Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 54 из 74)

* Он же. Струна... «слово и дело государево» на меня.— В своей челобитной царю Струна, со слов «памяти» из Патриаршего приказа в Сибирский, «не претерпля ево, архиепископли муки, в чепи и железах пришел в съезжую избу и бил челом государю, а стольнику и воеводам, князю Василию Ивановичу Хилкову с товарищи, про тово Протопоповы Аввакумовы неистовы слова извещал» (ср.: Никольский, стр. 162). Эти «неистовы слова», о которых мы ничего не знаем, видимо, и послужили Струне материалом для того «слова и дела государева» на Аввакума, о которых упоминает последний. Но, кроме того, судя по отписке тобольских воевод в Сибирский приказ, относящейся ко времени между 1 сентября и 31 декабря 1655 г., Струна «на того протопопа Аввакума извещал, что он, Аввакум, ходит с посохом, а посох-де с яблоки вызолочен, а на рогах оправлено серебром...», то есть завел посох не по сану.

* Воеводы отдали ево... за пристав.— Иван Струна, как явствует из челобитных архиепископа Симеона, сказал «слово и дело и дело государево и патриаршее» не только на Аввакума, но и на него, архиепископа. А так как политический доносчик в Московском государстве пользовался особым покровительством во время производства следствия по его доносу и отдавался под охрану властей, то и Струна отдан был под начало, «за пристав», Петру Бекетову, энергичному «землепроходцу», открывателю новых земель в Сибири, присоединявшихся к Московскому царству.

* Посем указ пришел...— и укоряю ересь Никонову.— Как видно из отписки тобольских воевод в Сибирский приказ, ими получен был за подписью царя Алексея Михайловича указ о ссылке Аввакума на Лену, в Якутский острог. В Тобольске Аввакум, таким образом, пробыл с лишком полтора года.

* Два брата жили у царицы в Верху...— Известно, что во время мора (чумы) 1652 г. умер брат Аввакума Евфимий (см.: Материалы, I, стр. 359—369; Робинсон, стр. 241). Верх — царский дворец в Кремле.

* Излиял Бог... фиял гнева Своего! — Ср.: Апокалипсис, XVI, Ь

* Говорил тогда... меч, разделение...—Аввакум имеет в виду, очевидно, первое послание Неронова к царю Алексею Михайловичу из Спасов-Каменного монастыря от 6 ноября 1653 г., в котором, однако, Неронов, разумея предстоящую войну с Польшей, писал лишь следующее: «аще бо сия брань не уставлена будет и церквам мир не предан будет, крепости не будет имети быти хотящая брань, но за премногое прогиевание Владыки нашего Бога велия погибель и тщета будет» (см.: Материалы, I, стр. 38).

* Тоже сел... поехал на 'Лену.— Аввакум отправился из Тобольска по направлению на Лену в Петров день, 29 июня 1655 г., как об этом он сам говорит в «Житии»

* ...в Енисейской...—тo есть в Енисейский острог.

* ...велено в Дауры вести — дватцеть тысящ и больши будет от Москвы.— Даурия — старинное название местности, находящейся на восток от озера Байкал и составлявшей часть Забайкальской области. Аввакум сильно преувеличивал расстояние Даурии от Москвы; на самом деле оно не превышает пяти с половиной тысяч верст.

* И отдали меня Афонасью Пашкову... и мучит, и бьет.— Афанасий Филиппович Пашков (ум. 1664) во время прибытия в Енисейск Аввакума бывший енисейским воеводой, в августе 1655 г. получил приказание отправиться во главе отряда в несколько сот человек стрельцов и казаков в Даурию. Задачей экспедиции Пашкова было освоение земель, лежащих на Амуре, и установление там правильной администрации. Человек предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, Пашков вместе с тем отличался жестокостью в обращении с подначальными людьми, довольно, впрочем, обычной у сибирских администраторов, особенно во время походов, когда приходилось усиленными карательными мерами удерживать в повиновении, в обстановке всяческих лишений, плохо дисциплинированное войско. О жестокостях Пашкова по отношению к духовенству доносил, между прочим, архиепископ Симеон, называвший его «великим озорником» (подробнее об этом см.: Бороздин, стр. 69—71, и там же приложение, стр. 117).

* Егда поехали из Енисейска...— Пашков во главе своего отряда выступил из Енисейска весной 1656 г.

* В Большой Тунгуске-реке...— Большая, или Верхняя, Тунгуска— так называлось раньше нижнее течение реки Ангары, притока реки Енисея, вытекающей из озера Байкал.

* ...простоволоса ходя.— По старорусским религиозным представлениям, считалось грехом появление женщины при посторонних с непокрытой головой.

Стр. 22.

* Шаманский, Долгий — пороги на реке Ангаре.

* ...горы... витать.— Перефразировка Псалтири, X, 1.

* И аз ему малое писанейце написал... и послал к нему.— Текст письма Аввакума к Пашкову до нас не дошел.

* Начало «писаней-ца», процитированное Аввакумом,— хорошо известные его современникам слова заклятья дьявола, произносимые священником во время «запретительных» молитв (отсюда параллель «Пашков — дьявол»)

Стр. 23.

* Аще Иев и говорил так...— Аввакум имеет в виду ропот Иова на Бога за

обрушившиеся на него бедствия, о чем идет речь в библейской Книге Иова.

* Я со многими скорбьми... царство небесное — из Деяний апостолов, XIV, 22.

* ...Падуну... в щепы изломает...— Ангара «шириною с версту» несколько ниже Падунского порога, в районе которого ширина реки доходит до двух-трех верст.

