Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 1 из 57)

С. Ф. Мартынович

Философские науки

Учебно-методическое пособие для студентов

Издательский центр “Наука”

Саратов 2006

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

М29

Рецензенты:

Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,
зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского;

Лосева Ольга Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета.

Мартынович С. Ф.

М29 Философские науки: Учебно-методическое пособие для студентов. – Саратов: Издательский центр “Наука”, 2006. – 221 с.

ISBN 5-91272-038-1

Аннотация

Учебно-методическое пособие для студентов “Философские науки” содержит следующие рабочие программы: Философия, Природа философского знания, Философия и методология науки, Философия и методология науки Карла Поппера, Методология гуманитарного познания. Описана также проблематика специального семинара “Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений – высших образовательных учреждений, обучающихся по специальности Философия, а также по нефилософским специальностям. Оно полезно для организации учебной и научной работы студентов, аспирантов и научных работников.

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

ISBN 5-91272-038-1

© Мартынович С. Ф., 2006

© Издательский центр “Наука”

Оглавление

Введение. 4

I. Философия. 4

II. Природа философского знания. 118

III. Философия и методология науки. 138

Тема 1. Философия науки и ее статус в системе философского знания. 158

Тема 2. Концепции философии и методологии науки, их историческое многообразие и проблема единства. 159

Тема 3. Проблемы теории знания и научного познания в “Критике чистого разума” и в “Метафизических началах естествознания” И.Канта. 160

Тема 4. Философия науки А.Пуанкаре. 160

Тема 5. Программа эмпирического анализа научного познания Б. Рассела. 160

Тема 6. Концепция логики научного исследования и эмпирический реализм К. Поппера. 161

Тема 7. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. 161

Тема 8. Концепция философских оснований физики Р. Карнапа. 161

Тема 11. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда. 162

Тема 12. Тематический анализ науки Дж. Холтона. 162

Тема 14. Теоретическое и эмпирическое знание в научном познании. 163

Тема 15. Научное познание как деятельность. 163

Тема 16. Начальные вопросы философии естественных наук. 164

Тема 17. М.Планк о природе физического познания. 164

Тема 18. А.Эйнштейн о категориях мышления, понятиях физической теории и их отношении к реальности. 164

Тема 19. Н.Бор о теории физического познания и идеалах физического описания. 165

Тема. 20. Концепция философии физики М. Бунге. 165

Тема 21. Философия биологии М. Рьюза. 165

Тема. 22. Категории мышления нелинейной динамики и их общенаучное значение. 165

Тема 23. Знание, рациональность и ценности как проблемы современной философии науки. 166

IV. Философия и методология науки Карла Поппера. 180

V. Методология гуманитарного познания. 188

VI. Специальный семинар. 214

“Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”. 214

Заключение. 220

Введение

Актуальность философского знания все более возрастает в условиях нестабильности природных, социальных и культурных процессов, в период быстрого роста научного знания и инновационных технологий. Глобализм как способ бытия и тип мышления высвечивает обострение экзистенциальных проблем современной цивилизации.

Традиции современного философствования, осмысливая жизненные проблемы человека, общества, человечества, все в большей мере обретают статус философии как мудрости жизни. Поэтому изучение философии, личное философствование имеет не только профессиональный смысл, но и бытийно-жизненное значение.

I. Философия

Рабочая программа по дисциплине Философия для специальностей 010400 - Физика, 113800 – Радиофизика и электроника.

Реализуется на факультете нелинейных процессов.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника.

Вид учебной работы Бюджет времени по формам обучения, час
очная очно-заочная заочная
полная программа ускоренные сроки полная программа ускоренные сроки
Аудиторные занятия, всего 32
в том числе:
- лекции 32
- лабораторные (практические)
- семинарские
Самостоятельная работа студентов
Зачеты, +/- +
Экзамены, +/-
Контрольные работы, количество
Курсовая работа, +/-

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение.

Целью изучения студентами специальностей для специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника. учебной дисциплины Философия является формирование у них знаний о природе философии, ее роли в современной жизни.

В качестве задач выступает изучение философии как метафилософии, как истории философии, изучение общих и особенных тем философии.

Философия занимает вполне определенное место в учебном процессе специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника.

Изучение курса философии находится в коррелятивных отношениях как к современному состоянию философии, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.

Общие требования к образованности студентов специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника по Философии, требования к знаниям и умениям по Философии:

- необходимо знать специфику философского мышления и возможности его применения в жизни;

- необходимо уметь критически оценивать предпосылки определенных концепций философии, уметь выявлять их методологическое содержание применительно к наукам, к различным сферам общественной жизни.

Методические рекомендации преподавателю.

Преподавание курса Философия базируется на изучении корпуса текстов классиков философской мысли, на осмыслении возможностей применения философских идей в опыте жизни. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых причинах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции. Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как трансцендентальной истории самосознания, как учения об абсолюте, как науки о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности новоевропейского философствования.

Осмысление философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры помечает пути самосознания философии постклассического периода.

Философия XX века, как и прошлых веков, находится под определенным влиянием культуры. Культура модерна и постмодерна так или иначе соотнесена с философией. Классическая идея истины воспринимается при определенном подходе как устаревшая при ее сопоставлении с постмодернистской практикой интерпретации, оценки и переоценки всех ценностей культуры, в том числе и культуры мышления.

Рациональность познания, например, исследуется как сама по себе, так и в ее естественных отношениях к рациональности деятельности, практики. Проблематично само понятие рациональности. Правомерно ли отождествление рациональности и логичности? Если нет, каково место логического следования в содержании рациональности исследования? Являются ли телеологичность и нормативность атрибутивными свойствами рациональности, если рациональность не редуцируется к логичности? Каков статус аксиологичности мышления и исследования, и как аксиологичность деятельности соотнесена с рациональностью деятельности? Эти и многие другие вопросы описывают проблематичность современной философии интерсубъективности.

В историческом бытии философии опредметились архетипы философствования: философия объективности, философия субъективности, философия интерсубъективности.

В контексте архетипа интерсубъективности разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. Строятся программы трансцендентально-феноменологического исследования сознания. В центре внимания оказывается коммуникативная природа человека, тема оценки ценности вещей, проблема значения значения, феномен коммуникации многих я. Современная философия многовариантно эволюционирует в контексте архетипа философии интерсубъективности, прокладывая различные тропы философствования.