Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 51 из 74)

При чтении текста следует иметь в виду, что ударения в словах, проставленные в автографе, не всегда совпадают с современными. Не отмечая многочисленные, закономерно повторяющиеся несовпадения (в именах, например Аввакум, Пашков, Струна; в деепричастиях, например бегаючй, едучй и т. п.; в творительном падеже множественного числа существительных, например бесами, и др.), являющиеся, как правило, отражением норм древнерусского языка, мы воспроизводим ударения лишь в тех случаях, когда они имеют смысловое значение (например, воздух) или важны для правильного восприятия особенностей речи Аввакума.

Исправления Епифания в тексте «Жития» Аввакума оговариваются под строкой, но не вводятся в основной текст. Там, где это необходимо, аутентичность и неслучайность аввакумовского написания, исправленного Епифанием, подтверждается ссылкой на автограф редакции В.

В некоторых случаях мы отступаем от пунктуации, предложенной в названных изданиях «Жития», и сохраняем пунктуацию, принятую в издании «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения».

При подготовке текста с благодарностью принималась текстологическая консультация Н. С. Демковой.

В. Гусев

Стр. 10. * Епифаний — инок Соловецкого монастыря, один из видных деятелей и писателей раннего старообрядчества, духовный отец Аввакума в пустозерской ссылке, также заключенный в земляную тюрьму и сожженный вместе с Аввакумом 14 апреля 1682 г. Епифаний ушел из Соловецкого монастыря в 1657 г., не приняв никоновской реформы, и долгое время жил отшельником в разных скитах в Поморье, где написал большую «книгу» (по-видимому в 1665—1666 гг.), не дошедшую до нас, обличающую никоновскую реформу и ее сторонников. В 1666 г. Епифаний принес «книгу» в Москву с целью публичного обличения «никониан», был арестован и осужден церковным собором 1666—1667 гг., казнен «урезанием языка» и сослан вместе с Аввакумом в Пустоэерск. Автобиографии ческое «Житие» Епифания, написанное им в пустозерской земляной тюрьме, в рукописях непосредственно продолжает «Житие» Аввакума. О Епифании и его отношениях с Аввакумом см.: Робинсон, стр. 47—86; издание текста «Жития» Епифания — там же, стр. 179— 202.

* Всесвятая Троице... возглаголю... — Аввакум начинает «Житие» словами молитвы, хорошо известной его современникам, несколько сокращая и видоизменяя ее текст для более осмысленной связи с дальнейшим (см.: Псалтирь. М., 1648, л. 17—17 об., и другие издания).

* ...Дионисия Ареопагита «О божественных именех»...— Именем Дионисия Ареопагита, по преданию — ученика апостола Павла и первого афинского епископа (краткие известия о нем имеются в Деяниях апостолов, XXVII, 34, и в его апокрифическом «Житии»), обозначался автор четырех трактатов и десяти писем, пользовавшихся огромным авторитетом в богословской практике средневековой церкви, как западной, так и восточной. В новое время доказана мифичность личности Дионисия Ареопагита, и сочинения с его именем, носящие явные следы влияния неоплатонизма, с этих пор приписываются автору, жившему в конце V или в начале VI в. Они известны в нескольких старинных славянских и русских переводах с греческого, начиная с XIV в. Здесь и далее Аввакум имеет в виду трактат псевдо-Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих», представляющий собой извлечение из сочинения неоплатоника V в. Прокла, распространявшийся на Руси как в отдельных рукописях, так и в составе монументального теологического и литературного свода XVI в.— в Великих Минеях Четьих митрополита Макария (см. приводимые далее Аввакумом цитаты: ВМЧ, октябрь, дни 1—3. Издание Археографической комиссии. СПб., 1870, стб. 399—400, 557,i 562, 564).

* О патриархе Никоне, Павле Крутицком, Иларионе Рязанском, Макарии

Антиохийском, Паисии Александрийском см. прим. к стр. 15, 47, 55, 66.

Стр. 11

* Алексей — личность этого последователя и «доброхота» Аввакума, которому был отправлен автограф «Жития», не установлена; из послания Аввакума к нему явствует, что Алексей — глава большой семьи и, по-видимому, наставник в общине. Известно, что в Пустозерске был дом «брата Алексия», где пустозерские узники (до заключения в земляную тюрьму в апреле 1670 г.) могли иногда встречаться и переписывать свои сочинения, однако нет никаких данных, которые позволили бы отождествить Алексея-пустозерща и адресата «Жития Аввакума» (см,: Демкова, стр. 32).

* ...книга живота вечного.— Так Аввакум называет свое «Житие».

* Еще же да будет... свыше...—Ср.: Книга Бытия, XXVII, 28, ?9, 39.

* ...да ясте ветхая... израните...— Ср.: Левит, XXVI, 10. * ...житие свое...

пятьдесят пяти годов.— Обращение Аввакума к читателям «Жития» датируется 1675 г.