* «сыне, не пренемогай... а не сынове есте» — из Послания ап. Павла к евреям, XII, 5—8.

* Брацкой острог...— Братский острог основан в 1631 г. на реке Ангаре у порога Падун; в 1654 г. перенесен к месту впадения реки Оки в Ангару. От острога сохранились две башни; одна из них, в которой, по преданию, был заключен Аввакум, в настоящее время перевезена в с. Коломенское под Москвой.

* ...сидел до Фияипова поста...— Так называемый Филиппов пост начинается за сорок дней до праздника Рождества, то есть 14 ноября.

* ...я со Лазаря во гною у вратех богатого, пси облизаху гной его...— Сравнение взято из евангельской притчи (Евангелие от Луки, XVI, 19—31) о богатом и Лазаре.

Стр. 24.

* Хилок — приток реки Селенги, впадающей в Байкал.

* Иргень — озеро к востоку от Байкала.

* ...что Авраам у дуба Мамврийска.— В Книге Бытия, XIII, 18, говорится о том, что Авраам, расставшись с Лотом, поселился «у дуба Мамврийскаго».

Стр. 25

* Ингода — река в системе Амура, вместе с рекой Ононом составляющая Шилку

* У протопопицы моей однарятка... рублев в полтреть цеть...— Упоминание об однорядке протопопицы, которая стоила двадцать пять рублей, указывает на то, что в Москве Аввакум жил в немалом достатке (лошадь стоила полтора рубля; годовая плата на хозяйском содержании — работника-мужчины была пять рублей, а женщины —два с полтиной; см.: Никольский, стр. 138).

* Нерча— приток реки Шилки.

* И у меня два сына маленьких умерли в нуждах те...— При отправке Аввакума в Сибирь у него было, как сказано выше, три сына—Иван, Прокопий и только что родившийся Корнилий.

* Иван и Прокопий далее упоминаются как живые,— следовательно, умер Корнилий и еще один, очевидно родившийся уже в Сибири.

* Кто даст... источник слез — из Книги пророка Иеремии, IX, I; следующая часть фразы — да же оплачю... житейскими сластьми?— перефразировка текста молитвы (см.; Робинсон, стр. 250).

* ...а иногда у куров корму из корыта нагребет.— Первоначальный набросок описания сибирских испытаний Аввакума и его семьи находится в его «первой» челобитной царю Алексею Михайловичу и «Записке» о жестокостях воеводы Афанасия Пашкова (см. стр. 168—169, 172—173). Некоторые стилистические параллели к описаниям Аввакума обнаруживаются в челобитных служилых людей и крестьян XVII в. (см., например: Оглоблин Н. «Женский вопрос» в Сибири в XVII в.— Исторический вестник, 1890, № 7, стр. 199— 200).

* Дочь моя... Огрофена... на Мезени... закопаны сидят.— * Огрофена (Агриппина) — старшая дочь Аввакума, родилась в 1645 г., по-видимому, 16 июня (память св. Агриппины — 23 июня); две другие дочери Аввакума («меньшие сестры»)—Акилина и Ксения. Анастасия Марковна и два старших сына Аввакума, Иван и Прокопий, были заключены в земляную тюрьму на Мезени в марте 1670 г.

Стр. 26.

* «не начный блажен, но скончавый» — перефразировка . слов

Евангелия от Матфея, XXIV, 13.

* яко ничто же успевает, но паче молва бывает — из Евангелия от Матфея, XXVII, 24. Аввакум характеризует А. Пашкова словами Евангелия, относящимися к Пилату.

* Древле благодать действовавше ослом при Валааме...

* человеческим гласом.— В Книге Чисел (XXII) говорится о том, что прорицатель Валаам отправился на ослице к моавитянам. По дороге ослица, которой трижды ангел преграждал путь, трижды сворачивала с дороги, за что Валаам бил ее, пока она человеческим голосом не стала жаловаться Валааму на побои и пока ангел сам своими укорами не остановил Валаама. Сообщаемое Аввакумом о греческих святых Юлиане и Сисинии не находит себе соответствия в известных нам памятниках, связанных с именами этих лиц.

* Бог идежи хощет, побеждается естества чин.— Из третьей стихиры на Благовещение.

* Чти житие Феодора Едесскаго... мертваго воскресила.— В Житии Феодора Едесского рассказывается о том, как блудница воскресила умершего младенца; см.: Житие Феодора Едесского. СПб., 1880 (Памятники древней письменности, LXI), стр. 143—147.

* Кормчая — собрание законоположений, относящихся к церковному праву, действовавшему в практике русской православной церкви.

Стр. 27.

* На Москве с бояронею в Вознесенском монастыре вселились.—То есть

поселились с вдовой воеводы Пашкова (ум. 1664), боярыней Феклой Симеоновной, в женском Вознесенском монастыре (в Кремле). Ф. С. Пашкова с июня 1673 г. и до смерти в 1685 г. была игуменьей Вознесенского монастыря, заметной фигурой в лагере никониан (см.: Румянцева В. С. О датировке краткой редакции Жития протопопа Аввакума.— Вестник МГУ. Серия истории, 1969, № 6, стр. 64). Там же погребена и сноха Пашкова Евдокия Кирилловна.

* Тоже с Нерчи-реки паки назад возвратилися к Русе.— Построив на Нерчи острог, Пашков 25 мая 1662 г. выехал на Иргень-озеро, а оттуда направился в Москву.

Стр. 28.

* У боярони...— То есть у снохи Пашкова Евдокии Кирилловны.

Стр. 29.

* ...в Мунгальское царство...— В Монголию.

* «Господи, хощеши ли... во ину весь» — из Евангелия отЛуки, IX, 54—56.