Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 21 из 74)

...Молю убо аз, юзник, вас всех страждущих о Христе: претерпим мало здесь от никониян, да Бога вечно возвеселим. С ним и мы возрадуемся: ныне же в зерцале и в гадании, таможе со Христом лицем к лицу. Ныне нам от никониян огнь и дрова, земля и топор, и нож и виселица; тамо ангельския песни и славословие, хвала и радость, и честь, и вечное возрадование. Яра ныне зима, но тамо сладок рай. Болезнено терпение, но блаженно восприятие. Да не смущается сердце ваше и устрашается. Слышите Господем реченное: «блажени плачущий, яко тии утешатся»*, и: «многими скорбьми подобает нам внити в царство небесное»*. Не начный блажен, но скончавый: «претерпевый до конца, той спасен будет».

Всяк верный не развешивай ушей-тех. На Богородицу и всех святых, уповаем, конечно: не оставит нас Господь и Богомати. Аще они нас и мучат и гонят, а сами дрожат; шлюсь на их совесть нечистую. А праведник уповая, яко лев рыкая, ходит, не имать попечении о чем, токмо о Христе. Станем братие добре, станем мужески, не предадим благоверия! Аще и покушаются никоиияне нас отлучити от Христа муками и скорбми: да статочное ли дело изобидить им Христа? Слава наша Христос, утвержение наше Христос, прибежище наше Христос.

Я, братия моя, видал антихриста тово, собаку бешаную-право, видал, да и сказать не знаю как Не-сa мне печальну бывшу и помышляющу, как приидет антихрист, враг последней, и коим образом, да садя молитвы говоря, и забылся, понеже не могу стоять на ногах — сидя молюся, окаянный. А се на поле на чистом много множество людей вижу. И подле меня кто стоит. Я ему говорю: «чего людей много в собрании? Он же отвеща: «антихрист грядет; стой, не ужасайся». Я подперся посохом двоерогим своим протопоповским, стал бодро: ано ведут ко мне два в ризах белых нагова человека, плоть та у него вся смрад и зело дурна, огнем дышит, изо рта, из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит. За ним царь наш наследует и власти со множеством народа. Егда ко мне привели его, я на него закричал и посохом хощу его бить Он же мне отвещал: «что ты, протопоп, на меня кончишь? Я нехотящих не могу обладать, но волею последующих ми, сих во области держу». Да изговоря, пал предо мною, поклонился на землю. Я плюнул на него да и очутился12*, а сам вздрогнул и поклонился Господеви Дурно сильно мне стало, ужасно, да нечезо на то глядеть!

Знаю я по Писанию о Христе и без показания, скоро ему быть. А выблядков тех ево уже много бешаных собак. Нас же да избавит от них Христос, Сын Божий, ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

ИЗ БЕСЕДЫ ДЕВЯТОЙ

[Толкование на 87—88 зачало Послания an. Павла к римлянам и 23

зачало Евангелия от Иоанна]

Апостол: «Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведуще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же — искуство, искуство же — упование, упование же не посрамит: яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам»*.

Толкование: Паки реку: ей, хвалимся и радуемся в скорбех своих, мучими от вас, никониян, в темницах, и во оковах, и в смертях многажды от вашева жалованья. Двадесять два лета плаваю и так и сяк, иногда наг, иногда гладей, иногда убит, иногда на дожде, иногда на мразе, иногда на чепи, иногда в железах, иногда в темнице, кроме повседневных нападений и разлучений жены и детей*. «Кто изнемогает, и аз не изнемогаю? Кто соблажняется, и аз не разжизаюся?»* Но

12 в другом списке: очувствовался — ГБЛ, собр. Егорова, №1366, л. 66 об.

терплю, бедной, о Христе Исусе упованием будущих благ. А ты, никониян, чем похвалишься? — скажи-тко! антихристом своим нагим разве, да огнем, да топором, да виселицею? Богаты вы тем! — знаю я. Да кто от святых так делал? Разве Саул* царь, сын Киссов. Егда Доик оклеветал архиерея Авимелеха и сына его Авиафара про зятя его Давида, понеже угостили его и оружие Галиафово отдали ему: уведав же Саул мерский от Доика Идумейска и приказал, взбесяся, леввит со архиереи тысящи с две и больши убить*. Ни пути, ни дела!

Так то и вы ныне: секи да руби, жги да пали, да вешай! А неведомо за што. Сами же соблудили над церковию с Никоном с носатым и с брюхатым, с борзым кобелем, отступником и еретиком, да бросайся на тех, кои правду говорят. Больно-су нам! Мать нашу ограбили святую Церковь, да еще бы мы ж молчали! Не умолчим-су и по смерти своей вашему воровству. Отдайте матери нашея имение все, и аз-от, которой передвигнули на иное место, положите на старом месте, где от святых отец положен был*. То малое ли дело; всю невесту Христову разорили. Разорили римляна воры, блядины дети,— разорили, зело обесчестили! Бесятся, играют в церкве той! Кой что захватил, тот то и потащил: иной за сердце-то ухватил, еже есть престол святый четверостолпый переменял и пятой столп в средине учнил и тут мощи положил, а иной вор за голову невесту Христову ухватил и венец богоукрашенный сорвал, еже есть древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума, древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо, крест трисоставный, честное древо, троица бо носит трисоставныя образ. Сице пишет Григорий Синаит*: «радуйся, кресте, образе неописанный и многоименитый, древо требогатое, страшное же и всеблаженно, радуйся, кресте всесвятый и всесильный, радуйся, хранителю жизни нашея, Господень кресте многонетый, образом своим беседы низлагая, враги отгоняяй, страсти упражняяй, и благословение даруя нам, и жизнь и силу содействием Святаго Духа, и честными пречистыя мольбами нам, свет, помогая». А от воров терпи,— пускай тебя бесчестят.

