Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 70 из 74)

* Алексикон — иначе Азбуковник.

* «Горы высокая... заяцем»— из Псалтири, CIII, 18.

* «Сотворил ecи... зверие дубравный» — из Псалтирии, C11I, 19—20.

* «Скимни рыкающе... лягут» — из Псалтири, CIII, 21—22.

*...Скимен глаголется молодой львичищ...— Источником рассказа Аввакума о «естестве Львовом» является Физиолог.

Стр. 149.

* «Изыдет человек... сотворил ecu» — из Псалтири, CIII. 23—24.

* Им же образом желает елень... и пропадает весь.— Источником рассказа Аввакума является Физиолог.

* обновится... юность твоя — из Псалтири, СП, 5.

* Орел... егда состареется... юн вместо ветха.— Источиком рассказа

Аввакума является Физиолог.

Стр. 150

*...яко стерчин родителя своего... от иных птиц сопостатных. Источником

рассказа о птицах стерхах (белых аистах) является Физиолог.

* Лот и Ной — библейские патриархи; о «поругании» Ною и Логу от вина

рассказывается в Книге Бытия, IX, 21—24; XIX, 33—35.

* Самсон — библейский герой, прославился богатырской силой и подвигами в борьбе с филистимлянами. Рассказ о Самсоне читается не в «бытийстей книге» (Книге Бытия), как указывает Аввакум, а в Книге Судей израилевых, XV, 4—15; XVI, 3.

* Дионис — бог вина и виноделия у древних греков.

*...финикс-птица...— Легендарный рассказ о птице фениксе содержится в Физиологе.

Стр. 151

* «Исполнися земля твари твоея»— из Псалтири, CI1I, 24.

* Их же родов несведомое множество есть...— Следующий далее рассказ Аввакума о птицах, зверях, насекомых, китах, рыбах восходит к Шестодневу Иоанна экзарха Болгарского.

* «Се море... преплавают»— из Псалтири, CIII, 25—26.

*...острей... каркин.— Рассказ о них также восходит к Шестодневу.

*...рыба многоножица...— Сказание о многоножице есть в Азбуковнике, Физиологе, Шестодневе; источником для рассказа Аввакума был Шестоднев.

Стр. 152

* Корабли бо по морю преплавают... отинуде превозят.— В толковании стиха 26 Аввакум пользуется Толковой псалтирью Феодорита Киррского.

* «Змий... ругатися ему» —из Псалтири, CIII, 26.

*...отъяты быша и нозе и крыле... дьявола прокля.— См.: Книга Бытия, III, 14-24.

* «Всяк к тебе... возмятутся» — из Псалтири, CIII, 27—29.

* Разовщина — крестьянская война (1667—1671) под руководством С. Т. Разина.

* Коломенская пагуба — московское восстание посадских людей 1662 г.

Стр. 205.

* «Отъимеши духи их... лице земли» — из Псалтири, CI1I, 29—30.

Стр. 153

* «ecи убо не успнем... животом» — из Послания ап. Павла к коринфянам, XV, 51—54.

* «и обновиши лице земли» — из Псалтири, CIII, 30.

* И речет Господь... в живот вечный...— Ср.: Евангелие от Матфея, XXV,

34, 41, 46.

Стр. 154

* Тогда возвеселится... своих.— Из Псалтири, CIH, 31.

* «Презираяй на землю... воздымятся»— из Псалтири, CIII, 32.

* Егда на Синайстей горе... рече: «...господи».— Ср.: Книга Исход, XIX, 16-19.

* Воспою... о Господе.— Из Псалтири, CIII, 33—34.

* «скончаются... не быти им» — из Псалтири, CIII, 35.

* Благослови... Господа.— из Псалтири, CIII, 35.

ПОСЛАНИЕ ВСЕМ «ИЩУЩИМ ЖИВОТА ВЕЧНАГО»

Послание в рукописи не надписано именем Аввакума, но авторство Аввакума устанавливается на основании особенностей стиля послания, его содержания и прямых указаний в тексте: «Патриарси со мною, протопопом, на сонмище ратовавшеся, рекоша», «Как стригли меня на Москве... как меня сюды, в Пустозерье, везли... Ияков... кричит: «Батька Аввакума на Москве ругают...». Написано послание в Пустозерске в 1679 г, (со времени расстрижения Аввакума 13 мая 1666 г. прошло «с тринатцеть лет»).

