Смекни!
smekni.com

География мирового хозяйства (стр. 50 из 91)

Наконец, новой важной отраслью горной промышленности явля­ется добыча сырья из морской воды и со дна моря. Прежде всего это добыча нефти на шельфе, которая достигла 25% общего произ­водства. Однако добыча рудных полезных ископаемых со дна моря еще не велика. По-видимому, дефицит полезных ископаемых на ми­ровом рынке не настолько велик, чтобы оправдать систематическую добычу с морского дна всех видов сырья, кроме нефти и газа. Суще­ствуют только отдельные разработки, например, олова в районе Ин­донезии, циркониевых песков в Австралии, алмазов у побережья Юго-Западной Африки. Гигантские же ресурсы конкреций разме­щены в глубоководных акваториях, их разработки еще не вышли из стадии эксперимента именно в силу значительной дороговизны морской добычи по сравнению с сухопутной. Ресурсы Мирового океана — это, безусловно, будущее горной добычи в мире, посколь­ку там находятся практически неисчерпаемые запасы многих видов сырья.

Проблема мировых ресурсов зависит от уровня развития произ­водительных сил, от возможности получать дешевую энергию, при­годную для того, чтобы облагородить любое сырье. Поэтому все проблемы по снабжению человечества материалами упираются в проблему энергетики — получения дешевых и безопасных источни­ков энергии.

Вопросы

1. Для какой подотрасли горнодобывающей промышленности типичны наи­большие объемы добычи?

2. Для какого типа стран характерно многообразие структуры горнодобы­вающей промышленности?

3. Каково соотношение производственных факторов, влияющих на разме­щение отрасли?

4. Каков характер сдвигов в территориальной структуре отрасли?

5. Каков характер комбинирования в отрасли?

Энергетика

Мировая энергетика базируется прежде всего на потреблении ископаемого топлива — нефти, каменного угля и природного газа, кроме того, широко используется гидравлическая и ядерная энер­гия. Большую роль по-прежнему играет древесное топливо, поскольку в странах третьего мира древесина и растительные остатки занима­ют видное место в энергобалансе. Точных цифр потребления расти­тельного топлива нет: по разным оценкам оно составляет до 10% в мировом энергетическом балансе, но служит основным источником энергии для большей части человечества, живущего в развиваю­щихся странах.

На первом месте по масштабам потребления энергии находятся ведущие страны мира, которые и определяют мировой энерго­баланс. В начале 90-х гг. мировой энергобаланс составил около 8 млрд т в нефтяном эквиваленте (без древесно-растительного топлива). Первое место в нем занимает нефть (3,8 млрд т), вто­рое — уголь (2,1 млрд т) и третье — природный газ (1,8 млрд т). Кроме того, атомной энергии в балансе принадлежит свыше 0,3 млрд т и гидроэнергии около 0,2 млрд т.

При составлении общего энергобаланса и баланса электроэнер­гетики следует учитывать, что в энергобалансе очень существен­ную роль играет потребление энергии транспортом, прежде всего автомобильным и авиационным. Кроме того, важное место занима­ет технологическое потребление топлива — прежде всего в черной металлургии, для нужд отопления. В электробалансе выше, чем в общем энергобалансе, доля атомной энергии, гидроэнергии и в последние годы заметно повысилась доля угля, так как очень мно­гие электростанции в связи с нефтяным кризисом были переведены с нефти на уголь или приспособлены к работе на двух видах топли­ва. Велика и доля газа в электробалансе, хотя в немалой степени он идет и на технологические нужды. Нужно помнить еще, что часть нефти и газа используется как сырье в химической промышлен­ности.

Значительная часть энергии, потребляемой основными потреби­телями — развитыми странами, импортируется. Это относится не только к нефти и газу, но и к каменному углю, что связано не с отсутствием энергетических ресурсов в развитых странах, а с их дороговизной. Не только запасы нефти, но и каменного угля в ста­рых индустриальных странах в значительной мере истощились и поэтому их добыча стала невыгодной: даже по каменному углю се­бестоимость (включая расходы по транспортировке) в США и ЮАР в 2—3 раза ниже, чем в старых бассейнах в Европе. Еще большая разница между себестоимостью добычи угля в Японии и поставка­ми туда австралийского, российского, американского и южноафри­канского угля.