...А иной вор церковной с просвир Христов крест схватил да крыж римской положил. А просвиру ту Предоточю, что таракан изгрыз, девять дыр сделал, а сам говорит: «в девять чинов небесных сил так надобе». Господи помилуй! Где у них ум-от? Да мне видится, чины-те небесныя бесплотны, а жертва та приносится в воспоминание бывших на земли плотных, самого Христа агнец, а вторая просвира — Богоматери, а третья всех святых,— неразлучным соединением, в части единой, все лики святых купно в мольбу предлагаем к Богу о наших согрешениях, воспоминая им сродник наших ; труды и подвиги пред Богом, и милися деем к ним же сочетаться в неразлучное соединение сего ради приношения; а лики частьми не разлучаем их: се бо есть нечестиво, аще кто разлучает их, единаче послуживших Богови. Таже четвертую просвиру и часть из нея приносим со агньцем предложенным о чине святительства, да же правят дело Божие, и о спасении их. Таже пятую просвиру и часть из нея приносим о цари благочестивом и всем княжестве, пекущихся о правоверии. Таже шестую просвиру и часть из нея приносим со агньцем к Богу о всех живущих на земли, да же ради части сея подаст всему миру долгоденство и здравие и спасение. Таже седьмую просвиру и часть из нея приносим за усопшия в правой вере, да же ради части сея помянет Бог души отец и братию наших во царствии своем. Аще и за единаго изволишь часть принести особь, да будет особная просвира; нечестиво бо есть един хлеб многажды святить и един, принос к Богу дважды и трижды приносить, якоже никонияна из единаго хлеба самочинием многи части приносят в принос.

Повесть писана в Духовном Цветнике*. Некий священник егда творяще просвиромисание, прихождаше к нему Дух Святый в видении орла, священник же действуя, взираше на него. По прилучаю же пономарь над просвирами прежде священника в пекарне действо сотвори по обычаю олтаря и принесе к действу священническу. Егда же священник нача просвиромисать, и не бысть пред ним в видении орла. Он же начат плакався, которати себя, глаголя: «яко греха ради моего не прииде, Святый Дух». Бысть же глас к нему; «сего ради не прииде к действу твоему, яко закланное ми паки закалаешь и принесенное паки приносишь», Священник же вопросив пономаря о тайне сей; он же исповедав подробну вся, како учинил, пад пред священником, прощения испросил. Видишь ли, никониянин, что вы делаете, над одною просвирою кудесите,— дыр с 300 навертишь! Ох, собаки! Переменили предание святых отец и пять просвир вместо седми возлюбили. Так же и в Риме прежде вас соделалося. Папа еретик,— забыл я имя ему, Спиридон Потемкин* покойник помнил,— так же откинул от седми две просвиры: подобает-де над пятию просвирами служити в пять чувств человеческих. А другой папа после тово еще две откинул: подобает-де над трема служить во образ святыя Троицы. А после тово третий папа еще две откинул: подобает-де над единою служить во едино Божество. А иной папа: не подобает-де кислой просвире в службе быть, но опреснок* надобе Моисеева закона ветхаго.

ИЗ БЕСЕДЫ ДЕСЯТОЙ

{Беседа о наятых делателях]

...В Луке зачало семьдесят третие: «нищ же бе некто именем Лазарь, иже лежаще пред враты его гноен, и желаше насытитися от крупиц, падающих от трапезы богатаго. Но и пси, приходяще, облизаху гной его. Бысть же умрети нищему, и несену быти на лоно Авраамле. Умре же богатый, и погребоша его, и во аде. Возвед очи свои сый в муках, узре Авраама издалеча и Лазаря в недрех его. И той возгласи, рече: «отче Аврааме, помилуй мя и повели Лазаря, яко да омочит конец перста своего в воде и остудит язык мой, яко стражду в пламени сем». Рече же Авраам: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящий прейти отсюда к вам не возмогут, ниже оттуду к нам преходят». Рече же: «молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего, имам бо пять братия, яко да засвидетельствует им, да не и тип придут на место се мучное». Глагола ему Авраам: «имут Моисея и пророки, да послушают их». Он же рече: «ни, отче Аврааме; но аще кто от мертвых идет к ним, покаются». Рече же ему: «аще Моисея и со пророки не послушают, ниже аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры»*.

Видите ли, братие, како смири его мука? Преже даже пред очима не видел Лазаря гнойна, а ныне зрит издалеча и мил ся деет ко Аврааму, а Лазарю говорить сором, понеже не сотворил добра ничтоже. Возьми,— пойдет Лазарь в огонь к тебе с водою! Каков сам был милостив! Вот твоему празднеству отдание! Любил вино и мед пить, и жареные лебеди, и гуси, и рафленые куры: вот тебе в то место жару в горло, губитель души своей окаянной! Я не Авраам,— не стану чадом звать: собака ты! За что Христа не слушал, нищих не миловал? Полно-тко милостивая душа Авраам-от миленькой,— чадом зовет, да разговаривает, быт-то с добрым человеком. Плюнул бы ему в рожу ту и в брюхо то толстое пнул бы ногою! Да что тово говорить? — по себе я знаю: хотя много надосадит никониянин, да как пришед с лестиго бывало: «ведаю твое чистое, и непорочное и богоподражательное житие, помолися о мне, и о жене, и о детях, и благослови нас!» — так мне жаль станет, плачю пред Богом о нем. Да и ныне ево жаль,— не знаю што. Завел его собака Никон за мыс, а то он доброй человек был, знаю я его. Полно тово.