Смекни!
smekni.com

Гроза двенадцатого года (стр. 103 из 123)

1809 год

Весна и лето 1809 года ознаменованы нашими успехами в Финляндии и взятием Свеаборга <...ознаменованы нашими успехами в Финляндии и взятием Свеаборга... - По русско-французскому мирному договору, подписанному в Тильзите, Россия обязывалась потребовать от Дании, Швеции и Португалии закрытия портов для английского флота и объявления ими войны Англии. В случае отказа подразумевалось, что Россия и Франция будут относиться к этим странам как к неприятелю. 14 сентября 1807 г. министр иностранных дел Франции Шампани направил на имя посла Савари в Петербург инструкцию с требованием добиваться активных действий России против Швеции с тем, чтобы последняя присоединилась к континентальной блокаде. Если же шведский король не примет предложений, то, по мнению Наполеона, Россия должна была объявить Швеции войну. "Это объявление, - подчеркивалось в инструкции, - должно сопровождаться враждебными мерами. Шведская Финляндия должна быть захвачена Россией". В феврале 1808 г. русские войска начали военные действия в Финляндии. 1 марта ими был взят Гельсингфорс, после чего основная часть армии была направлена на осаду Свеаборгской крепости, прикрывавшей Гельсингфорс с моря. Осада длилась немногим более месяца, и к 22 апреля крепость перешла в руки русского командования. Быстрая сдача была обусловлена тем, что многие офицеры были противниками шведского ига над Финляндией.> или так называемого Северного Гибралтара, который сдался Сухтелену <...сдался Сухтелену. - См. прим. к с. 555.>. В Турции военные действия шля вяло, а война с Англией состояла лишь в том, что английский флот, появившийся в Балтийском море <...английский флот, появившийся в Балтийском море... -В октябре 1807 г. произошел разрыв отношений России и Англии. В Балтийском море были приняты серьезные меры для обороны Петербурга. Кронштадт был приведен в боевое состояние. Военные действия русских не были активными ыз-за плохого состояния флота. Английские суда вели борьбу главным образом с русским коммерческим флотом: они захватывали торговые суда в Балтийском и Северном морях, нанося серьезный ущерб российской экономике.>, мирно плавал вдоль берегов Эстландии и Финляндии, лишь изредка имея незначительные дела с нашей кронштадтской эскадрою, не производя нападений иа берега наши, которые были беззащитны от Кронштадта до Ревеля, и даже не помогая шведской флотилии, действовавшей против нас со стороны Финляндии. Англичане довольствовались тем, что заперли наш военный Ревельский порт, куда укрылись главнейшие наши корабли, будучи не в состоянии бороться с чрезмерным превосходством английского флота, которым командовал адмирал Сомарец.

В течение этого же 1809 года, кроме тех войн на оконечностях государства, мы должны были помогать Наполеону в его войне с Австрией. Еще веспою оттуда нарочно приезжал князь Шварценберг хлопотать если не о содействии, то, но крайней мере, о невмешательстве России. Славный своим происхождением, благородством характера и блестящим умением вести беседу, он был отлично принят государем и двором и встретил в обществе самое радушное гостеприимство, чем именно хотел уколоть Колен-кура. Александр Павлович из высших соображений считал необходимым сохранять добрые отношения к Наполеону: 30-тысячный корпус под начальством князя Сергея Федоровича Голицына, занял Галицию, но не имел случая драться с австрийцами. Только русские войска вместе с французскими и польскими, почти без бою взяли Варшаву, которая была захвачена австрийцами в самом начале войны.

Тогдашние наши войны не возбуждали народного сочувствия ни в столице, ни внутри государства, кроме разве войны против турок, этих извечных наших неприятелей. О воЙЕ1е с англичанами мало кто и думал, в чем я имел случай удостовериться в кратковременную мою поездку в Ревель к родным, летом 1809 года. С берега виден был английский флот, и это не мешало Равелю веселиться по случаю Ивановской ярмарки, на которую съехалось местное дворянство. Ярмарка сопровождалась танцевальными собраниями и спектаклями, в полной беззаботности. И это было вроде негласного перемирия. Правда, английские моряки не выходили на берег, но посылали в окрестности за водою и свежими припасами и передавали начальникам наших береговых укреплений английские и немецкие газеты с известиями о том, что происходило в Австрии.

