Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 29 из 80)

Кроме представлений, Гербарт выделял в сознания
чувства и волю, которые считал продуктом отношений
между представлениями, частным случаем их взаимо­
действия. Например, чувство неудовольствия является
результатом стеснения представлений; устранение стес­
нения составляет чувство удовольствия. Стремление»
т. е. желание, выводится из стеснения представления, ко­
торое заканчивается его освобождением и прояснением
и есть не что иное, как состояние, при котором представ­
ление пробилось в сознание сквозь препятствия и все
более и более определяет собой другие представления,
частью вызывая их, частью подавляя. Это составляет
содержание раздела о воле- . .

132


Уже современники подвергали критике учение Гер* барта о чувстве и воле. Действительно, в нем теряется1 всякая специфика этих процессов. Они не получают са­мостоятельной характеристики, все сводится к силе пред­ставлений.

В психологии Гербарта вся душевная жизнь оказы­вается результатом взаимодействия представлений. Со­знание также не есть нечто отдельное, оно — лишь сум­ма действительных представлений, их свойство. Гербарг создал свою научную школу. Ее самый выдающийся представитель М. В. Дробиш (1802—1896) —математик, логик, философ-идеалист и психолог — много сделал для популяризации и распространения его системы. Другой последователь Гербарта В. Ф. Фолькман в своем «Учеб* нике по психологии» (1856 г.) тщательно изложил'но­вейшие данные о психических явлениях.

Особенную известность получили три ученика Гер­барта—Т. Вайтц (1821—1864), М. Лацарус (1824— 1903) и Г. Штейнталь (1823—1899). Вайтц выступил с идеей о необходимости изучать душевную жизнь перво­бытных народов — и вообще проследить историческое-развитие психической жизни. В труде «Антропология1 первобытных народов» он предпринял попытку собрать. материал о жизни разных народов в отношении их куль­туры, семейной жизни, характера, нравов, политической1 жизни, религии и этим поставил вопрос о возможности; объективного изучения психики.

Лацарус и Штейнталь оцениваются историками в ка­честве основателей этнической психологии, психологии1 народов, которая явилась одним из истоков социаль­ной психологии. Штейнталь известен своими работами* в области языкознания, а также исследованиями вопро­сов об отношении между грамматикой, логикой и психо­логической сущностью языка. Лацарус в работе «Жизнь-души» рассмотрел данные о таких проявлениях психи­ческой жизни, как юмор, язык в его отношении к мыш­лению и т. д., которые проанализировал с психологи­ческой точки зрения. Лацарус и Штейнталь в 1859 г. ос­новали «Журнал психологии народов и языкознания». В программной статье редакторов «Мысли о психоло­гии народов»6 в качестве главной выдвигалась задача

6 Статья была переведена на русский язык в 1864 г. См. об этом в книге: Вудилова Е. Л. Социально-психологические проблемы: в русской науке. М., 1983. С. 128.

1-35


изучения так называемого духа разных народов. Эле­ментами духа народа считались язык, мифы, народное творчество, письменность, религия, практическая жизнь, из взаимодействия которых он складывается. Попытку исследования психологии народов продолжил В. Вундт. Другим представителем немецкой эмпирической пси­хологии XIX в. был P. r.JJ$%ufi (I817—1881). Он ока­зал меньшее, чем Гербарт, влияние на психологию, но все же его учениками были такие известные психологи, *как К. Штумпф, Г. Э. Мюллер, крупный исследователь в области памяти. В «Медицинской психологии или пси­хологии души» (1852) Лотце развил теорию прост­ранственного восприятия («местных или локальных зна­ков»). Она оказала определенное влияние на В. Вунд-та и Гельмгольца. Лотце считал, что восприятие про­странства осуществляется только с помощью зрения ;и осязания. Способность восприятия пространства скла­дывается в опыте следующим образом. Зрительные и осязательные ощущения характеризуются качеством и определенной интенсивностью и сами по себе не содер­жат никаких пространственных признаков. Тогда как возможно восприятие пространственных свойств пред­мета? Ссылаясь на данные анатомии, он предполагает, -что каждая точка сетчатки и поверхности кожи качест­венно отлична от другой точки и поэтому ощущает внешние воздействия специфично, т. е. на свой манер. Она имеет как бы местный локальный знак. Локализа­ция предметов в пространстве осуществляется на основе ощущений с их характерным местным качеством и ас­социированных с ними движений (руки, глаза, всего тела). Этот процесс является продуктом бессознатель­ной механики внутренних состояний. Пространственное восприятие складывается прижизненно, «с помощью ■ряда опытов, которые, если бы мы могли их воспроиз­вести, показали бы нам в виде состояний сознания у детей, все эти промежуточные состояния, сделавшиеся неуловимыми для сознания взрослого»7.

