Смекни!
smekni.com

Е. Г. Овчинникова Гендина Н. И„ Колкова Н. И., Скипор И. Л. Стародубова Г. А (стр. 34 из 76)

Франц Боас. Границы сравнительного метода в антропологии.

Перевод Ю.С. Терентьева...................................................................................... 509

Франц Боас. Методы этнологии. Перевод Ю. С. Терентьева ........................... 519

Франц Боас. История и наука в антропологии: ответ

Перевод Ю.С. Терентьева..................................................................................... 528

Лесли А. Уайт. Концепция эволюции в культурной антропологии.

Перевод М.В. Тростникова..................................................................................... 536

Лесли А. Уайт. История, эволюционизм и функционализм как три типа

интерпретации культуры. Перевод М.В. Тростникова......................................... 559

Эдмунд Р. Лич. Введение. Структурное исследование мифа и тотемизма

Перевод М.В.Тростникова..................................................................................... 591

Алфред Р. Радклиф-Браун. Методы этнологии и социальной антропологии.

Перевод В. Г. Николаева......................................................................................... 603

Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации

культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными

народами. Перевод В.Г. Николаева........................................................................ 633

Алфред Р. Радклиф-Браун. Сравнительный метод в социальной антропологии.

Перевод В.Г. Николаева........................................................................................... 636

Эдвард Э. Эванс-Причард. Сравнительный метод в социальной антропологии.

Перевод В.Г. Николаева........................................................................................... 654

Бронислав Малиновский. Функциональный анализ.

Перевод В.Г. Николаева.......................................................................................... 681

Сведения об авторах. Составители Л.А. Мостова, В.Г. Николаев.................... 703

Указатель имен. Составитель Е.Н. Балашова...................................................... 712

СПРАВОЧНАЯ АННОТАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.- СПб.: Университетская книга, 1997. - 727 с. - (Культурология XX век).

Антология включает публикации ученых, принадлежащих к двум крупнейшим антропологическим школам: американской и английской. Это представители первой и второй волны в антропологии XX века: Ф.Боас, Р.Бенедикт, А.Крёбер, Р.Билз, Л.Уайт, Дж.Мёрдок, Б.Малиновский, А.Радклиф-Браун, Э.Эванс-Причард, Э.Лич, Д.Бидни и др. Приводятся фундаментальные характеристики культуры. Рассматривается концепция науки о культуре, типология и динамика культуры. Анализируются методы интерпретации культуры. Все тексты впервые публикуются в широкой печати и впервые были переведены на русский язык специально для данного издания. Антология сопровождается указателем имен и сведениями об авторах. Адресуется преподавателям, аспирантам, студентам и всем, интересующимся проблемами исследования культуры.

Пример 2

Титульныйлист

Серия "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

В.М. Розин

КУЛЬТУРВОВЛЕДОЕГНИИЯЕ

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Форум- Инфра -М 1998

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, по оценкам специалистов и педагогов, появились достаточно хорошие учебные пособия по культурологии. Здесь можно указать такие работы, как "Культура: теории и проблемы" (Учебное пособие. М., 1995), "Учебный курс по культурологии" (Многоуровневое учебное пособие для учащихся средних и высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1996), " Морфология культуры. Структура и динамика" (Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1994), Б.С. Ерасов "Социальная культурология" (Учебное пособие для высшего образования. М., 1996), Л.Г. Ионин "Социология культуры" (Учебное пособие для высшего образования. М., 1996). Вышел и наш учебник для высшей школы — "Введение в культурологию".

Может возникнуть естественный вопрос: зачем нужен еще один учебник по культурологии, тем более что современные учебники часто трудно отличить от учебных пособий? Прежде всего потому, что я хотел написать учебник нового поколения. Но что такое учебник нового поколения? Современная трактовка целей и содержания образования через знание и познание ставит школу в сложную ситуацию: объем знаний и количество дисциплин растут на несколько порядков быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. В результате школа оказывается перед дилеммой: или учить небольшой части знаний и предметов из тех, которые реально созданы в культуре, или набирать отдельные знания из разных предметов и дисциплин (и то и другое не решает проблемы современного образования). Попытки выделить так называемые основы наук, или базисные знания, пока также не удаются.

