Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 67 из 74)

1

Письмо сохранилось в автографе (ЦГАДА, Госархив, р. XXVII, № 598), на обороте письма Морозовой Аввакуму, в котором она просила его помолиться, чтобы Бог «подал» ее сыну «супружницу на спасение». Письмо Аввакума является ответом и на предыдущие письма Морозовой, где она жаловалась на Федора юродивого и сыновей Аввакума, которые «у нево перепели высокоумья великое на себя», и просила «запретить», «чтобы им с ним не знатца» (ем.: Барское, стр. 38—39). Известно, что сыновья Аввакума были в Москве до начала лета 1669 г. Датируется письмо 1669 г.

Печатается по автографу.

Стр. 115

* Прежде сих грамоток...— Речь идет о письмах Морозовой, полученных

Аввакумом.

Стр. 116

* Писал тебе преж сего...— Сохранилось еще два отрывка из писем Аввакума Морозовой по этому же поводу (см.: Барсков, стр. 33—35, 39—40).

*...яко и Епифания Евдоксия.— Аввакум напоминает эпизод из истории византийской церкви: императрице Евдоксии (ум. 404) в ее борьбе против Иоанна Златоуста удалось привлечь на свою сторону Епифания Кипрского.

*...поганую вашу любовь разорвала...— Неясно, чьи и какие взаимоотношения имеет в виду Аввакум.

*...выколи глазища... что и Мастридия.— Аввакум имеет в виду Житие «преподобной» Мастридии (Пролог, память 24 ноября), выколовшей себе глаза, чтобы избавиться от любовных соблазнов.

* Не кручинься на Марковну...— Жена Аввакума Анастасия Марковна, очевидно, не вникала в ссору Морозовой и Федора.

2

Написано после 14 апреля 1670 г. (в конце письма Аввакум называет себя «живым мертвецом», а это могло быть после 14 апреля 1670 г., когда он был посажен в Пустозерске в земляную тюрьму) и до 16 ноября 1671 г. (до взятия Морозовой под стражу). Печатается по списку начала XIX в. (ГПБ АН УССР, собр. митр. Макария, № 58, л. 67 об.— 70).

Стр. 117.

* Господь грядет... спасти.— Ср. 9 песнь канона в «неделю мясопустную».

* «егда поносят вам... на небесех»— из Евангелия от Матфея, V, 11—12.

* егда молишися... двери своя — из Евангелия от Матфея, VI, 6.

* «Господи, согрешила... Несмь достойна... наемниц твоих!» — Ср.: Евангелие от Луки, XV, 18—19.

ПИСЬМО БОЯРЫНЕ Ф. П. МОРОЗОВОЙ И КНЯГИНЕ Е. П. УРУСОВОЙ

Письмо обычно датировалось концом 1674 г. на основании указания самого Аввакума. «...20 лет и единое лето мучат мя», когда Морозова и Урусова находились уже в боровекой тюрьме (отсчет лет ведется с 1653 г.— с начала преследований Аввакума никонианами), и соответственно рассматривалось как письмо, отправленное в Боровск: в 1674 г. Морозова и Урусова находились уже в боровекой тюрьме (см.: Смирнов П. С.— В кн.: Памятники, стр. LXVIII; эта датировка была принята нами в издании «Жития» 1960 г.; см. стр. 421). Однако анализ содержания письма (напоминание о недавней переписке с Федором юродивым, казненным в марте 1670 г., благодарность за деньги, посланные Морозовой жене Аввакума, видимо, еще до заключения Морозовой под стражу 16 ноября 1671 г., беспокойство Аввакума за судьбу своих «духовных дочерей, жизнь которых только что так круто изменилась) позволяет датировать его более ранним временем: это, по-видимому, одно из первых писем Аввакума, отправленных Морозовой в 1672 — начале 1673 г., сразу после получения им известий о злоключениях Морозовой и Урусовой в московских тюрьмах («Свет моя, еще ли ты дышишь?., или сожгли или удавили тебя?»). Подробнее см.: Демкова, стр. 75—80. Вопрос о том, почему Аввакум указал на 21 год своих мучений, остается открытым (возможно, он вел счет с 1652 г.— с эпизода своего стояния на «правеже» на патриаршем дворе за недоимку). Печатается по списку конца XVIII в. (ГБЛ, собр. Егорова, № 1885, л. 174—178).

