Смекни!
smekni.com

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости, Гарифуллин Р.Р. (стр. 2 из 66)

Все иллюзии можно разделить на две части. Одни вызываются необычными внешними условиями и действиями субъектов (манипуляцией: заблуждением, обманом, играми и т.д.), при этом физиологические механизмы восприятия функционируют нормально. Другие обусловлены особым (например, патологическим и др.) функционированием физиологических механизмов, а также в силу сложности и, как следствие, незнания объекта восприятия. Первые из них являются манипуляционными иллюзиями, вторые -неманипуляционными (название введено автором).

Мир иллюзий разнообразен настолько, что в нем можно "заблудиться". В последние годы все чаще можно прочесть со страниц печати и увидеть на телевизионном экране людей, видящих ауру человека.

Можно ли воспринимать таких людей всерьез и как к ним относиться?

Психология подобное "видение" называет РЕФЛЕКТОРНЫМИ ИЛЛЮЗИЯМИ, или СИНЕСТЕЗИЕЙ. Синестезией обладали Леонардо да Винчи, Гуно, Крамской, Гете и дp. Это явление состоит в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и ДОБАВОЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ или представление, характерное для другого органа чувств. ВИДЕНИЕ ауры, по-видимому, и является добавочным видением, которое появляется у СИНЕСТЕЗОВ (ЛЮДИ, ОБЛАДАЮЩИЕ СИНЕСТЕЗИЕЙ) при восприятии других людей. Аура для синестеза — это НЕКАЯ ОБОЛОЧКА, ОБРАМЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА. Таким обpазом, синестезия в данной работе рассматривается шире, чем в традиционном понимании.

В настоящее время многие синестезы занимаются врачеванием, применяя свое видение при диагностике заболеваний. Насколько их видения соответствуют истинной картине состояния больного? И вообще, о чем говорят эти видения и содержится ли в этих иллюзиях полезная информация с точки зрения диагностики и лечения?

МИР МАНИПУЛЯЦИЙ

Человек вводит себя и окружающих в заблуждение, являясь тем самым МАНИПУЛЯТОРОМ себя и других, в силу следующих пяти причин.

1. Существует вечный конфликт человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.

2. Люди больше не любят друг друга, чем любят, так как большинство людей при всем желании не могут любить ближнего потому, что не любят самих себя.

3. Риск и неопределенность окружают нас со всех сторон, и мы беспомощны перед смертью.

4. Люди начинают обманывать, играть в игры для того, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать интимности, боясь затруднительного положения.

5. Человек всю жизнь учится, сверяет свои действия с другими, ищет одобрения всех и каждого, вводя в заблуждение себя и других. Эти, другие, часто оказываются манипуляторами.

ОСНОВНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ МАНИПУЛЯЦИЙ являются:

1. Приемы обмана, маневры, игры людей в различные роли, произведение впечатления на других, уход от истинных чувств к чувствам в зависимости от обстоятельств.

2. Неосознанность значения жизни. Видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.

3. Контроль (закрытость, намеренность).

4. Цинизм (безверие), не доверяют никому — ни себе, ни другим.

(Очевидно, что главной составляющей манипуляций является первое. Остальные три являются лишь следствием первой. Именно поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать манипуляции, подразумевая первую приведенную выше составляющую манипуляций).

ОБМАН, КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МАНИПУЛЯЦИЙ, представляет собой ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано. Однако следует различать обман как действие субъекта, преследующего определенные интересы, и обман как результат.

Зоопсихология располагает многочисленными данными об элементах намеренного обмана в поведении животных, особенно у приматов. Дезинформационное поведение животных является эволюционными корнями обмана.

Манипуляция может быть непреднамеренным заблуждением, хитроумной фальсификацией, утонченным лицемерием, ханжеством окультуренного обывателя и "правдой" предыдущего исторического этапа. Она является эгоистическим обособлением, разрывом, нарушением общности, недоверием, враждебным отношением к другим, не подлинным общением.

А.Маслоу рассматривает манипуляции и обман как результат подавления мета потребностей — предельных бытийных "ценностей, несводимых и не компенсируемых другими. Такое поведение ведет к метапатологии. Это -заболевание души, которое происходит, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям".

В качественной теории информации обман называют ДЕЗИНФОР МАЦИЕЙ. Антиподом обмана (правдой) является ТРАНСИНФОР МАЦИЯ, представляющая собой адекватность оригинала и образа на входе и выходе информационного процесса.

В связи с этим различают дезинформационную и трансинформа ционную интенции (намеренный или ненамеренный обман). Например, Яго, обманывая Отелло, руководствовался дезинформацион ной интенцией, в то время как Бобчинский и Добчинский, сообщая о приезде ревизора, выражали трансиформационную интенцию. В первом случае субъект обладает истинным знанием, но руководствуется злой волей, во втором — находится во власти заблужде ния, но являет доброжелательное намерение. Однако оба случая представляют "передачу лжи, облеченной в форму чести".