Кроме того, "знающий человек", не всегда способный, а хороший специалист, часто ограничен. Представление о научении и развитии, происходящих в результате усвоения знаний, плюс классно-урочная (лекционно-семинарская) система преподавания обрекают учащихся на принципиальную пассивность, их личность оказывается задействована лишь в узком спектре — внимание, слушание, понимание, воспроизведение.

Каким же, если учитывать эти моменты, должен быть учебник культурологии нового поколения? Вероятно, в нем не следует стремиться изложить все, что мы знаем о культуре (культурах) или о культурологии. Да это и невозможно. Хотя культурология — относительно молодая научная дисциплина (первые исследования культуры относятся ко второй половине прошлого столетия), тем не менее в ней накоплен огромный объем знаний. Выход из подобных ситуаций был намечен еще в конце прошлого столетия в рамках методической школы, которая в России была очень сильна. Учить нужно не знаниям, утверждали представители этой школы, а мышлению и способностям. "Известно, — писал, например, относительно преподавания геометрии методист В. Латышев, — что все приемы мышления сводятся к ограниченному числу основных и что количество различных способностей также невелико. Наконец, различные приемы мышления встречаются в одном и том же предмете, значит, занятие одним из них должно подготовить к другим. Разве мы не убеждены в том, что общее образование дол­жно сделать ученика способным ко всякой умственной работе?" [44, с. 132].

А вот как уже сегодня ставит вопрос Л. Ионин, написавший прекрасное учебное пособие по социологии культуры. " Как культура в целом представляет собой многообразное, многослойное явление, так и учебник по социологии культуры не может не быть своего рода введением в междисциплинарное исследование" [36, с. 7]. Поясняя дальше, что под этим нужно понимать, Ионин пишет: " В настоящей работе при всем желании не удастся исчерпывающе осветить развитие каждой науки о культуре, которые, как уже было сказано, к тому же прихотливо переплетаются друг с другом. Поэтому в историческом обзоре мы остановимся скорее не на развитии дисциплин, а на смене глобальных парадигм видения культуры. Смена парадигм — это нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авто­рами. Смена парадигм — это смена отношения к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и вообще смена самого предмета исследования" [36, с. 24—25]. К сказанному добавим следующее.

Современный учебник по культурологии, вероятно, должен решать две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы (так сказать, почувствовать эту реальность) и вооружить его средствами для ориентировки и деятельности в этой реальности. Поэтому не имеет смысла излагать культурологические теории или представления сами по себе, как некую информацию. Зато необходимо указать основные создаваемые и используемые в культурологии подходы и методы, охарактеризовать их назначение и границы, дать своеобразный путеводитель для ориентировки в культурологии как неоднородной сложной дисциплине.

Исходя из такого понимания, я и попытался построить материал. Начинается учебник не с традиционного объяснения предмета и понятия культуры, а с изложения трех доступных образцов культурологического исследования. Думаю, это поможет еще до всякого уяснения предмета культурологии почувствовать, что это такое. Затем будет предложена первая рефлексия и обозрение предмета культурологии. На ее основе можно будет сделать следующий шаг: охарактеризовать основные проблемы и дилеммы, возникшие к настоящему времени в культурологии. В свою очередь, такой анализ позволит обсудить методологические основания культурологии и то, как в разных направлениях культурологии понимается культура. Заключительный раздел учебника включает в себя небольшой справочный материал.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................................. 3

Глава первая

Образцы культурологического изучения............................................................ 6

§1. Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды (египетская пирамида - культурный
конфигуратор) ................................................................................. 6

§2. Протестантская этика как одно из условий становления духа

капитализма..................................................................................................... 22

§3. Концепция национальной школы в России (на материале Московской национальной
еврейской школы)........................................................................ 23

§4. Осмысление образцов культурологического исследования................... 39

Глава вторая

Культурология как научная дисциплина и предмет......................................... 41

§1. Общая панорама....................................................................................... 41