Стр. 117.

* Скоро ли предварят ны... спасителю наш! — Из Псалтири, LXXVIII, 8—9.

Стр. 118

* Енох, Илия — библейский патриарх Енох и пророк Илия прославились своей святостью.

*...жезл Ааронов прозябший...— В подтверждение прав Аарона (старшего

брата пророка Моисея) на священство ореховый жезл его расцвел и принес плоды (Книга Чисел, XVII, 8).

* Борис Иванович Морозов (ок. 1590—/662) — брат мужа Ф. П. Морозовой, воспитатель царя Алексея Михайловича, один из богатейших людей того времени.

ПОСЛАНИЕ БОЯРЫНЕ Ф. П. МОРОЗОВОЙ, КНЯГИНЕ Е. П. УРУСОВОЙ И М. Г. ДАНИЛОВОЙ

«Боярыня с сестрами», которым было отправлено это послание,— Феодосья

Прокопьевна Морозова, постригшаяся в монахини под именем Феодора, родная ее сестра Евдокия Прокопьевна Урусова и находившаяся с ними в заключении в Боровске жена стрелецкого полковника Акинфия Ивановича Данилова — Мария Герасимовна Данилова.

Морозова, Урусова и Данилова находились уже, по-видимому, не в Москве, как считал П. С. Смирнов (Памятники, стр. XXX), а в воровской тюрьме, куда они были сосланы после 19 апреля 1673 г., так как Аввакум посылает благословение «Устине-старице с побратимом», которые, как известно из Жития боярыни Морозовой, находились в воровской тюрьме в заключении вместе с Морозовой (Материалы, VIII, стр. 190). Отметим также, что уподобление Морозовой, Урусовой и Даниловой в этом послании трем библейским отрокам, ввергнутым в печь царем Навуходоносором (Книга пророка Даниила, III), подтверждает факт отправки этого послания Аввакума в Боровск: именно Боровск как место заключения Морозовой, Урусовой и Даниловой Аввакум называл «пещью халдейской». Таким образом, время написания послания — вторая половина 1673 г.— 1675 г. Послание сопровождало «Книгу бесед Аввакума, отправленную воровским узницам.

Печатается по списку конца XVIII в. (ГИМ, Музейское собр., № 2582, л. 123—129).

Стр. 119.

* «благословен ecu... во веки вся».— Ср.: Книга пророка Даниила, III, 26, 28, 51-52.

* Василий Великий (329—378), его друг и сподвижник Григорий Богослов (328—390), Иоанн Златоуст (ок. 347—407) — так называемые «отцы» и учителя восточнохристианской церкви. Афанасий Александрийский (293—373) — епископ Александрии, прославившийся в истории церкви борьбой с арианством.

Стр. 120

* В книге моей написано и послано к вам...— Аввакум имеет здесь в виду свою восьмую беседу из «Книги бесед», где он полемизировал с «некоторыми гадами» (очевидно, с тем же дьяконом Федором) по ряду догматических вопросов.

*...да послет беса и умучит его... с мачехою.— См.: первое Послание ап.

Павла к коринфянам, V, 1—5.

Стр. 121

* Евдокея да Марья оханье прислали ко мне...— Речь идет о письмах Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой Аввакуму. До нас дошло несколько писем Урусовой из заключения, адресованных детям и представляющих немалый историко-литературный интерес: письма Евдокии Урусовой — это «плач» и «поучение» одновременно, книжная фиксация устной импровизационной причети и материнского наказа-завещания (издание писем: Высоцкий Н. Г. Переписка княгини Е. П. Урусовой со своими детьми.— Старина и новизна. Исторический сборник. Т. XX. М., 1916, стр. 14—48).

