Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 58 из 74)

* «не может древо... плод добр творити» — из Евангелия от Матфея, VII, 18.

Стр. 50

* ...не по што ходить в Перейду, а то дома Вавилон.— Образы «Персиды» и

«Вавилона», восходящие к популярной в средние века библейской легенде о преследовании трех отроков царем Навуходоносором (Книга пророка Даниила, III), обычно используются Аввакумом в связи с воспоминанием о заключении в воровскую земляную тюрьму «тричисленной единицы» — Морозовой, Урусовой и Даниловой (после 19 апреля 1673 г.). Ср. в четвертой беседе: «Не по што в Персы итти пещи огненныя искать, но Бог дал дома Вавилон: в Боровске пещь халдейская...», тот же образ — в послании Морозовой, Урусовой, Даниловой в письме Симеону.

*не прелагаю предел... положено — перефразировка библейской формулы

(Притчи Соломона, XXII, 28).

*...крест... переменить... — Здесь имеется в виду замена восьмиконечного креста четырехконечным.

*...и около купели... против солнца ж водят...— Во всех этих случаях до никоновской реформы в русской церкви практиковался обычай ходить «посолонь», то есть по течению солнца.

*...«печатай, Арсен...» — Арсений Грек, справщик церковных книг при Никоне, приехал в Москву в 1649 г. вместе с иерусалимским патриархом Паисием. В глазах консервативно настроенных москвичей он был человеком весьма подозрительным, так как, будучи выучеником иезуитской коллегии в Риме, приняв, хотя и вынужденно, на время магометанство, затем став униатом, не внушал к себе доверия прежде всего по своим моральным качествам. Вскоре же по прибытии в Москву он за «еретичество» был сослан в Соловки, но В 1652 г. освобожден и сделан Никоном справщиком и переводчиком богослужебных и канонических книг. В 1662 г. Арсений вновь был сослан в Соловки, пробыв там на этот раз четыре года. Участие Арсения в книжных исправлениях само по себе было достаточным поводом для того, чтобы в глазах противников Никона скомпрометировать его деформаторскую деятельность.

*...не нам, Богу нашему слава.— Ст.: Псалтирь, CXIII, 9.

* «аще и невежда словом, но не разумом» — из второго Послания вп. Павла к коринфянам, XI, 6.

*...книгою святого Ефрема Сирина...— Ефрем Сирин — один из виднейших «отцов церкви» IV в. «Слова» и поучения его, особенно собранные в книге «Паренесис», известны были на Руси С XIII—XIV вв. Мрачная философия Ефрема Сирина, проникнутая мыслями о тщете жизни и торжестве смерти, пришлась особенно ко времени в пору гонений на приверженцев старой веры, а его «Слово об антихристе» оказалось злободневным в связи с толками о пришествии антихриста как раз в это время.

Стр. 51

* «призри на мя и помилуй мя!»— из Псалтири, CXVIII, 132.

* «аз ти о имени Господни... Бог призирает» — выдержка из молитвы Василия Великого над «обуреваемыми нечистым духом» и над «крещающимися».

Стр. 52

* Сундовик — правый приток Волги.

*...к другу своему Илариону... мучитель стал христианской.— Земляк Аввакума

Стр. 53

* Иларион с 1649 по 1656 г. был игуменом макарьевского Желтоводского монастыря. Пробыв затем недолго архимандритом нижегородского Печерского монастыря, он в 1657 г. стал архиепископом Рязанским, а с 13 июня 1669 г. митрополитом. Был суровым противником и гонителем старообрядцев. Умер 6 июня 1673 г. Судя по тому, что Аввакум говорит здесь о нем как еще о живом, можно полагать, что «Житие» написано было до середины 1673 г. О том, что Иларион за четыре года до смерти был возведен в сан митрополита, Аввакум мог не знать.

* И как рыбою покормлю... говорит: «...меня ослабил!» — Рыба считалась

символом Христа. . .

Стр. 54.

* «да не имать со мною части во царствии небеснем!» — перефразировка

слов Христа, сказанных апостолу Петру во время омовения ног перед «тайной вечерей» (Евангелие от Иоанна, XIII, 8).

*...во время переноса и досадил мне.— По старорусским демонологическим представлениям, дьявол делал обычно последнюю попытку овладеть своими жертвами во время одного из центральных моментов литургии, переноса «даров» с жертвенника на престол.

Стр. 57.

* «О всепетую» — заключительный «икос» акафиста Богородице.

*...пять тысящ пятьсот лет во аде был осужден.— Аввакум исчисляет время от библейской даты сотворения мира до рождества Христова в 5500 лет. Эту цифру старообрядцы отстаивали против цифры 5508, принятой никонианами (ср.: Материалы, IV, стр. 194).

Стр. 58.

* Терпение... до конца,—Из Псалтири, IX, 19.

* Шакша — пресноводное озеро в Забайкалье, вблизи озера Иргень.

Стр. 59.

* Царевна Ирина Михайловна (1627—1679)—старшая дочь царя Михаила

Федоровича, сестра царя Алексея Михаиловича.

*...старец... повелеваю ти, напиши и ты рабу тому Христову...— Старец

Епифаний «повеление» Аввакума исполнил и написал свое «Житие» (текст см.: Робинсон, стр. 179—202).

* елика сотвори... дела своя — из Деяний апостолов, XV, 4; XIX, 17-18.

* «аще языки человеческими... есмь» — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, XIII, 1—2.

*См. очень близкую параллель к этому рассуждению Аввакума о русском языке в его «Книге толкований» (см. стр. 99—116).

