Смекни!
smekni.com

География мирового хозяйства (стр. 37 из 91)

Закономерно, что специализация сельского хозяйства наиболее продвинулась в США, где, во-первых, в силу обширности террито­рии отчетливо выражены порайонные различия в агроприродной обстановке и, во-вторых, отсутствует проблема бездорожья: в сельской местности дороги образуют сетку с расстоянием 3,2 км в одном направлении и 1,6 км в другом. К тому же, при насыщенно­сти ферм сельскохозяйственными машинами и орудиями и высокой стоимости наемной рабочей силы возможность более полного использования имеющейся техники составляет весомый дополни­тельный аргумент в пользу порайонной специализации агропроиз­водства.

Рис. 28. Уровни интенсивности сельского хозяйства региона Москва—Санкт-Петербург (по Т.Г.Нефедовой)

В США в условиях надежно налаженного, хорошо оснащенного и скоростного транспортного обслуживания даже пригородное сель­ское хозяйство резко сдало свои позиции. Задача, которая на нем лежала, во многом решается теперь принципиально иным путем: снабжение жителей крупных городов свежими овощами, фруктами, картофелем, зачастую молоком ведется из отдаленных от потреби­телей районов, но обладающих самыми благоприятными предпо­сылками для получения той или иной аграрной продукции с наименьшими издержками. Тем же путем следует уже пригородное хозяйство в Западной Европе, где продукции французских или не­мецких товаропроизводителей бывает трудно соперничать с южно­европейской — не в их пользу действует и менее теплый климат, и относительная дороговизна живого труда, вложения которого в вы­ращивание плодовых и огородных культур очень значительны.

Транспорт служит также действенным средством аграрной поли­тики государства. Оно в состоянии через повышение или пониже­ние ставок на перевозки существенно воздействовать на развитие и размещение сельскохозяйственного производства. Вот один из из­вестных примеров: действовавший с 1897 по 1913 г. так называе­мый «челябинский перелом», согласно которому для хлеба, шедше­го из Сибири, тариф исчислялся до Челябинска и после него раз­дельно. От Челябинска расстояния начинали отсчитывать заново, как будто довезенный до Челябинска груз был здесь выгружен, сдан адресату и затем снова отправлен на запад. Это был прямой удар по сибирскому крестьянину-хлеборобу в пользу помещиков европейской части России, чтобы усилить конкуренцию производимого в их хозяйствах зерна на хлебном рынке. Имеются и примеры обрат­ного рода: в Канаде удешевлена доставка кормового зерна из степ­ных провинций в восточные с целью облегчить там развитие интен­сивного животноводства.

Рис. 29

Воздействие государства на сельскохозяйственное произ­водство. Манипулирование таможенными ставками дает государ­ству еще более мощное орудие влияния на сельское хозяйство. Сте­пень автаркии, к которой стремится страна, может быть достигнута за счет облегчения или, напротив, ужесточения внешнеторговых операций с продовольствием и другими аграрными товарами, что в свою очередь сопряжено с положением дел в собственной экономи­ке. Ярким свидетельством защиты своих фермеров служит позиция государства в Японии. Возведенный в первые послевоенные годы протекционистский барьер достаточно надежно предохраняет япон­скую деревню от международной конкуренции аналогичной продук­ции и от изменения потребительских интересов внутри страны. Ос­новной вид продовольствия японцев — рис — по политическим причинам продается на внутреннем рынке только национального производства, хотя оно неэффективно с экономической точки зре­ния: издержки при выращивании риса примерно в 6 раз больше, чем в Юго-Восточной Азии.

Следовательно, наблюдается отклонение от чисто стоимостного подхода к внешнеторговым операциям, который вытекает из закона сравнительных преимуществ Рикардо и связан с углублением гео­графического разделения труда. Равным образом можно полагать, что намечаемое в Японии в силу полного удовлетворения внутреннего спроса на рис расширение площадей под пшеницей и овощами за счет рисовых земель тоже не является экономическим решением. В его основе лежит стремление предотвратить дальнейшее обезлюдение сельской местности, которая в Японии уже подверглась силь­ной депопуляции. Без намечаемых контрмер предусматриваемое со­кращение рисового клина примерно на 1/3 угрожает выпадением из оборота не менее 50% орошаемых площадей. Тем самым в райо­нах поливного земледелия возникла бы реальная опасность нару­шения водного баланса территории, который заботливо регулирует­ся крестьянами на протяжении столетий и служит базисом общего экологического равновесия.

Таким образом, способы и методы, с помощью которых государ­ство в разных частях мира стремится добиваться своих целей в сфере сельского хозяйства, чрезвычайно разнообразны, что отчасти показывает пример Японии. В первом приближении они могут быть подразделены на социальные и экономические, хотя, разумеется, их жесткое противопоставление было бы неправильным, тем более, что в обоих случаях на практике не обходятся без административ­ных мер. Социальную сторону следует выдвинуть на передний план, так как государственная политика в области аграрных отношений самым непосредственным образом отражается на собственно мате­риальном производстве.