Основная цель послания — обличение никониан «во лжи», доказательство ответственности перед Богом в своих религиозных убеждениях каждого верующего — «архиерея» и «рядного». Послание публикуется по единственному списку XVIII в. (ГБЛ, ф. 242, № 61, л. 66—71 об.).

Стр. 154

* «сила Божия есть всякому верующему... жив будет» — из Послания ап. Павла к римлянам. I, 16—17.

* «открывается гнев Божий... явил есть им» — из Послания an. Павла к римлянам, I, 18—19.

* «невидимая бо... их сердце» — из Послания ап. Павла к римлянам, Д, 20-21.

*...патриарси со мною... на сонмище ратовавшеся...— О своих спорах со вселенскими патриархами (Макарием Антиохийским и Паисием Александрийским) на церковном соборе 1667 г. Аввакум рассказывает в «Житии».

Стр. 155

* «...небо... впосолонь вертится, а вы... ходите противу солнца и всея твари...» — Здесь Аввакум приводит свои доводы в пользу хождения в церкви «посолонь» (по солнцу).

* «измениша славу Божию... человека» — из Послания ап. Павла к римлянам, I, 23.

* «иже премениша истинну... во лжу» — из Послания ап. Павла к римлянам, I, 25.

* «И якоже не искусиша... деют творящим» — из Послания ап. Павла к римлянам, I, 28—32.

* «вкусите от древа... яков сам бе».— Ср.: Книга Бытия, III, 1—5.

Стр. 156

* В которой день монастырь истнил... в той день и сам исчез.— Соловецкий монастырь был взят царскими войсками 27 января 1676 г. Царь Алексей Михайлович умер через два дня в ночь с 29 на 30 января 1676 г. В этом старообрядцы видели особое проявление Божьей справедливости (наказание царя последовало немедленно вслед за разрушением оплота старой веры) и широко использовали это совпадение для своей пропаганды.

* Егда приидоша ангели... «не туне... за душу свою».— Ср.: Книга Иова, I, 6—11; II, 4.

* А бояроня с сестрами умерла о Христе...— Ф. П. Морозова умерла в ночь на 2 ноября 1675 г., Е. П. Урусова — 11 сентября 1675 г„ М. Г. Данилова — 1 декабря 1675 г.

* неся сия тебе... душу ево соблюди» — из Книги Иова, II, 6; II, 12.

* Андрей Юродивый (ум. ок. 940) — святой восточнохристиаиской церкви. В его Житии (ВМЧ, память 2 октября) рассказывается о его сне, в котором он боролся с черным «ефиопом» — «тысящником... легеона сатанина» и победил его на радость «белоризцем» — ангелам.

* Как стригли меня на Москве...— Аввакум был расстрижен и проклят 13 мая 1666 г.

ПОСЛАНИЕ «ЧАДОМ ЦЕРКОВНЫМ» О ДЬЯКОНЕ ФЕДОРЕ

Это послание является своеобразным сопроводительным письмом Аввакума при посылке «всем верным» его «Книги обличений», направленной против одного из пустозерских «соузников» протопопа— дьякона Федора. Ожесточенные споры виднейших расколоучителей по богословским вопросам, разгоревшиеся с новой силой в 1678—1679 гг., вызывали недоумение старообрядцев. Поэтому Аввакум в поисках единомышленников обращается к «чадом церковным» с особым посланием, рассказывая в нем о «мерзости» «Федьки-отщепенца» и о наказании, которое постигло его самого, когда он хотел помириться с Федором, В послании сообщаются неизвестные ранее подробности взаимоотношений Аввакума, Федора и Епифания. Написано послание одновременно с «Книгой обличений» — в 1679 г. («лет с десять целил ево»,— пишет Аввакум о дьяконе Федоре, разногласия с которым начались уже в 1670 г.).