По нефти эта разница еще больше, но цены на нефть в мире сегодня таковы, что оправдано существование морских промыслов в Северном море, а старые нефтяные районы, например в Герма­нии, оказываются неконкурентоспособными. Наряду с характером месторождений определенную роль, особенно при добыче угля, иг­рает и дешевизна рабочей силы, благодаря которой на мировой ры­нок пробились некоторые небольшие бассейны новых стран. И только нефть, в силу политических причин, прежде всего добывается не только на самых больших месторождениях, но и там, где она не подвластна нефтяному картелю — ОПЕК. Тем не менее и в нефте- и особенно в газодобыче имеет место ориентация на самые богатые месторождения, дающие предельно дешевое топливо. Поэтому неправомерны расчеты сроков истощения невозобновимых, в т.ч. энергетических ресурсов, основанные на простых расчетах «из­вестные запасы—потребление».

Возобновляемые источники энергии — прежде всего гидроэнер­гия, широко используются в развитых странах; в развивающихся странах и в северных зонах развитых стран ресурсы гидроэнергии еще значительны. Есть значительные ресурсы неиспользованных ископаемых типа битуминозных песков; кроме того, по-видимому, существуют неразведанные ресурсы каменного угля, прежде всего в России, Китае и в ряде развивающихся стран. Так что цифра обеспеченности в значительной мере условна и зависит от технико-экономической ситуации в мировом хозяйстве.

С другой стороны, довольно крупные запасы урана и других ви­дов расщепляющихся материалов оказались слишком опасными, и их использование упирается в экологическую проблему. Чрезмер­ное использование традиционных видов топлива связано с пробле­мой парникового эффекта, так что, возможно, в недалеком буду­щем именно проблема загрязнения среды отходами энергетического производства заставит обратиться к Космосу, как новому источ­нику рассеянной солнечной энергии для земных нужд.

Но в конце XX в. проблема не в недостатке энергоресурсов, а в их дешевизне. В этих условиях развиваются наиболее рентабель­ные месторождения в ущерб традиционным бассейнам. Нефть — главный энергоноситель современного мира. Большую ее часть поставляют страны Ближнего Востока и Латинской Америки, входящие в организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Лишь меньшая часть добывается в странах-потребителях, прежде всего, в Северной Америке (США и Канада), и в Северном море на шель­фе Великобритании и Норвегии. Вне этих группировок крупней­шими поставщиками нефти являются страны СНГ и прежде всего Россия.

Крупнейший экспортер — Саудовская Аравия, далее идут Ку­вейт, ОАЭ и Иран; Ирак, долгое время бывший одним из круп­нейших экспортеров нефти, ныне лишен права поставок нефти на мировой рынок, его запасы по-прежнему велики и в любую минуту могут оказать давление на мировой рынок нефти. Кроме стран Ближнего Востока, существенное значение имеет добыча Венесуэлы и Мексики. Весьма перспективен новый регион в Юго-Восточной Азии — от Индонезии до Вьетнама, где добыча идет на шельфе. На территории СНГ, помимо России, в недалеком будущем крупными производителями нефти могут стать Азер­байджан (шельф Каспия), Туркмения, где открыт крупный бас­сейн в районе Узбоя, и Казахстан с его крупными месторожде­ниями Карачаганака и Тенгиза. С учетом месторождений шель­фа Северного Ледовитого океана на территории России еще очень велики ресурсы нефти и газа, и она еще будет играть роль на мировом рынке.

Иное положение в Китае, который уже импортирует нефть. Да­же с учетом месторождений Желтого моря и прилегающего к Ки­таю шельфа, а также начатых разработок в Таримской впадине Китай со временем может превратиться в крупнейшего импортера нефти, как европейские страны и США.

Нефтеперерабатывающая промышленность мира значительно от­личается по своей географии от нефтедобычи (табл.4). Связано это с высокой ценностью почти всех компонентов нефти как топлива и сырья для химической промышленности. Вторая причина — гораз­до более высокая стоимость транспортировки дисперсных потоков нефтепродуктов, производство в которых ориентировано в первую очередь на центры потребления, по сравнению с мощными, концен­трированными потоками нефти. При этом используются такие мас­совые виды транспортных средств, как магистральные нефтепрово­ды крупного диаметра и супертанкеры грузоподъемностью в несколь­ко сотен тысяч тонн дедвейт.

Таблица 4

География нефтеперерабатывающей промышленности мира (на начало 1996 г.)