Учет интенции субъекта затрудняет, а иногда и вовсе исключает убедительное определение дезинформации, приводит к парадоксам .

Например, субъект, желая обмануть другого, сообщает ему истинные сведения, рассчитывая на то, что последний знает о дезинформационной интенции и поэтому не поверит этим сведениям. Или другой пример: стремясь обмануть, субъект сообщает истинную информацию, будучи убежденным, что она ложна, ибо его самого обманули, но контрагент не верит ей и потому оказывается введенным в заблуждение.

Анализ структуры манипуляций обмана предполагает выделение и описание трех качеств:

1) обманывающего

2) обманываемого

3) обманутого.

Субъекты могут одновременно иметь все эти качества. Эти качества могут носить следующие субъекты:

1) индивидуальный субъект (отдельный человек, личность)

2) коллективный субъект (любой коллектив, мафия, и т.д.)

3) массовый субъект (определенные слои общества, социальные группы, народы и т.д.)

МАНИПУЛЯЦИЯ ЧАСТО ЯВЛЯЕТСЯ ДВУХСЛОЙНОЙ : она несет и ложное, неверное по своему содержанию сообщение и ложную, превратную, часто противоположную по своему действитель ному ценностному знаку форму действия. (Например, искусное, изысканно-утонченное, творческое лицемерие — как высшая форма манипуляции).

Стабилизирующая функция манипуляции широко используется государственными органами, средствами массовой информации, причем в самых разнообразных формах — от тщательно продуманной дезинформации (хорошо застрахованной от разоблачения) до МАНИПУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ над общественным сознанием, формирующих выгодное общественное мнение, поддерживающих нужные правительству символы веры.

Особое место в мире манипуляций занимает феномен САМООБМАНА ИЛИ САМОЗАБЛУЖДЕНИЯ. Особенность самообмана состоит в том, что тут обманывающий, обманываемый и обманутый совмещаются в одном и том же лице и в одной и той же плоскости. Это относится и к отдельной личности, и к социальному инстинкту, к группе, народу и человечеству.

Автор в данной работе выдвигает новую философско-психоло гическую парадигму, в основе которой рассматривает ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА САМОЗАБЛУЖДЕНИЯ . К такому выводу автор пришел, исследуя больных алкоголизмом. Только рассматривая человека как субъекта самозаблуждения, возможно более эффективное лечение алкоголизма. Не учитывать этого нельзя. Человек хотел бы закрыть глаза, чтобы не видеть крайне тяжкие для него вещи, хотел бы обмануть себя, но не выходит. У него сохраняются своего рода двойственность сознания, желание верить в желаемое не переходит в подлинную веру, критически осмысливается.

Явление самообмана четко зафиксировано уже в диалогах Платона как заблуждение в оценке собственного значения. Особенность этого заблуждения в том, что оно вызвано ограниченностью разума, природными склонностями человека. В диалоге "Кратил" Сократ говорит, что он и сам дивится своей мудрости и одновременно не доверяет ей. "Видимо, мне еще самому нужно разобраться в том, что я собственно говорю. Ибо тяжелее всего быть обманутым самим собой. Ведь тогда обманщик неотступно следует за тобой и всегда находится рядом, разве это не ужасно?".

Обманывая себя, люди нуждаются в поддержке друг друга, они и на этом поприще плохо переносят одиночество. Типичные для данного времени самообманы носят коллективный характер, что способствует взаимоиндуцированию и упрочению в общественном сознании соответствующих иллюзий и мифов. Человек, подчиненный общности, усвоивший ее ценности, по словам Ницше, "непремен но становится лжецом".

Самообман по Фрейду. Есть явление психической самодетерминации, включающее уровень бессознательного. Этот защитный механизм, приводящий к освобождению от болезненных чувств и воспоминаний, является специфическим "маневром", способом мышления, к которому прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала.

Субъекты (люди, группы, общества и т.д.) охотно становятся приверженцами "учений", социальных мифов, ибо это есть единственный (безальтернативный) смысл существования. Разоблачение смыслов показывает субъектам, что это была иллюзия. Таким образом, люди создают себе иллюзии и сами разоблачают их. ИЛЛЮЗИИ ЯВЛЯЮТСЯ СМЫСЛОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ . В данной работе впервые рассмотрен человек как субъект самозаблуждения, находящийся в поисках иллюзий. Таким образом, смысла нет, есть квазисмыслы. Смыслы, как фундаментальные сущности, могут существо вать теоретически у идеальных (святых) личностей, лишенных манипулятивности.