Печатается по списку конца XVII — первой четверти XVIII в. (РИМ, Музейское собр., № 3003, л. 135—138),

Стр. 157.

*...кто где узрит ево письма подметных...— Около 1678 г. дьякон Федор

отправил в Москву «ко всем сродникам и по вере братиям» сочинение, излагающее его точку зрения на пустозерские споры. Очевидно, это сочинение и имеет в внду Аввакум.

* Исперва о казни нарочито говорил... А рука... исперва была цела, а ныне

измозгла.— В сочинениях Аввакума и других старообрядцев рассказывалось, что отсеченные руки пострадавших за «истинную веру» сами слагали двуперстное крестное знамение. Сообщая, что Федор онемел, а рука его «измозгла» Аввакум видит в этих фактах еще одно доказательство его «еретичества».

Стр. 158.

* «...посылал ecu ангелы... гневу своему».— Ср.: Псалтирь. LXXVII, 49-50.

ПОСЛАНИЕ ИГУМЕНУ СЕРГИЮ С «ОТЦЫ И БРАТИЕЙ»

Кроме игумена Сергия (в миру Симеон) адресатами являются дочери Е. П. Урусовой, Анисим Фокин и священник Стефан, московские старообрядцы. Послание написано после 1675 г. (после пострижения Симеона в монахи и смерти Ф. П. Морозовой и Е. П. Урусовой). Неясно, что значит буква ц при имени Анастасии Урусовой: «Настасья, хотящая быти ц». Аввакум пишет далее: «Бог ея благословит за великаго и честнаго жениха». П. С. Смирнов выдвигает предположение, что ц — начальная буква слова «царица», и, следовательно, послание написано в 1680 или 1681 г., так как до июля 1680 г. царь Федор Алексеевич не был женат, а после июля 1681 г. овдовел (см.: Памятники, стр. LVI). Печатается по списку XVII в. (ГИМ, собр. Хлудова, № 149 (доп. каталог), л. 81 об.— 86 об.).

Стр. 159.

* Иосиф Волоцкий (1439—1515)—игумен волоколамского Успенского монастыря, представитель воинствующих церковников, публицист, церковный писатель. Аввакум высказывает здесь своё несогласие с Иосифом Волоцким, стоявшим на ортодоксальной точке зрения по вопросу о сошествии Христа в ад.

*...в слове Епифаниеве...— Имеется в виду апокрифическое «Слово в святую и великую субботу Епифания Кипрского (367—403).

* «возьмите врата, князи, ваша» — из Псалтири, XXIII, 9.

* Евсевий Самосадский...— Аввакум ссылается на апокриф «Слово... о вшествии Иоанна Предтечи во ад». В печатном Московском. Соборнике 1647 г. автором его назван Евсевий Самосатский; правильно — Евсевий Александрийский.

*...Федька отступник...— Дьякон Федор.

*...Климантовы те книги...— «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские» — два важнейших канонических памятника раннего христианства, приписываемые св. Клименту (I в.), сподвижнику ап. Петра и Павла.

*...Григория Низкова...— Григорий Нисский (см. прим. к стр. 15).

* отчасти... пророчествуем — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, XIII, 9.

Стр. 160

* яко свиния... чрево свое — из Евангелия от Луки, XV, 16.

* «далече от грешных спасение» — из Псалтири, CXVIII, 155.

* «яко поена... дух мой» — из Псалтири, CXLII, 3—4.

* Июдифь — библейская героиня; спасла Иудею от порабощения, убив вавилонского полководца Олоферна (Книга Иудифи, VII— VIII).

* Забвенна буди... о камень! — из Псалтири, CXXXVI, 5—6, 8—9.

Стр. 161

* Стефан, Козьма — московские священники, старообрядцы.

* «сиру ты буди помощник» — из Псалтири, IX, 35.

*...и толк-от Афанасиев прав...— Аввакум имеет в виду Толковую Псалтирь, приписываемую Афанасию Александрийскому.

* Григорий, епископ Омиритский (ум. 560)—святой восточнохристианской церкви.

* «никто же душю мою... прияти ю» — из Евангелия от Иоанна, X, 18.