Смекни!
smekni.com

Возрастная и педагогическая психология Учебное пособие (стр. 11 из 120)


§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 47

Предположим, вас заинтересовали воп-
Этологический росы: как влияет на развитие ребенка
подход отсутствие родителей или одного из них?
Как формируется взаимная привязан­
ность детей и родителей? Как бы вы от­
ветили на них? Провели бы эксперимен­
ты? Но было бы жестоко (а правильнее считать, неэтично и проти­
возаконно) ради эксперимента, с единственной целью — узнать,
что получится в результате, лишать детей родительской любви даже
на время. Естественно же происходящие (по разным причинам)
случаи разлучения детей и родителей не всегда можно выявить, а
тем более изучить. И здесь приходит на выручку этология — науч­
ное направление, занимающееся изучением животных и людей в
естественных условиях их существования. Особое внимание этоло­
ги уделяют следующим вопросам: какие формы поведения живот­
ных и человека имеют под собой биологическую основу (запро­
граммированы генетической наследственностью), а какие определя­
ются воздействием внешней среды, т.е. социально обусловлены.

Известный этолог Конрад Лоренц широко употреблял понятие «импринтинг», которым обозначил самые ранние факты подра­жания, обучения каким-то образцам поведения, проявляющегося в инстинктивной форме. Чаще всего они наблюдаются в критичес­кие, или сензитивные' периоды, когда влияние среды имеет се­рьезные последствия для дальнейшего развития ребенка или ка­кого-то другого живого существа.

Для того чтобы вы могли лучше понять явление импринтин-га, приведем такой пример.

Вы когда-нибудь видели, как едва появившиеся на свет утята инстинктивно бредут за каким-то впервые увиденным ими дви­жущимся предметом? Вероятнее всего, наблюдали другую сцену: во главе вереницы утят, медленно и осторожно переваливаясь с ноги на ногу, шествует утка-мать. Выводок идет к пруду и даже на воде сохраняет свой строй. А видели ли вы, как цепочка утят дви­жется за человеком? К Л о р е н ц приучил их к этому. Ученый обна­ружил, что утята могут пойти за любым предметом, человеком, животным — л и ш ь бы они двигались. Более того, если сначала утята последовали за каким-то посторонним объектом (первое запечатление его и есть импринтинг), то затем бесполезно пы-' Сензитивный (от англ. sensitive) — чувствительный, восприимчи­вый, очень нежный, легко поддающийся раздражению.


48 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

таться заставить их пойти за настоящей матерью. Лоренц считает, что и новорожденные у людей, и детеныши у животных появля­ются на свет с определенными фиксированными образцами дей­ствий, биологически (генетически) детерминированными фор­мами поведения — инстинктами. По мнению этологов, инстинкты закреплены в генетическом коде каждого живого существа ради выживания видов.

Очевидно, многие из тех объектов и явлений в окружающем природном мире (пауки, змеи, молнии и др.), которых боялись наши доисторические предки, и сегодня вызывают страх у боль­шинства людей. На самом же деле боязнь пауков, змей, молний не является врожденной, хотя некоторые этологи утверждают, что люди биологически (генетически) предрасположены к тому, что­бы одних объектов бояться больше, чем других.

В 70-е гг. возникает новое направление,

представителями которого я в л я ю т с я

Экологический

американские психологи Ю.Бронфенб-
подход реннер, Дж. Вулвилл, Р.Мак Колл и др.,
предложившие новый подход к изуче­
нию особенностей развития психики ре­
бенка. Основные положения этого подхода изложены в работах
Ю.Бронфенбреннера. Он предлагает проводить исследования по
изучению психического развития в реальных жизненных условиях
ребенка («Экология развития»). К наиболее значимым с экологи­
ческой точки зрения показателям относятся дом, семья, класс,
транспорт, выполняемые ребенком социальные роли (дочери,
сестры, ученицы и т.д.). По мнению автора, в исследовании долж­
ны быть представлены четыре сферы: семейная, социальная, куль­
турная и историческая (обстановка, в которой растет то или иное
поколение).

