Смекни!
smekni.com

Е. Г. Овчинникова Гендина Н. И„ Колкова Н. И., Скипор И. Л. Стародубова Г. А (стр. 35 из 76)

§2. Предмет культурологии.......................................................................... 45

§3. Дилеммы культурологии.......................................................................... 51

Глава третья

Концепции (парадигмы) культурологии.............................................................. 57

§1. Эволюционистская парадигма................................................................ 57

§2. Анализ культурного сознания.................................................................. 60

§3. Психологическая парадигма .................................................................... 66

§4. Функционалистская парадигма ................................................................ 71

§5. Структурно-антропологическая парадигма .............................................. 72

§6. Парадигма понимающей социологии........................................................ 75

§7. Парадигма постмодерна............................................................................ 80

Глава четвертая

Генезис европейской культуры (от "первого человека" до античного полиса)

................................................................................................................... 85

§1. Семиотическая парадигма......................................................................... 85

§2. Культурно-семиотическая концепция происхождения человека ........... 89


§3. Архаическая культура.............................................................................. 96

§4. Культура древних царств......................................................................... 115

§5. Формирование индивидуальности и личности человека....................... 126

§6. Закат великой цивилизации, зарождение личности................................. 131

§7. Античная культура .................................................................................. 135

§8. Парадигмальные основания проведенного исследования....................... 166

Глава пятая

Методологические основания культурологии.................................................... 169

§1. Основные этапы становления культурологии.......................................... 169

§2. Философия культуры................................................................................. 170

§3. Трехслойная схема науки........................................................................... 180

§4. Естественно-научный и гуманитарный подходы...................................... 191

§5. Гуманитарный подход в культурологии.................................................. 198

§6. Ценностные ориентации культурологического познания........................ 200

§7. Проблема культурологического метода .................................................. 204

§8. Культура как целостный объект изучения ............................................... 206

§9. История культуры...................................................................................... 212

Глава шестая

Особенности прикладных культурологических исследований и

разработок................................................................................................................ 220

§1. Две жизни Александра Сергеевича Пушкина........................................... 220

§2. Объяснение Л. Иониным социально-культурных трансформаций в

современной России.......................................................................................... 243

§3. Понимание современной реформы в России............................................. 251

. Культурологический анализ современного образования............................. 263

Справочный раздел............................................................................................... 282

§1. Определения культуры............................................................................... 282

§2. Школы культурологии............................................................................... 285

Литература.............................................................................................................. 293

Приложение. Музыка как явление культуры и психический феномен.............. 298

§1. Формирование классической музыки........................................................ 298

§2. Сравнительный анализ концепций Курта и Асафьева............................. 313

§3. Музыка на рубеже XXI века....................................................................... 330


СПРАВОЧНАЯ АННОТАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТОДИКИ

Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов .- М.: Издательская группа "ФОРУМ-ИНФРА-М", 1998.- 344 с.

Анализируются образцы культурологического изучения. Рассматривается культурология как научная дисциплина и предмет. Приводятся концепции (парадигмы) культурологии. Описывается генезис европейской культуры (от "первого человека" до античного полиса). Раскрываются методологические основания культурологии и особенности прикладных культурологических исследований и разработок. Издание относится к разряду учебников нового поколения и решает две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы и вооружить его средствами для ориентировки и деятельности в этой реальности. Учебник сопровождается справочным разделом, содержащим определения культуры и характеристику школ культурологии; списком литературы, включающим 94 публикации; приложением, трактующим музыку как явление культуры и психический феномен.

3.2. МЕТОДИКА ФОРМАЛИЗОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ АННОТАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Назначение

Назначение формализованной методики составления рекомендательных аннотаций заключается в снижении субъективности действий человека, преследующего цель дать характеристику и оценку первичного документа; в повышении качества подготавливаемых вторичных документов; в снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.

1.2. Область применения

Методика рассчитана на первичное ознакомление с большим количеством документов и позволяет принять решение о необходимости чтения самого документа. Практически используется при подготовке мероприятий, связанных с пропагандой и рекламой книги (литературные викторины, конкурсы, тематические вечера, книжные ярмарки и т. п.).

Формализованная методика лежит в основе ряда технологических процессов, выполняемых в библиотеках, службах информации, книгоиздательских и книготорговых организациях (научная обработка документов, справочно-информационное обслуживание и др.); применяется при производстве комплекса информационно-библиотечных продуктов и услуг.

1.3. Объект

В качестве объектов аннотирования выступают научно-популярные, литературно-художественные, детские издания.

1.4. Описание цели, задач

Целью формализованной методики аннотирования является алгоритмизация действий человека при анализе текста первичного документа для его характеристики и оценки.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

■ определение вида, жанра, структуры первичного документа;

■ выявление в тексте документа аспектов содержания на основе формальных текстовых признаков;

■ выбор в соответствии с заданным перечнем тех аспектов содержания, которые подлежат включению в рекомендательную аннотацию;

■ составление рекомендательной аннотации на основе выбранных из текста первичного документа и дополнительных источников информации аспектов содержания.

1.5. Требования к конечному продукту

Качество подготовленной на основе предлагаемой методики аннотации должно удовлетворять требованиям ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования.

1.6. Организация-разработчик

Методика разработана на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

1.7. Источники, использованные при разработке

1. ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования. - М., 1996.- 7 с.

2. Барыкин В.Е. Справочный аппарат изданий художественной литературы. - М.: Книга, 1978.­143 с.

3. Блюменау Д.И. Проблемы свертывания научной информации/ ВИНИТИ.- Л.: Наука, 1982.­166 с.

4. Гендина Н. И. Методика реферирования: Метод. рек./ Кемеровск.гос. ин-т культуры.-
Кемерово, 1991.- 100 с.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1977.-223 с.

6. Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литературы для детей: Учебник/ Под ред. С. А. Трубникова. - М.: Книга, 1984.- 256 с.

2. Технология работы

2.1. Исходный продукт

В качестве исходного продукта при аннотировании выступают научно-популярные, литературно-художественные, детские издания, тексты которых имеют слабоструктурированный характер и в меньшей степени поддаются формализации. Данные виды документов в качестве элементов внешней структуры могут наряду с текстом включать справочный аппарат издания.

2.1.1. Тексты художественных и научно-популярных изданий отличаются метафоричностью, образностью, широким использованием синонимов, многозначных слов разнообразными стилевыми пластами лексики. Они характеризуются эмоциональностью и особой экспрессивностью.

2.1.2. В качестве основного источника выявления информации при составлении рекомендательной аннотации выступает справочный аппарат.

Справочный аппарат издания - сведения справочного, научного или пояснительного характера, дополняющие основной текст, помогающие лучше понимать его, облегчающие пользование изданием. В его состав входят: титульный лист, сопроводительная статья (предисловие, вступительная статья, послесловие, критико-биографический очерк), примечания, комментарии (текстологические, библиографические, исторические, литературно-критические, биографические), указатели (именные, предметные, иллюстраций и др.), списки литературы, содержание или оглавление, приложения. Именно из этих элементов извлекаются основные сведения для составления рекомендательной аннотации.

2.2. Методы преобразования информации при аннотировании

В основе построения рекомендательной аннотации лежит формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении рекомендательной аннотации заранее заданы некоторые формальные правила, которые регламентируют деятельность человека при аннотировании.