7Рибо Т. Современная... С. 76.


Глава II

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX В.

XIX век является веком триумфа ас-социанизма. Закон ассоциаций рассматривался как ос­новное явление душевной жизни. В ассоцианизме виде­ли теорию, которую можно применить к вопросам по­литики, морали, воспитания.

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в-XIX в. развивалась выдающимися философами и уче­ными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом* Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианиз­ма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали ус­пехи в области естествознания, особенно открытия в об­ласти химии (первое десятилетие XIX в.), а также в. физике и позже в биологии.

В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм дости­гает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он при­обретает законченную классическую форму. В последу­ющем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пере­смотром основных положений о предмете и методе ас­социативной психологии и началом кризиса этой систе­мы. У А. Бака в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж. Ст. Мил­ля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце XIX в. в ассоциативную теорию вхо­дит эксперимент. Экспериментальное исследование ассо­циаций начал ученик Вундта М. Траутшольдт (1883). Крупнейшими представителями ассоцианизма этого пе­риода являются Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, Т. Циген.

В результате уточнений и дополнений, которые вно­сились все это время, происходит, по существу, отказ от многих принципиальных положений строгого ассоцианиз­ма. Ассоцианизм вступает в период своего кризиса.


Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа в развитии ассоциативной психологии XIX в. Т. Браун в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: ввел вторичные зако­ны ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, ■объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

К числу таких факторов он относил силу исходного ощуще­ния, его новизну, близость, природные способности индивида, со­стояния его здоровья и др.

Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: зада­ла вызывает беспорядочные ассоциации, одна из кото­рых соответствует решению. Браун развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на ^го значение для формирования чувства уверенности в -существовании предметов внешнего мира.

В условиях, когда усилились нападки на материа­лизм, Браун отрывает душевные явления от их матери­альной основы, от мозга (только ощущения рассматри­ваются им в их отношении к мозгу и к окружающему миру, это составляет предмет физиологического учения о духе) и ставит своей задачей исследование их как под­чиненных собственным, чисто внутренним законам, ко­торые открываются только в самонаблюдении (составля­ют предмет исследования фдлософии духа). Материа­лизм Гартли, как считает Браун, не в силах объяснить наиболее характерные для умственной жизни связи идей — по сходству, по контрасту и др. Браун избегает употребления самого термина «ассоциация», сохраняя его для объяснения лишь простейших связей между на­личным ощущением и предшествующими обстоятельства­ми (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т. п.). По отношению к ассоциациям Браун признает, что основания для них лежат в мозгу. Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями (relative suggestions). Со­ответственно ассоциации называются еще простыми внушениями (simple suggestions). Так, терминологиче­ски закрепляется разделение всех душевных операций •на ассоциации (или простые внушения) и относитель­ные внушения, предпринимаемое для очищения учение об ассоциациях от материализма.

136


Единственным методом исследования духа, по Брау- • ну, является самонаблюдение. В связи с его защитой1 развивает идеи виртуального анализа в психологии. Как в химии качества отдельных ингредиентов сложного тела не узнаются нами в качествах самого сложного* тела, так и в своеобразной химии духа сложное чувство,. происходящее от первичных чувств через ассоциацию^ на первый взгляд имеет мало сходства с составными