1810 год

В дипломатическую канцелярию стекались важнейшие политические дела, и служба в ней была для меня наилучшею школою: я мог следить за общим ходом наших внешних сношении, которые все сосредоточивались в руках государственного канцлера. Я трудился с удвоенным усердием, и вскоре досталась мне честь самому составлять депеши и ноты (конечно, менее важные), а не переписывать только чужую работу.

1810 год прошел для России без особенно важных внешних событий, за исключением разве блестящих, но непрочных успехов молодого героя графа Каменского в Турции <...успехов... графа Каменского в Турции. - Речь идет о русско-турецкой войне 1806-1812 гг. В 1810 г. русские войска полностью перенесли боевые действия на южный берег Дуная. Весной 800-тыс. армия под командованием генерала М. Н. Каменского овладела крепостями Туртукай и Силистрия, блокировала Рущук и развивала наступление на южном направлении. Однако на зимние квартиры русские войска были снова отведены на северный берег Дуная.>. В европейских делах наше влияние подавлялось преобладающею силою Наполеона. Все эти государи-выскочки, посаженные им на престолы, его братья Иосиф в Испании, Людовик в Голландии, Иероним в Вестфалии, его зять Мюрат в Неаполе, сестра Элиза в Тоскане, были официально признаны Тильзитским договором, они имели дипломатических представителей в Петербурге <...они имели дипломатических представителей в Петербурге... - Поскольку Александр I официально признал изменения, произошедшие в Европе в результате завоеваний Наполеона, то в Петербург прибыли представители новых правительств. Большей частью они носили формальный характер и не оказывали заметного влияния на дипломатию. Так, например, Жозеф Бонапарт, возведенный Наполеоном на испанский престол, папра-вил в Петербург генерала Пардо де Фигероа, который пробыл в России вплоть до войны 1812 г. Влиянием он не пользовался. Александр I старался с ним не встречаться, но в то же самое время вел активные переговоры с представителями испанских повстанцев, которые находились в Петербурге для заключения союзного договора.> и при себе русских министров, с обычным взаимным обменом орденов и лент. Наполеонова свадьба с Марией-Луизой <Наполеонова свадьба с Марией-Луизой... - После Тильзита, желая укрепить союз, Наполеон посватался к сестре царя вел. кн. Екатерине Павловне, после чего ее поспешили выдать замуж за Георга Ольденбургского. Наполеон сделал предложение другой сестре царя, Анне Павловне, но получил отказ. Тогда, в январе 1810 г.. на совещании высших оановников по вопросу о разводе и о новом браке Наполеон склоняется в пользу австрийской эрцгерцогини Марии-Луизы. В марте 1810 г. в Вене состоялась свадьба. Однако сам император на свадьбу не приехал, направив вместо себя маршала Бертье и эрцгерцога Карла. "Супруги" впервые встретились недалеко от Парижа, по дороге в Компьен.>, которая сопровождалась великими празднествами в Париже в июле 1810 года, вызвала соответственные празднества в Петербурге и Петергофе.

Личная и политическая дружба между обоими наиболее мо-гущественнымп монархами Европы, по-видимому, продолжалась <Личная и политическая дружба... продолжалась. - Согласно взгляду Бутенева дружба Александра I и Наполеона после Тильзита оставалась нерушимой. Это явно противоречит действительности. Уже с конца 1809-го и тем более в 1810 г. наметились серьезные противоречия, более того, оба императора начинают с этого периода подготовку к войне. 1 февраля 1810 г. Барк-лай-де-Толли был назначен военным министром и возглавил подготовку к войне. Кривая военных расходов резко пошла вверх, такими же темпами росла и численность войск.>. Внутри России шла действительная работа по преобразованию управления и финансов, производились негласные, но усиленные военные приготовления под искусным руководством Барклая-де-Толли, который в начале этого года сделался военным министром на место графа Аракчеева <Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834) - генерал от артиллерии, председатель Департамента военных дел Государственного совета. С декабря 1812 г. находился в Главной квартире действующей армии. Впоследствии начальник управления военных поселении. После Тильзитского мира Аракчеев был ближайшим помощником царя, военным министром. Перед ним была поставлена задача восстановить боеспособность армии, укомплектовать ее с помощью рекрутских наборов, реорганизовать артиллерию. Его неукротимая энергия дала свои результаты: преобразования (особенно в артиллерии) сделали ее одной из лучших в Европе. В 1812 г. Аракчеев не принимал участия в военных действиях, но находился неотлучно при Александре I, за что и получил новое назначение: быть докладчиком по делам Комитета министров. Фактически он стал не только премьер-министром, но единственным министром, наделенным нравом доклада у царя.>.