Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 52 из 74)

Стр. 13

* «свят, свят... славы его!» — Из книги пророка Иссаии, VI, 3.

* Пространно пречистая Богородица... и от Сына исхождение. являют... — Аввакум имеет здесь в виду житие Ефросина Псковского (ум. 1481), написанное в 1547 г. его учеником Василием. По словам Василия, тайна «аллилуйя» была открыта Богородицей, явившейся к нему во сне и повелевшей «двоить» «аллилуйя» (см.: Памятники старинной русской литературы, изд. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862, стр. 104—106). На основании этого сообщения Василия сугубая «аллилуйя» утверждена была Стоглавым собором 1551 г., который «трегубую» «аллилуйя» постановил считать «латынской ересью». В «латинстве» Аввакум обвиняет никониан и далее: католический символ веры утверждает «исхождение Духа» не только от «Отца», как утверждает православный символ веры, но и от «Сына».

Стр. 14.

* Афананий Великий рече... по вышереченному Афанасию.— Излагая в начале «Жития» свое исповедание веры, Аввакум цитирует и пересказывает авторитетнейшие для православной церкви тексты «отцов церкви» III—V вв., интерпретаторов основ христианской догматики, хорошо известные его современникам: «Исповедание веры» Афанасия Александрийского, «Изложение вкратце о вере» Анастасия Антиохийского и Кирилла Александрийского, «Маргарит» («Жемчужины») Иоанна Златоуста (см.: Собрание краткия науки о артикулах веры. М., 1649, л. 2—5 об.; Маргарит. М., 1641, л. 476—476 об.).

* Сице аз... умираю.— Слова Аввакума, заключающие вступление к «Житию», напоминают заключение его письма церковным властям, которое Аввакум подал 5 августа 1667 г. (см.: Материалы, II, стр. 23; Робинсон, стр. 216); по-видимому, текст вероисповедного и полемического вступления к «Житию» является отражением основных положений речи Аввакума на соборе 1667 г., когда он, по его словам, «посрамил» «римские» заблуждения властей Дионисием Ареопагитом.

* Рождение же мое... Григорове.— Григорово — ныне село Боль-шемурашкинского района Горьковской области. Кудма — правый приток Волги.

* Год рождения Аввакума — 1620 или 1621.

* Анастасия — жена Аввакума Анастасия Марковна (1624—1710). Особая редакция «Жития» (Прянишниковский список) сообщает дополнительные данные о женитьбе Аввакума: «Мати же изволила меня женить семнадцати лет, жену мне привела четырнадцати лет» (см.: Житие, 1960, стр. 310).

* Аз же от изгнания преселихся во ино место.— Из Григорова, где Аввакум не поладил со своими односельчанами (причины неладов неизвестны), он переселился в село Лопатищи Нижегородского края, где и начал свое священнослужение.

* Рукоположен во дьяконы... имею священстео.— Следовательно, в дьяконы Аввакум был рукоположен в 1642 г., в священники — в 1644 г., поставлен в протопопы — в 1652 г.

* С 1642 по 1652 г. Аввакум прожил в Лопатищах. Протопопом он был назначен в Юрьевец-Повольский, ныне город Ивановской области.

* А егда в попах был... с полтретьяцеть.— Аввакум определяет количество лет своей проповеднической и учительской деятельности приблизительной цифрой — двадцать пять («с полтретьяцеть»), начиная отсчет ее примерно с 1647 г.

Стр. 15

*объяша мя болезни... и болезнь обретох» — из Псалтири, CXVI, 3—4.

Стр. 16

* В то же время... в земле закопан.— Речь идет о втором сыне Аввакума, которому в 1653 г. было пять лет (см. стр. 41). Следовательно, он родился в 1648 г. О том, что жена Аввакума и двое его сыновей, Иван и Прокопий, посажены в земляную тюрьму на Мезени, подробно речь идет в «Житии» (см. стр. 49).

* По другим данным, Прокопий родился в 1647 г.: именно в 1647 г., уже после возвращения Аввакума из Москвы в Лопатищи, произошла его встреча с В. П. Шереметевым.

* ...я со же Филипп каженика древле.— Аввакум имеет здесь в виду эпизод крещения в пути, у воды, апостолом Филиппом евнуха-эфиопа, рассказанный в Деяниях апостолов, VI И, 27-38.

* ...к духовнику... Стефану а к Неронову... Иванну...— Стефан Вонифатьев (ум. 1656)—с 1645 или 1646 г. протопоп московского Благовещенского собора, царский духовник, глава кружка «ревнителей благочестия», влиятельнейшее лицо в церковных делах того времени; Иван Неронов (1591—1670)—с 1646 пли 1647 г. протопоп московского Казанского собора, затем инок с именем Григорий; в пору о которой идет речь, после Вонифатьева — второй по степени влиятельности член кружка «ревнителей благочестия».

* Приидоша в село мое... о[т]пустил в поле.— Борьба церкви и государства со скоморошьими потехами и «бесовскими игрищами», проходящая через всю историю старой Руси, особенно усилилась в середине XVII в. по почину кружка «ревнителей благочестия». В 1648 г. было издано специальное распоряжение царя, разосланное по городам воеводам и запрещавшее, под угрозой батагов и даже ссылки в окраинные города, всякие затеи скоморохов с домрами, гуслями, волынками, медвежьими плясками. К этому добавлялось: «а где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие чудесные бесовские сосуды, и те бы вынимать и, изломав, жечь».

* ...Василей Петрович Шереметев, плавучи Волгою в Казань...— Боярин

В. П. Шереметев (ум. 1659) отправился из Москвы на воеводство в Казань в конце июля или в начале августа 1648 г. Таким образом, Аввакум, впервые бежавший в Москву в первой половине 1648 г., летом уже был снова в Лопатищах, где и произошла его встреча с Шереметевым.

