Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 66 из 74)

* Бог судит между мною и царем Алексеем... за свою правду.— Признание царя грешником, достойным адских мук,— одно из самых смелых мест челобитных Аввакума.

* Иноземцы... предали турку...— Аввакум имеет здесь в виду широко

распространенную в древнерусской литературе историю разгрома Византии турками в 1453 г., ее гибели за «безверие», Константин XII (по другому счету XI) Палеолог, брат Иоанна VI,— последний византийский император (1449—1453), погибший при падении Константинополя.

Стр. 110

* Иоаким (1620—1690) —русский патриарх с 1674 г., до этого архимандрит Чудовского монастыря в Москве, активный участник церковного собора 1666—1667 гг., ярый противник старообрядцев.

*... яко чаша... не искидашася — из Псалтири, LXXIV, 9.

* «...испиют... грешный земля».— Ср.: Псалтирь, LXXIV, 9.

* «имени уши слышати, да слышит!» — из Евангелия от Матфея, XIII, 9.

ПОСЛАНИЕ ЦАРЕВНЕ ИРИНЕ МИХАЙЛОВНЕ РОМАНОВОЙ

Царевна Ирина Михайловна (1627—1679), старшая из сестер царя Алексея Михайловича, пользовавшаяся большим влиянием в царской семье, весьма сочувственно относилась к протопопу Аввакум. О ее помощи Аввакум вспоминает в «Житии»: «Царевна Ирина Михайловна ризы мне с Москвы и всю службу в Тоболеск прислала» (подробнее см.: Малышев В. И. Два неизвестных письма протопопа Аввакума.—ТОДРЛ, 1958, т. XIV, стр. 413—415). Это письмо написано Аввакумом, вероятно, уже после собора 1667 г. и до февраля 1679 г. (дата смерти Ирины Михайловны). Из текста его можно понять, что патриотические намерения Аввакума бороться с «Салтаном-царем» вызваны были тем, что «та же собака («варвар... турской») заглядывает и в нашу бедную Россию». Несомненно, что эти мотивы письма Аввакума были вызваны слухами о предстоящей войне с Турцией, но трудно определить, какой именно исторический момент он имел в виду: слухи усилились и после 30 сентября 1672 г.— после захвата турками пограничного Каменца-Подольского, когда Россия начала деятельно готовиться к обороне, слухи были и накануне самой войны с Турцией 1676— 1681 гг. Царь в письме не назван по имени, и это затрудняет более точную датировку письма. Не исключено, что оно написано уже после смерти царя Алексея, когда наряду с устойчивыми представлениями о «конце света» у Аввакума возникали новые надежды на «праведный суд» «с никонияны». Отсюда, возможно, именование Ирины Михайловны «игуменьей» русского царства (вряд ли это было бы приятно адресату при жизни царя Алексея), отсюда же — апелляция к памяти ее отца и деда (минуя упоминания о брате).

Письмо печатается по списку конца XVII — начала XVIII в. (Ярославский областной музей, № 862 (1205), л. 63—69), с исправлением по списку XVIII в. (ИРЛИ, Древлехранилище, Усть-Цилемское собр., № 37, л. 2—5 об.).

Стр. 110

*...иссек римскою властью... род еврейский...— Аввакум имеет в виду уничтожение римлянами Иудеи как самостоятельного государства (падение Иерусалима — 70 г.) — факт, хорошо известный на Руси по рассказам Хронографа и по «Историй иудейской воины» Иосифа Флавия (ок. 37 — ок. 95)

* Флоренский собор — Флорентийский собор 1439 г., провозгласивший унию римской и греко-восточной церквей. Ортодоксальное русское православие, не принявшее унию, считало греков (ее участников) «отступниками».

* Мануилович — Иоанн VI Палеолог, византийский император (1425—1448), сын императора Эммануила II, принимал деятельное участие во Флорентийском соборе.