Наибольшее распространение экологическое направление ра­бот в американской психологии получило в 80-е гг. Экологичес­кий подход начинает использоваться при изучении психики не только ребенка, но и взрослого. Можно отметить, что переход американской психологии к исследованиям условий развития ре­бенка по сравнению с бихевиористическими и необихевиористи-ческими установками и методами — шаг вперед. Но есть суще­ственные недостатки экологического подхода. Использование толь­ко естественного эксперимента и отрицание преобразующего как воспитывающего, так и обучающего эксперимента (основного вида


§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 49

в отечественной психологии) делает исследователя пассивным и позволяет только описывать, констатировать те или иные особен­ности психики.

Как уже отмечалось, Ж.Ж. Руссо пола­гал, что дети от рождения наделены

Гуманистический

подход природной добротой и способностью са-

мостоятельно ориентироваться в соци­альном мире. К такому же выводу при­шли и сторонники гуманистической те­ории, которые выдвинули следующие положения.

• Люди — свободно действующие субъекты, способные пре­допределять свое личностное становление и развитие. Они испы­тывают влияние на поведение, но не только со стороны биологи­чески обусловленных побуждений, неосознаваемых мыслей и эмо­ций или различных событий в окружающей их среде.

• Люди — мыслящие существа и активно «планируют» свое личностное становление и развитие. Мышление позволяет им вы­брать те формы поведения, которые им более желательны.

• Никакого «среднего типа» («усредненной модели») среди людей не существует — каждая личность уникальна.

• Главным предметом изучения развития человека (в проти­вовес акценту психоанализа на депрессиях, аномалиях развития, болезнях) должны стать такие положительные качества, как здо­ровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.

• У людей есть собственные мотивы, побудительные стиму­лы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.

Сторонников гуманистической теории прежде всего интере­суют следующие вопросы: кем способен стать человек? как могут люди полностью реализовать свой потенциал?

Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес А.Х. Маслоу. В начале научной карьеры он испытал сильное влия­ние психоанализа и был убежден, что фрейдизм способен объяс­нить все формы и мотивы человеческого поведения. Однако когда в первые годы XX в. познакомился с бихевиоризмом Уотсона, то увлекся его идеями. Сам ученый писал об этом так: «Я открыл для себя Дж. Уотсона и переметнулся на сторону бихевиоризма. Для меня это было сильнейшим потрясением, вызвавшим огромное воодушевление... Когда Берта (жена Маслоу. — Авт.) зашла за мной, я протанцевал с ней по всей 5-й авеню. Я без конца обнимал ее —


50 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

настолько глубоко взволновала меня теория Уотсона. Это было прекрасно!» [29, с. 53].

В те годы бихевиористы проводили в своих лабораториях экс­перименты над крысами и, наблюдая за их поведением, пытались лучше понять человеческое поведение.

А.Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) в еврейской се­мье, эмигрировавшей из России. Когда в его семье родился пер­вый ребенок, ученый-теоретик обнаружил серьезный пробел в своих знаниях по психологии. Он понял, что психоанализ с его утверждениями о контроле над поведением человека со стороны его биологических инстинктов и о конфликтности развития детей не позволяет ему до конца понять своего ребенка.

Согласно теории А.Х.Маслоу, каждый человек обладает мо-тивационным набором, который помогает ему удовлетворять по­требности, необходимые для выживания. Это потребности в пище, воздухе, воде, сексе и т.д.

Переход на II уровень (потребности в безопасности и уверен­ности в будущем) возможен лишь при условии, если удовлетво­рены потребности I уровня. Мы не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (рисование, развитие навыков чтения, налаживание хороших отношений со сверстни­ками и т.п.), если не удовлетворены его важнейшие биологичес­кие потребности I уровня и потребность в безопасности (II уро­вень). Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетво­ряться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей — в любви и принадлежнос­ти к конкретной социальной группе (социальный статус), в само­оценке и самореализации. Только удовлетворив потребность само­го высокого уровня — потребность в самореализации, - человек может стать здоровым, творческим и независимым существом, в полном смысле слова личностью. И тогда он способен успешнее решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, ра­зумнее выстраивать межличностные отношения и полностью от­дать себя любимому делу, в которое он свято верит.

Однако достичь самореализации чрезвычайно трудно, и прак­тически большинство людей никогда не поднимаются на этот уро­вень. Но даже те, кому удается достичь его, не могут оставаться на нем постоянно, так как самореализация — это процесс, а не за­конченное состояние.