Смекни!
smekni.com

Возрастная и педагогическая психология Учебное пособие (стр. 43 из 120)

В подростковом и старшем школьном возрасте быстро разви­ваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей личности доверяется учителю, то подросток стремится иметь


182 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

свою оценку, собственное мнение. Если в младшем возрасте само­оценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность под­ростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у него часто возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспита­ние подростка. Оценивая свои особенности и возможности по срав-н е н и ю с другими, он может намечать программу самовоспита­ния.

Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень тре­бований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъяв­ляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Вот что, например, сказали девятиклассники о своей учительнице: «У нее не хватает твердости, требовательности. С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит н а к а з а н и е м , к а к маленьким». В самооценке они прояв­ляют известную осторожность и охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки, и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не под­вожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверст­никами, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм). Завышенная самооценка заметно обнаруживается в пре­увеличении своих умственных сил. Это проявляется по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики указывают на какие-либо другие свои достижения. Высокий уровень самосознания старшек­лассника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как пока­зывают исследования, младшие школьники уже могут охаракте­ризовать свой .поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности и объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уро­ке?» — они могут ответить так: «Петя рожки показал, вот я и рас­смеялся, а потом стал рассказывать ему, как мы в лес ездили». Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, кото-


§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 183

рый устанавливает связь между особенностями личности и свои­ми поступками. Характерна мотивировка следующего рода: «Я бо­юсь темноты, страшусь прыгать через «коня», потому что у меня слабая воля». Однако и у него нет еще обобщенного и устойчивого представления о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается си­туативным.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школь­ника систематизировать и обобщать свои знания о себе [12, 14, 19, 22]. Центральным в этом плане является специфика нравствен­ного развития личности в период взросления (от 12—14 до 25 лет), а именно: пересмотр ценностных представлений (родители как образец для подражания отступают на задний план, идет созрева­ние собственного «Я»); в процессе когнитивного развития ценно­стные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начина­ют подчиняться процессы принятия решений и поведения; с од­ной стороны, сложные и противоречивые процессы переноса фун­кции образца с родителей на референтную группу, с другой — сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению»; после тревог, протеста, мятежа моло­дежь признает большинство ценностей, характерных для ее куль­турного окружения; наконец, на первый план выступает принцип взаимности моральных обязательств, который означает формиро­вание особых способностей — применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принци­пов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интере­сы окружающих в той же степени, как свои собственные. Еще раз обратим внимание на то, что это длительный процесс, характер­ный для «возраста взросления» (от 12-14 до 25 лет). Восхождение к зрелости в онтогенезе осуществляется, по А.В. Петровскому, не иначе как «вхождение в общественно-историческое бытие, пред­ставленное в жизни человека его участием в деятельности и обще­нии различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает» в эпоху детства (фаза адаптации), отрочества (фаза индивидуализации), юности (фаза интеграции)1.

Подробнее см.: Петровский А.В. Психология развивающейся лично­сти. М., 1987.


184 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

В любом школьном классе всегда обнаруживается двойствен­ная структура коллектива: формальная (организационная, дело­вое общение и набор деятельностей) и неформальная (складыва­ется в результате свободного общения сверстников как в школе, так и за ее пределами). И чем старше школьники, тем заметнее разграничение (социальное расслоение - из-за неравенства мате­риальных возможностей, жизненных планов, способов реализа­ции; иерархия по успеваемости, официальному статусу; опреде­ление авторитетов, статусов и престижа на основе неофициаль­ных ценностей, принятых в классе, в школе и вне ее). Существую­щие сегодня группы и течения многообразны. Рассмотрим некото­рые: клубы самодеятельной песни, поклонники «тяжелого рока», «рокеры», «фаны» — поклонники разных кумиров эстрадной му­зыки, группы по спасению памятников истории и культуры, груп­пы экологического направления, футбольные болельщики - «фа­наты», экзотически одетые хиппи и панки, «митьки», «ватники», «фуфаечники», «системщики», а рядом — хулиганские объедине­ния и откровенно фашистские «наци». Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образует банды (опираясь на рокерство и юно­шеский вандализм). В бандах более жесткая организация, включа­ющая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку или от­ступления от принятых норм и правил. В последние годы часто создаются «размытые объединения» конкретной преступной ак­ции. Вовлечение в них подростков и старших школьников — уже типичное явление. Общепризнанным стало утверждение специа­листов о том, что преступность молодеет.

Сегодняшнее время отличается еще и тем, что деятельнее стали различные религиозные секты. Это объясняется тем, что юношес­кие религии «предлагают упрощенную перспективу на будущее: позволяют «стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения»; проводимые коллективные действия «ослабляют ограничения и ощущение личной вины»; подчиняют главарю, вождю, «учителю»; создают кажущуюся гар­монию внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями» [34, с. 171, 172].

В а ж н е й ш и м и последствиями принадлежности к подобной группе являются «болезненная зависимость от нее или ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным свя­зям с людьми, не принадлежащими к группе, презрение к ним


§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 185

как к «профанам», недоверие к рациональному, научному мыш­лению, разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей, подчиненных «учителю» [34, с. 171, 172].

«Юношеская субкультура, — пишет И.С. Кон, — не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание все­гда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешне­го вида; чувство групповой общности и солидарности; характер­ная манера поведения, ритуалы общения» [15, с. 159].

И подростки, и старшие школьники решают с помощью та­кого рода «знаков» весьма важные для себя проблемы: реализуют чувство принадлежности («быть вполне своим») и обязывают взрос­лых признать факт их существования на Земле.

Эта краткая характеристика неформальных объединений под­ростков и юношей, психологических причин их возникновения предложена как информация к размышлению для учителя, класс­ного руководителя при организации педагогического взаимодей­ствия со школьниками, их родителями. Специалисты рекоменду­ют: не запрещать и не заискивать, не бояться и не игнорировать, а учиться сотрудничать; самим взрослым прежде всего необходи­мо овладеть сложной наукой жить в неформальном обществе, уметь видеть светлые, положительные стороны, использовать активность, инициативу, творческий потенциал личности подросткового и юношеского возраста в созидательных, социально значимых це­лях как для личности, так и для ее окружения. Подростки, юноши и девушки нуждаются в некоторой помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руко­водителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание необязательно должно быть инди­видуальным. Можно рекомендовать старшему школьнику объеди­ниться с товарищами, составить совместный план самовоспита­ния, помогать и контролировать друг друга.