ИЗ «КНИГИ БЕСЕД»

«Книга бесед» создавалась Аввакумом в период пустозерскоЯ ссылки, с 1669 по 1675 г. Она включает самые различные произведения (наряду с беседами здесь находятся письма и послания Аввакума к разным лицам) и поэтому лишь формально может рассматриваться как единое произведение, как это было предложено П. С. Смирновым в предисловии к изданию произведений Аввакума 1927 г. (см.: Памятники, стр. XIX—XXXII).

Основное содержание сборника составляют десять бесед: 1. О первых противниках церковных преобразований; 2. Об образе креста Христова; 3. Об иноческом чине; 4. Об иконном писании; 5. О вненн ней мудрости; 6. О днях поста и мясоястия; 7. О старолюбцах и новолюбцах; 8. Об Аврааме; 9. Толкование на 87—88 зачало Послания ап. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна; 10. Беседа о наятых делателях.

Эти беседы, по мере их написания, Аввакум отправлял вместе с сопроводительными письмами своим единомышленникам — «всем горемыкам миленьким на всем лице земном», «старице Мелании с сестрами и подначальною Анисьею», «тричисленной единице» — Морозовой, Урусовой и Даниловой. Автографов «Книги бесед» не сохранилось, но списков много, что свидетельствует о большой популярности бесед в старообрядческой среде — некоторые из списков относятся к XIX в. Количество бесед в различных рукописных сборниках неодинаково, имеются расхождения и в последовательности бесед и небольшие разночтения в тексте. В полном объеме «Книга бесед» ни в одной рукописи не представлена.

«Книга бесед» печатается по списку XVIII в. (ГПБ, собр. Богданова О. И. 1059). Названия бесед предложены Н. Субботиным (см.: Материалы, V) и П. С. Смирновым.

[Введение]

Печатается с сокращениями.

Стр. 60

* Книгу святую собрал от святого писания... на крестоборную ересь...— По обычаю публицистов того времени, например митрополита Даниила, Максима Грека, Аввакум указывает на несамостоятельный характер своего творчества и на цели, которыми было вызвано появление произведения. Свое сочинение Аввакум называет «книгой на крестоборную ересь», так как в одной из бесед обвиняет никониан в отвержении истинной формы креста.

*...человека грешна... и бесславна...— Традиционное самоуничтожение, которым обычно сопровождал автор свою характеристику.

*...пасяхся со свиниями...— Имеется в виду евангельская притча о блудном сыне, который во время скитаний, обнищав, ел вместе со свиньями (Евангелие от Луки, XV, 11—32).

* Человек бысть Иов...— В библейской Книге Иова (X— XLII) рассказывается: чтобы испытать веру Иова, Бог подвергает его всевозможным несчастьям; сначала Иов ропщет на Бога, но затем смиряется. Вскоре он был снова возвышен и награжден.

* Моисей—древнееврейский пророк; по библейскому преданию, основатель иудейской религии; как человек особенно благочестивый, был предназначен Богом вывести евреев из египетского рабства и отвести их в землю Ханаанскую, «кипящую млеком и медом» (Исход, XII—XLI).

*...молитвою постави на небе текущее солнце..,— Иисус Навин, ученик Моисея, после смерти его приводит евреев в Ханаанскую землю. В Книге

Иисуса Навина (X, 12 — 14) рассказывается, что во время битвы израильтян с ратью аморрейского царя около города Гаваона Иисус обратился к Богу с молитвой остановить солнце и луну, чтобы закончить битву в течение дня, и молитва его сбылась,

* «обретох Давыда, сына Иессеева, мужа по сердцу моему» — слова ап. Павла, обращенные к израильтянам (Деяния апостолов, XIII, 22).

*...устыдешася лютые звери... — Пророк Даниил, которому приписывался дар прорицания и угадывания снов, был советчиком царей Навуходоносора, Валтасара, Дария и Кира. По Библии, оклеветанный языческими жрецами, он по приказу Кира был брошен в ров К семи некормленым львам, которые не тронули его (Книга пророка Даниила, XVI, 28—32).

*...его же принесе ангел... к Даниилу. — В Библии рассказывается, что Бог

приказал пророку Аввакуму отнести брошенному в ров Даниилу обед. Так как Аввакум находился далеко от Вавилона, места заключения Даниила, ангел поднял Аввакума за волосы и перенес его в ров (Книга пророка Даниила, XIV, 33—39).

*...я и сам сижу в рове... сам пят... — «Рвом» Аввакум называет пустозерскую земляную тюрьму, в которой он вместе с соузниками попом Лазарем, иноком Епифанием, дьяконом Федором и юродивым Киприяном (о нем см. прим. к стр. 76) находился с апреля 1670 г. Об условиях жизни Аввакума в земляной тюрьме очень образно рассказано в Прянишниковском списке «Жития» (см.: Житие, 1960, стр. 341) и в некоторых письмах.

*...в настоящее время. — Судя по дальнейшим словам Аввакума: «А Соловецкой монастырь в осаде 7 лет от никониян сидят», — первая беседа Аввакума, которая является непосредственным продолжением введения, была написана в 1675 г. (осада Соловецкого монастыря началась осенью 1668 г.), до 7 июля — дня казни Киприяна, который упоминается здесь как живой.

* Увы, увы, мне!., из чрева матере моея.— Неточная цитата из Книги Иова.

* Понеже антихрист прииде ко вратам двора... — По предсказаниям Кирилловой книги, пришествие антихриста на Русь должно было произойти в 1666 г., поэтому многие старообрядцы вначале склонны были считать антихристом Никона. Но церковный собор 1666 г., судивший раскольников, сместил с патриаршего престола и Никона, и его стали рассматривать лишь как «предтечу» антихриста, царство которого должно наступить в недалеком будущем. Этой точки зрения придерживался и Аввакум.