* По новым данным, поездка В. П. Шереметева была в 1647 г., в сентябре он проезжал мимо Лопатищ, тогда и произошла описанная Аввакумом встреча (см.: Робинсон, стр. 223).

* ...благословить сына... блудолюбный образ.— Мода брить бороду пришла на Русь с Запада в XVI в. Тогдашние церковные деятели, особенно митрополит Даниил, энергично боролись в своих проповедях с этим новшеством, по мотивам главным образом нравственного характера: бритье бороды тогда имело эротический привкус и стояло в связи с довольно распространенным пороком мужеложества. Ревнители старины, в частности Аввакум, говоря о «блудолюбном образе» молодого Шереметева, исходили из тех же оснований, что и проповедники XVI в.

* ...у царя на сенях со мною прощались...— То есть просили прощения. В Московской Руси было в обычае приближенным царя собираться почти ежедневно в царских сенях.

* ...брату моему меньшому... дочь духовная была.— Речь идет о брате Аввакума, попе Евфимии Петрове.

Стр. 17

* ...Господи, изведый мя из чрева матери моея... устроил! — Ср.; Псалтирь, XXI, 10.

* Аще меня задушат... с Филиппом, митрополитом Московским...— Филипп, митрополит Московский (1507—1560), по распоряжению Ивана Грозного был задушен Малютой Скуратовым.

* ...аще зарежут... с Захариею пророком...— Захария — один из двенадцати так называемых «малых» пророков, автор названной по его имени предпоследней пророческой книги Ветхого завета, по преданию убитый около 520 г. до н. э. за свою резкую обличительную проповедь.

* ...а буде в воду посадят... свободишь мя! — В Житии Стефана Пермского (ум. 1396), написанном Епифанием Премудрым в начале XV в., рассказывается о победе Стефана над язычником-волхвом и спасении его от испытания водой (ср.: Житие Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Изд. Археографической комиссии. СПб., 1897, стр. 51—53).

* «прости, государь... тобою» — Евфимей Стефанович обращается к Аввакуму словами «блудного сына» (Евангелие от Луки, XV, 18).

* Господь... дает благодать — из Послания ап. Иакова, IV, 6; см. также: Притчи Соломона, III, 34. Это библейское изречение вошло в речевой обиход XVII в.: оно дословно повторяется в сборниках пословиц этого века.

* Аз же сволокся к Москве...— Второе бегство Аввакума в Москву относится к 1652 г., не позднее начала мая, так как после этого он около двух месяцев прожил в Юрьевце-Повольском и вновь вернулся в Москву до перенесения Никоном мощей митрополита Филиппа (9 июля 1652 г.).

* ...к патриархову приказу... били батожьем и топтали...— Дворцовый Патриарший приказ ведал административными, финансовыми и судебными делами патриарших вотчин. Избиение толпой Аввакума, помимо желания расправиться с ним как со строгим блюстителем нравов, было вызвано, нужно думать, и тем, что Аввакум, видимо, строго взыскивал с населения налоги в патриаршую казну. Об этом избиении в Юрьевце, как и о некоторых дальнейших своих мытарствах, Аввакум говорит и в «первой» своей челобитной Алексею Михайловичу.

* На Кострому прибежал... изгнали.— В 1652 г. костромской протопоп Даниил вызвал против себя мятеж, очевидно, за строгость, с которой он относился к своей пастве.

* Посем Никон... Филиппа митрополита.— Перенесение Никоном мощей

митрополита Филиппа из Соловков в столицу предпринято было с целью поднятия авторитета церковной власти, приниженной при Иване Грозном самим фактом расправы с Филиппом.

Стр. 18

* А прежде его приезду... чтоб ему быть в патриархах.— Челобитная эта, о которой Аввакум упоминает и в «Книге бесед», до нас не дошла. За руками — с собственноручной подписью.

* ...и пишет к нему послание навстречю...— Послание Алексея Михайловича с извещением о смерти патриарха Иосифа (15 апреля 1652 г.) было отправлено Никону, митрополиту Новгородскому, в мае 1652 г. (см.: Акты Археографической экспедиции. Т. IV. СПб., 1836, № 57/11, стр. 76—77).

* Егда поставили патриархом...— Никон был поставлен в патриархи 25 июля 1652 г.

* ...не стал и в Крестовую пускать.— Крестовая — зала для приемов и заседаний в Патриаршем дворе.

* ...в пост великой прислал... пишет: «трема персты бы есте крестились».— В «памяти», посланной Никоном накануне великого поста в 1653 г. сначала протопопу Казанского собора Неронову, а затем и в другие места, речь шла об уменьшении числа земных поклонов (с семнадцати до четырех) во время покаянной молитвы Ефрема Сирина и о замене двуперстия троеперстием.

* Аввакум вспоминает, что его прочили протопопом в собор Спаса-на-Бору в Кремле на место, освободившееся после смерти протопопа Силы, однако неясно, насколько эти сведения достоверны.

* ...в Чюдов...— В Чудов монастырь в Кремле.

* ...от образа глас бысть...— Об этом «гласе» от образа Спаса Неронов писал Стефану Вонифатьеву из Вологды 13 июля 1654 г. (см.: Материалы, I, стр. 99—100).

* ...коломенскому епископу Павлу... в новогороцских пределах...— Епископ Коломенский Павел (ум. 1656), друг Неронова, сразу же стал во враждебные отношения к реформам Никона. Это был единственный архиерей, до смерти оставшийся в лагере старообрядцев. После собора 1654 г. он был лишен епископской кафедры и отправлен в заточение. По одним сведениям, был убит по приказу Никона в Хутынском монастыре, в Новгородском уезде, по другим — сожжен в срубе в Новгороде.