Смекни!
smekni.com

Возрастная и педагогическая психология Учебное пособие (стр. 41 из 120)

Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь.

Автор выделяет три основные стадии развития подростков: 10-11 лет (I стадия), 12—13 лет (II стадия), 14-15 лет (III стадия). Основные тенденции развития заключаются в том, что меняются потребности и мотивы, стремления подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. На первый план все более выступает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоакту­ализации, повышается уровень социальной активности подрост­ков, развивается способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств.

На первой стадии подростки «принимают» себя, хотя и выде­ляют у себя достаточно много негативных черт. На второй стадии ситуативно негативная самооценка сочетается с общим позитив-1 См.: Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической пси­хологии. М.,1995.


174 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

ным отношением ребят. На третьей же стадии они начинают кри­тически относиться к себе, у многих преобладает отрицательная самооценка.

С 14 до 15 лет растет интерес к собственному будущему. У 84% обследованных пятнадцатилетних детей раздумья о будущем зани­мают большое место в их внутреннем мире.

Исследуя о с о б е н н о с т и л и ч н о с т и подростков 60—80-х гг. Д . И . Фельдштейн выделяет 4 группы мотивов общественно полез­ного труда у подростков в период от 10 до 15 лет: 1) адекватные общественно значимому смыслу труда, т.е. ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж коллектива или личные интересы; 2) коллективистские, связанные с борьбой за пер­венство класса или бригады; 3) групповой солидарности, кото­рая оттесняет и социальную значимость дела, и критическое от­ношение к совместно выполняемой деятельности; 4) индивидуа­листические. Они включают две подгруппы: а) индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением, но от­нюдь не с корыстолюбием; б) индивидуалистические, ориенти­рованные на извлечение из труда только личной выгоды. Исследо­вания более тысячи детей показали, что у подростков 10—11 лет первая группа мотивов труда занимает половину побудительной сферы их личности, 23,3% относятся к индивидуально-обществен­ным, а 13,3% — к индивидуалистическим мотивам. Но дети в этом возрасте еще плохо понимают смысл общественно полезного тру­да, нередко толкуют его как помощь близким людям и т.п.

Структура мотивов подростков 14—15 лет меняется. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30%, частично за счет того, что к общественно полезному труду они не относят легкую и не отличающуюся масштабностью работу. Первое же место (50%) в иерархии их побудительных сил занимают индивидуально-обще­ственные мотивы, такие, как стремление к самопознанию, само­совершенствованию, реализации себя в общественно полезном, ценимом обществом труде. Чисто индивидуалистические мотивы занимают всего 2% в направленности личности.

В 90-е гг., согласно Д . И . Фельдштейну, в нашем обществе ра­дикально пересматриваются прежние социальные ценности, нис­провергаются высокие идеалы, место которых занимает утилитар­ная, прагматическая идеология. Образуется вакуум духовности, значительно ухудшается нравственная атмосфера. Вместе с тем отсутствуют влиятельные общественные силы, которые могли бы утвердить высокие моральные принципы. Характерен серьезный


§ 1. Социальная ситуация развития 175

дефицит позитивных воздействий на растущих детей всех инсти­тутов социализации. Руководители школ, как отмечает Д . И . Фельд-штейн, легко отказались от создания различных детских организа­ций. Между тем тяга подростков к включению во все более широ­кие и разнообразные социальные отношения сохранилась. В ре­зультате возникает множество самодеятельных подростковых и юношеских групп, не направленных на общественно значимые цели и нередко деформирующих развитие личности.

Сравнивая системы ведущих мотивов подростков 50-70-х и 90-х гг., Д.И. Фельдштейн обнаруживает их значительную разницу. В 50—70-е гг. у людей в подростковом возрасте доминировали мо­тивы общественной пользы, они идентифицировали себя со сво­ей группой и поступались своими интересами ради коллектива.

Д.И. Фельдштейн самой актуальной задачей психологов и пред­ставителей смежных с нею наук считает поиск «такой социально заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспе­чивает каждому возможность стать реальным субъектом социаль­ной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного разви­тия»'.

По мнению К.Н. Поливановой2, чрезвычайно важна для под­ростка деятельность, внутри которой происходит трансляция его авторского замысла. Ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства, т.е. подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осу­ществляет его, получает собственный продукт и тем самым про­являет собственный замысел. Проектная (разворачивание автор­ского действия) деятельность реализуется в ситуациях, во-пер­вых, создания чего-то целиком собственного, небывалого (или не важно, что для других бывалого), во-вторых, при реализации коллективной идеи, которая захватила всех. Общение участников разворачивается вокруг замысла, распределения обязанностей, из­менения образа проектируемого продукта. Похожее содержание имеет и интимно-личностное общение подростков, где ключевым моментом является обсуждение (планирование и последующий анализ) некоторого процесса «выяснения отношений» — ссоры, знакомства.

' Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психоло­гии. М., 1995. С. 258.

2 См.: Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20-33.


176 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает не­обходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профес­сии становится психологическим центром ситуации развития стар­ших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю по­зицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. По данным 70-х гг. выяснилось, напри­мер, что среди учеников I—III классов вообще нет таких, у кото­рых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и уче­нию определялось мотивами будущего, в IV—V классах оказалось 5% таких учащихся, в VI—VII - 20%, а в IX—X классах 58% смот­рят на школу с позиции своего будущего.

В 80-е гг. старшеклассники при выборе будущей профессии ориентировались на престижность профессии (т.е. на ее социальную ценность), на качества личности, присущие представителям этой профессии, и, наконец, на принципы, нормы отношений, ха­рактерные для данного профессионального круга.

В 90-е гг. одним из наиболее важных факторов для старше­классников становится материальный — возможность в будущем много зарабатывать. То, насколько престижной окажется предпо­читаемая профессия или вуз, будет зависеть от уровня притяза­ний выпускника школы. Психологами, педагогами, родителями замечена следующая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: «чем ближе школьный выпуск, тем чаще пере­смотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед реши­тельным шагом».

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно проч­ная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует измене­нию отношения к учебной деятельности. Все это создает благо­приятные условия для ознакомления учащихся с психологичес-


§ 1. Социальная ситуация развития 177

кой характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, кото­рые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям челове­ка в той или другой профессии.

Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необхо­димую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельно­сти. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фак­тор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники ре­шили продолжить образование после школы).

Подчеркнем, что центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.

Заметим, что в психологии развития профессиональное са­моопределение подразделяется на несколько этапов, продолжи­тельность которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. «Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватываю­щий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии... Четвертый — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалифика­ции будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности» [15, с. 196, 197].