* Тому лет с двести семьдесят с лишком... взял Царьград...— Аввакум приводит эту цифру ошибочно: со времени взятия турками Царьграда (Константинополя), столицы Византийской империи (в 1453 г.), до времени написания этого письма прошло около 230 лет. Бахмет турской — турецкий султан Магомет II (1430—1481), взявший Константинополь.

*...дед и отец твои...— Дед царевны Ирины Михайловны (и царя Алексея Михайловича) — московский патриарх Филарет (ум. 1633), отец — царь Михаил Федорович, (1596—1645).

Стр. 111

*...се жених грядет.., стретение его — из Евангелия от Матфея, XXV, 6.

* «зрех... служаху ему»,— Ср.: Книга пророка Даниила, VII, 9—10.

* «не на лук... не спасет мене» — из Псалтири, XLIII, 7.

* «несть наша брань... поднебесным» — из Послания an. Павла к ефесянам, VI, 12.

«сего ради... стати» — из Послания ап. Павла к ефесянам, VI, 13.

«станете... угасите» — из Послания ап. Павла к ефесянам, VI, 14—16.

* «коня и всадники.., в Чермном мори» — см.: Книга Исход, XI, 1—4.

* Ияков Никейский — Иаков Низибийский (ум. 350), святой христианской церкви, епископ римского города Низибии (на границе с Персией), Источником сведений Аввакума был Пролог (память 13 января).

Стр. 112

* Партесное пение — хоровое пение, разделенное на голоса, партии. Аввакум был сторонником единогласия в церковной службе.

*...яко Давыд на Голияда...— Аввакум имеет в виду библейский s рассказ о победе царя Давида над великаном Голиафом (Первая книга Царств, XVII).

*...яко Мадиям... яко гной земный.— Ср. Псалтирь, LXXXII

ПИСЬМА И ПОСЛАНИЯ СЕМЬЕ

До нас дошли четыре письма Аввакума своей семье на Мезень.

1

Письмо послано 30 мая 1666 г. из темницы Николо-Угрешского монастыря, куда Аввакум был заключен после расстрижения и предания проклятию на церковном соборе 13 мая 1666 г. В конце письма ошибочно указана дата — «Майя в 1 день» (Аввакум только 15 мая прибыл в монастырь). Как предполагает В. И. Малышев, нашедший это письмо, переписчик спутал букву л, обозначавшую а древнерусском языке цифру 30 (30 мая), с буквой а, обозначавшей единицу (см.: Малышев, стр. 260). Это предположение подтверждается и другими данными, позволяющими приурочить письмо к концу мая: праздник Вознесения, упоминаемый Аввакумом, в 1666 г. был 24 мая. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий были еще на I свободе (схвачены 7 июля 1666 г. за попытку проникнуть под окно тюрьмы). Печатается по списку конца XVIII в. (ГИМ, ообр. Вострякова, 1009, л. 112 об.—114).

Стр. 112

* В Пафнотьеве монастыре...—См. прим, к стр. 48.

* У Николы на Угреше...— См. прим. к стр. 49.

*...мизинцу моему...— То есть младшему сыну Аввакума Афанасию.

* Молитва бо Петра из темницы избави...— См.: Деяния апостолов, XII, 4—9.

*...молитва Иону из чрева китова изведе...— См.: Книга пророка Ионы, II.

*...молитва... отроков от огня свобода...— См.; Книга пророка Даниила, III, 20—50.

*...Анна Самойла породи...— См.: Первая книга Царств, I, 10—20.

* В Вознесеньев день... радости многая, исполнен, бых.— Об этом же видении Аввакум писал в «пятой» челобитной Алексею Михайловичу (см. стр. 144).

* Иван и Прокопий «прибрели» на Мезень летом 1669 г. и там жили на свободе до марта 1670 г.

2

Письмо написано не раньше лета 1669 и до марта 1670 г. Печатается по автографу (ЦГАДА, Госархив, р, XXVII, № 596)

Стр. 113

*...с братом и сестрами, с женою и дочерью...— Брат Ивана и Прокопия —

Афанасий; сестры — Агриппина, Анилина и Ксения; жена Ивана — Неонила, дочь — Мария

*...старец...— инок Епифаний.