*...что... о Иване том больно сокрушаешься? — Аввакум утешает Морозову, горюющую о смерти сына и о том, что никониане лишили Ивана Глебовича «Божьей благодати» — перед смертью причастили «по-новому».

* Григорей о Трояне... помолился, ино отдали.—Житие Григория Двоеслова рассказывает о том, как он вымолил у Христа прощение императору Трояну, преследовавшему христиан.

* «Преподобномученица» Феодосия Цереградская (VIII в.)—святая христианской церкви, монахиня знатного происхождения, пострадала за свое бесстрашное сопротивление иконоборцам (Пролог, память 29 мая).

*...батюшка...— Князь П. С. Урусов, с которым Е. П, Урусову развели после заключения ее в тюрьму.

Стр. 122

* Меланья (она же Александра Григорьевна) — инокиня-старообрядка

возглавляла в доме Морозовой своеобразный женский монастырь. После своего пострижения в монахини Морозова была у нее «под началом». После ареста Морозовой Меланье удалось скрыться и организовать в Москве новую обитель.

ПИСЬМА И ПОСЛАНИЯ СИМЕОНУ \

Любимый ученик Аввакума Симеон — Семен Иванович Крашенинников, нижегородец, посадский чиновник; в 1675 г. был пострижен в монахи и принял имя Сергий. Инок Сергий известен как сподвижник Никиты Добрынина, так называемого Пустосвята (казнен в 1682 г.), бывшего одним из руководителей Стрелецкого восстания 1682 г., которое выдвинуло ряд старообрядческих лозунгов; им написана челобитная от имени всех стрелецких полков и чернослободцев. Известны три письма Аввакума Симеону, два из них (2-е и 3-е) были посланы вместе с «Книгой толкований».

1

Письмо производит впечатление фрагмента, отделенного от большего текста, и датируется второй половиной 1673 г., так как в письме упоминается Морозова, которая «мучится с сестрами». Речь, по-видимому, идет уже о воровской ссылке (с лета — осени 1673 г.), где Морозова, Урусова и Данилова находились в совместном заключении (см. выше). Строки письма «да в лоб палкой, да на огонь жарить» вызваны дошедшим до Аввакума известием о пытках Морозовой, Урусовой и Даниловой, которым их подвергли в Москве до ссылки в Боровск (до 19 апреля 1673 г.), «свинарник» — по-видимому, воровская земляная тюрьма. Печатается по списку конца XVIII в. (ГБЛ, собр. Егорова, № 1885, л, 228—230 об.).

Стр. 124

* Покой большой у меня... воевода тут приходит...— Аввакум был заключен в земляную тюрьму в апреле 1670 г. До нас дошли сведения только об одном пустозерском воеводе—Иване Савиновиче Неелове, бывшем воеводой в Пустозерске с 14 ноября 1666 по январь 1672 г.

*...три отроки... с Богом.— См.: Книга пророка Даниила, III.

* его же положи... наследствова имя — из Послания ап. Павла к евреям, I, 1—4.

* благословен ecи... во веки — из Книги Даниила, III, 26.

* Письмо написано после получения в Пустозерске известий о судьбе вселенских патриархов, участвовавших в церковном соборе 1667 г. (Макарий Антиохийский уехал из Москвы 6 июня 1668 г., Паисий Александрийский — 4 июля 1669 г.), и до начала войны о Турцией в 1676 г. Фразы «Чаю, подвигнет Бог того же турка на отмщение кровей мученических», «А мучитель ревет...» указывают, что письмо писалось после смерти царя Алексея в то время, когда ; ожидалась война с Турцией в 1676 г.

2

Печатается по списку конца XVII — начала XVIII в. (ГПБ, собр. Богданова О. 1.339 л. 309 об.—328).