают изнутри

2 Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Галь­
перина, А. Н. Ждан. М„ 1980. С. 261.

3 Там же.

4 Там же. С. 276.
6 Там же. С. 277.

Nohl H. WHhelm Diltey (1833—1911)/Die GroSen Deutschen. Deutsche Biographien. Bd. IV. Berlin, 1957.

296


как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто г первично данное. Связные комплексы первоначальны « даны в переживании, они представляют неразложимук> цельность.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привле­чением гипотез, экспериментом. Природу мы объясня­ем. Психология имеет дело с сознанием, которое нуж­но описать. Необходимо отказаться от объяснения в этом естественнонаучном смысле, в смысле поиска при­чин. Душевную жизнь мы постигаем, т. е. уясняем ее * смысл. Эксперимент в психологии возможен, но толь­ко в пограничных областях душевной жизни, в цен­тральных же — нет.

Противопоставление понимания (Verstehen) и объ­яснения (Erklahrung) —центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопостав­ление явилось формой критики натурализации в психо­логическом исследовании, которая свойственна естест­веннонаучно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально от­лично от интроспекции. Интроспекция ограничивает по­знающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно ир­рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить возможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. «Что такое че­ловек, можно узнать не путем размышления над самим собой и даже не посредством экспериментов, а только лишь из истории»7. Понять — это значит оценить субъ­ективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысло­вые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в ис­кусстве, религии, морали, праве. В противоположность абстрактной схематичной объяснительной психологи» описательная психология (или расчленяющая) есть подлинная психология. Ее предметом являются разви­той человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее цельности. Каждое состояние сознания одновремен­но включает в себя интеллектуальную часть (его содер-

7 Хрестоматия по истории... С. 272.

297


жание), побуждение и чувство (нравится — не нравит­ся), волевой компонент как намерение, которым на­правляется всякий мыслительный процесс. Побуждения и чувство занимают центральную часть в структуре ду­шевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые пред­меты среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений: таким образом, находяще­еся вне нашей душевной жизни, с чем соединяются чув­ства удовлетворения, становится ценным. Таким обра­зом, жизненная ценность не есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляет сущность душев­ной жизни и психического развития.

Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим ми­ром— физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. В детстве игра яв­ляется необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы кото­рых не испытаны. В зрелости происходит сознание дей­ствительных ценностей. В старости человеку открыва­ются особо значительные ценности. Произведения, со­зданные в старости, отличаются особой возвышен­ностью. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей само­довлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с посту­пательным течением жизни развивается все более рас­члененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения*8. Мысли В. Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о

8 Хрестоматия по истории... С. 284.

298


качественном своеобразии и непреходящей ценности от­дельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств9.

Позиции В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Э. Шпрангера (1882—1963). Ее за­дачей является исследование отношения индивидуаль­ной духовной структуры субъекта к структуре объектив­ного духа (предмет общей психологии как науки о ду­хе) и выявление типов (форм) смысловой направлен­ности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). Ос­новное понятие психологии Шпрангера — формы жиз­ни10.

От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъек­та Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональ­ное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию. Ценности — это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на не­го воздействие. Это весь мир — природа, наука, искус­ство и т. п. Э. Шпрангер выделяет шесть типов объек­тивных ценностей: теоретические (область науки, проб­лема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); со* циальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преоб­ладания той или иной ценности различаются шесть ти­пичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до неко­торой степени определяют форму, в которой протекает

9 См.: Запорожец А. В, Избранные психологические труды.
Т. U М., 1986.

10 Оно дало название его главному труду «Формы жизни»
(Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologic Halle/Saale,
1914).

299


жизнь индивида. Теоретический человек (все его стрем­ления направлены к познанию); эстетический (стремит­ся постигнуть единичный случай, исчерпать его без ос­татка со всеми его индивидуальными особенностями); экономический (эффект полезности как смысл всей дея­тельности, всей жизни); социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других); политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); религиозный (относит всякое единичное явление к об­щему смыслу жизни и мира). Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер де­лал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен ин­туитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осо­знанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.