*...бояроня...— Ф. П. Морозова.

3

Письмо написано между 6 января и мартом 1670 г. (до казней на Мезени).

Печатается по автографу (ЦГАДА, Госархив, р. XXVII, № 600).

Стр. 113

* Пришли с Машигиным ваши все посылки. — Стрелец М. Машигин был

отправлен в Москву с отпиской пустозерского воеводы И. Неелова осенью 1669 г. Вероятно, предыдущее письмо Аввакума семье (см. выше) было отправлено именно с ним, а на обратном пути в Пустозерск Машигин захватил «посылки» протопопу от семьи.

* Огрофена — дочь Аввакума (Агриппина).

* Послал ныне богоявленской воды бочечку, а летом — августовы... — Праздник Богоявления 6 января, следовательно, письмо Аввакума написано после 6 января; августова вода — вода, освещенная в день водосвятия 1 августа.

* «святит... о жене верней» — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, VII, 14.

* В Соловки те.., хотя бы подъехал... — Проникнуть в Соловецкий монастырь в это время было уже трудно, так как с 1668 г. он был в осаде.

* Тимофей, Иван Архипов, Стефан, Орина — личности их не установлены. Федосья — Ф. П. Морозова.

4

Письмо, вероятно, написано в конце 1672 — в первые месяцы 1673 г., как это определяется на основании следующей фразы Аввакума: «...и рубашку с себя скинул... уже три года будет». Известно, что он «рубашку скинул», попав в земляную тюрьму, то есть вскоре после 14 апреля 1670 г. Печатается по списку начала XIX в. (ГПБ АН УССР, собр. митр. Макария, № 58, л. 162—166 об.).

Стр. 113

* Возлюбленнии... душю нашю.— Из первого Соборного послания ап. Петра, II, 11.

Стр. 114

* вся суета... суетие — из Книги Екклезиаста, I, 2.

* Увы, красный уныл... суета человеческая.—Ср.: стихиры Иоанна Дамаскина на погребение.

* Имеющу пищу... довольна будем — из первого Послания ап. Павла к Тимофею, VI, 8.

* «Аще и забудет мати... но аз не забуду» — из Книги пророка Исайи, XLIX, 15.

* «Не пять ли птиц... есте вы».— Из Евангелия от Матфея, X, 29— 31; от Луки, XII, 6—7.

* «небо и земля... прейти» — из Евангелия от Луки, XXI, 33.

* «внуши, Боже... моления моего» — из Псалтири, LIV, 1.

* «умякнуша словеса... суть стрелы» — из Псалтири, L1V, 22.

* «ты же, Боже... студенец нетления» — из Псалтири, LIV, 24.

*...зверь даурский...— Воевода Афанасий Пашков.

Стр. 115

*...в Енесейске Ржевскому...— Иван Иванович Ржевский (ум. 1678) — воевода в Енисейске с 1658 по 1663 г.

* « умертвят от вас... душа ваша» — из Евангелия от Луки, XXI, 16—19.

* Григорий — личность его не установлена. Марья — дочь сына Аввакума — Ивана, Окулина (Акилина) — дочь Аввакума.

* И Петр апостол... так сделал...— Аввакум имеет в виду отречение ап. Петра от Иисуса Христа (Евангелие от Иоанна, XIII, 37—38, и от Матфея, XXVI, 69—75).

ПИСЬМА И ПОСЛАНИЯ БОЯРЫНЕ Ф. П. МОРОЗОВОЙ

Феодосья Прокопьевна Морозова (см. прим. к стр. 47) поддерживала постоянную связь с Аввакумом, своим «духовным отцом», обращалась к нему за нравственной поддержкой и практическими советами. Письма ее Аввакуму и его семье см. в кн.: Барское Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912, и в кн.: Аввакум. Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951.

Публикуются два письма Аввакума, написанные им Ф. П. Морозовой из Пустозерска в то время, когда она находилась еще на свободе.