* Авва Дарофей... лист 49...— Авва (древнееврейск. «отец») —

обычное в византийской традиции почтительное добавление к имени инока и настоятеля монастыря. Дорофей (ум. 620) — Сирийский монах, аскет, настоятель созданного им монастыря и автор многочисленных поучений, обращенных к монашеской братии, популярных в восточном христианстве. В 1652 г. книга «Поучения аввы Дорофея» издана в Москве н была хорошо известна Аввакуму. Однако точность отсылки Аввакума кажущаяся: на указанном месте нет «понуждения» Дорофея, на которое ссылается Аввакум.

* Мы же... исповедаем... истинного и животворящаго...— Здесь Аввакум протестует против исключения в новоисправленных при Никоне книгах слова «истиннаго» в символе веры.

* ...ищитати беги небесныя...— То есть следить за движением небесных светил, заниматься астрономией или астрологией.

* ...вся сия вмених быти яка уметы.— Ср.: Послание ап, Павла к филиппийцам, III, 8.

* К Тимофею пишет в книге своей... да разумеет.— Все сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, адресованы Иоанну Богослову, а также апостольским ученикам — Титу, Тимофею, Поликарпу и др.

* Этот текст не найден в сочинениях псевдо-Дионисия — ни в славянских, ни в греческих списках.

* Чти Апостол, 275.— Аввакум здесь отсылает ко второму Посланию ап. Павла к фессалоникийцам, II, 10—12.

* ...в Солнечном граде...— В Гелиополе. «Солнечный град» — славянский перевод греческого названия древнеегипетского города Гелиополя (31 км к северу от Каира), где, по преданию, Дионисий Ареопагит со своим учеником находился во время распятия Христа (см.: Робинсон, стр. 211—212).

* ...солнце во тьму преложися... черным видом.— Ср.: Книга Иоиля, 11, 10, 31.

Стр. 12

* Той же Дионисий... закрывает солнце.— Источник фрагмента не найден. Возможно, это оригинальное осмысление Аввакумом текста послания псевдо-Дионисия Поликарпу, в котором объяснялась необычность затмения, случившегося, по евангельской легенде, в день распятия Христа (см.: ВМЧ, стб. 746, 749).

*...солнце затмилось в 162 году, пред мором за месяц или меньши.— Речь идет о солнечном затмении 2 августа 1654 г. во время эпидемии чумы (цифра 162 сокращенно обозначает 7162 г. По летосчислению от «сотворения мира»; для перевода старого летосчисления на современное нужно вычитать из даты от «сотворения мира» цифру 5508). Ниже Аввакум так же ошибочно приурочивает это затмение ко времени «недели за две до Петрова дня» (29 июня), то есть к середине июня.

* По-видимому, это не ошибки памяти Аввакума, а нарочитое «стяжение» времени, так как он ставит оба события в непосредственную связь с реформами патриарха Никона, вызвавшими, по мнению Аввакума, эти бедствия.

* ...Симеон Сибирской...— Архиепископ Сибирский и Тобольский

(с 1651 г.), сочувствовавший старообрядцам, земляк Аввакума, неоднократно помогавший ему во время сибирской ссылки.

* ...в то время Никон... зело мор велик был...— Начало реформаторской деятельности патриарха Никона (1605—1681), положившей основание расколу, относится к весне 1653 г. Опустошительная моровая язва (чума) свирепствовала в Москве и во многих других местах России во вторую половину 1654 г. 25 августа этого года, в связи с мором, произошло в Москве народное возмущение, направленное против Никона как реформатора.

* ...Бог излаял фиал гнева... на Рискую землю.— Ср.: Апокалипсис,

XVI, 1. Потом... тьма бысть... проклинав, бросили.— Второе солнечное затмение, упоминаемое Аввакумом, было не через четырнадцать, а через двенадцать лет, 22 июня 1666 г. За месяц с небольшим до этого, 13 мая 1666 г., Аввакум был расстрижен и вместе с попом Никитой и дьяконом Федором увезен в Никольский монастырь на Угрешу, близ Москвы.

* Той же Дионисий пишет... там пространно уразумеешь.— О солнечном знамении у палестинского города Гаваона при Иисусе Навине см. в Книге Иисуса Навина, X, 12—13; о «знамении» при царе Езекии — * в Четвертой книге Царств, XX, 8—И. В комментариях к книге псевдо-Дионисия эти же сюжеты излагаются кратко (см.: ВМЧ, стб. 744).

* Он же Дионисий пишет в небесных силах...— В трактате «О небесной иерархии» ( см.: ВМЧ, стб. 315—342).

* ...благословенна... Господня! — Ср.: Книга пророка Иезекииля, III, 12.

*...сия Троица... тричисленно и сие воспевание.— Аввакум защищает дониконовскую формулу славословия: «аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже!» — протестуя против нововведенного на соборе 1666—1667 гг.: «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже!» — на том основании, что «ангельская речь» «аллилуйя» на «человеческой речи» именно и значит «слава тебе, Боже» и никоновское прибавление лишнего «аллилуия», таким образом, учетверяет славословие, долженствующее по традиции быть тройным.

* Алфавит (или Азбуковник)—особый тип толкового словаря, распространенный в греческой и славянской средневековой письменности, содержавший наряду со сведениями о значении слов краткую характеристику различных понятий, предметов, явлений.

* Григорий Нисский (335—394) и его старший брат Василий Великий (329—378) — популярные в восточном христианстве «отцы церкви».