Однако на размещение сельского хозяйства более сильное влия­ние оказывает экономическая стратегия государства. Это ярко про­явилось при проведении масштабного ирригационного строительст­ва в бассейнах Инда, Нила, Нигера и многих других рек в засушли­вых областях. С помощью дифференцированного налога на отпу­скаемую для полива воду государство в состоянии целенаправленно воздействовать на отраслевую структуру посевных площадей, поощряя или, напротив, ограничивая производство тех или иных видов аграрной продукции. Нередко крестьянам на орошаемых в централизованном порядке землях приходится возделывать некото­рые культуры в обязательном порядке, как это было с сахарной свеклой и хлопчатником в северном Афганистане.

Государство располагает и разнообразными рычагами опосредст­вованного, косвенного воздействия на сельскохозяйственное про­изводство путем предоставления кредитов различным социальным группам на селе, политикой цен на минеральные удобрения и тех­нику, зонированием рынков сбыта зерна и т.д. Предпринимаемые для достижения нужной цели меры должны быть взаимоувязаны с учетом неизбежно противоречивых последствий проводимой аграр­ной политики. Поэтому при ее разработке следует стремиться най­ти равнодействующую интересов как производящих и потребляю­щих экономических районов, так и отдельных социальных и про­фессиональных групп населения.

Вопросы

1. В чем состоит различие крестьянского и фермерского хозяйства?

2. Приведите примеры укрепления связей между агропроизводством и промышленностью.

3. Увеличивается или уменьшается влияние природного фактора на размещение сельскохозяйственного производства с техническим прогрессом на транспорте и почему?

Основные географические типы сельского хозяйства

Классификационные подходы к современному сельскому хозяйству мира. При любых попытках классификации сельского хо­зяйства обнаруживается богатая гамма типов, сформировавшихся под воздействием сложной совокупности естественных и социально-эко­номических факторов. Особенно пестрая картина на современном этапе свойственна тропическому поясу, деревне которого по-прежнему при­суща многоукладность, а потребительская направленность производ­ства вынуждает возделывать широкий круг культур. К тому же, с приближением к экватору ослабевают ограничения, которые тепловой режим накладывает на отраслевую структуру земледелия. Поэто­му она при рассмотрении в региональном аспекте явственно демонст­рирует максимальную разносторонность в тропических областях Ла­тинской Америки и в Африке к югу от Сахары.

Рис. 30. Отраслевая структура земледелия по регионам мира (1980-е гг.)

Вследствие изначальной сопряженности отраслевого профиля сель­ского хозяйства с географической средой оно всегда было дифферен­цировано в территориальном разрезе. Но аграрные районы как тако­вые складываются только с ростом торгового земледелия, следующего путем специализации. Подобное развитие событий, протекающее в глобальном масштабе с разной скоростью и еще далеко не завершен­ное, собственно и ведет к превращению сельского хозяйства в неот­рывную часть мировой экономической системы. В силу исторических обстоятельств этот процесс наиболее далеко зашел и особенно на­глядно проявился и в отраслевом, и в пространственном ракурсе в США, где четко обособились сельскохозяйственные районы, или, как их здесь называют, пояса: хлопковый, кукурузный, молочного живот­новодства и др. Производственное лицо аграрных районов определя­ется доминирующим в его пределах типом (типами) предприятий. Фак­тически этот тип на выделяемой территории не становится единст­венным, хотя бы потому, что она в орографическом и гидрологиче­ском отношениях не бывает идеально однородной.

По мере увеличения заинтересованности сельского хозяйства в более тщательном учете физико-географического своеобразия мест­ности отраслевая специализация все ярче обнаруживается на уров­не ферм и слабее — на уровне обширных по площади районов, которые начинают дробиться на мелкие территориальные совокуп­ности агропроизводственных типов предприятий. Так, под сомне­ние поставлено существование единого кукурузного пояса США, который сложился на базе так называемого смешанного хозяйства с его трехлетним севооборотом (кукуруза, пшеница и кормовые тра­вы). Часть зерна выращивалась на продажу, а часть шла на откорм скота для рынка. В 70-х гг. кардинальное совершенствование агро­техники, получившей опору в массовом применении минеральных удобрений, стимулировало на востоке пояса заметное расширение посевов кукурузы. Второй профилирующей культурой стала соя, занявшая уже до трети всей уборочной площади. Поскольку про­дукция обеих культур оказалась в числе главнейших статей амери­канского экспорта, фермерам оказалось выгодным переключиться на получение товарного кормового зерна, а производство продо­вольственных хлебов и мяса было отодвинуто на второй план. На западе пояса, напротив, возделывание кукурузы сократилось при одновременном усилении пространственной мозаичности местного сельского хозяйства. Это влечет за собой постепенное отпадение данной территории от кукурузного пояса и утрату ею единой четко выраженной специализации. Сходным образом протекает также про­цесс разрушения целостности знаменитого хлопкового пояса.