Смекни!
smekni.com

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости, Гарифуллин Р.Р. (стр. 36 из 66)

Согласно нашим исследованиям, нервная система, мозг и психика человека по сравнению с другими составляющими организма в некоторых случаях опережают в своем развитии другие системы организма и достигают регрессии, повторяя все этапы своего раннего онтогенеза, но в обратной последовательности.

При этом другие органы не подвержены процессам регрессии. Они омертвляются (будучи во вполне работоспособном состоянии) в силу внешних возмущений, идущих от умирающего организма. Именно в этом лежит одна из основных причин соматического старения в раннем онтогенезе и сохранения молодости в позднем онтогенезе при задержке нервно-психического развития.

4.2. Психология старения.

В качестве главного методологического подхода нами был выбран принцип психологического детерминизма. В соответствии с ним внешние поведенческие проявления определяются, главным образом, внутренними психическими процессами, а те, в свою очередь, детерминированы особенностями и характером протекания нейрофизиологических процессов в центральной нервной системе. Этот принцип позволил нам на основе сравнительного анализа психического раннего и позднего онтогенеза, выявить симметрию между ними.

Приведем лишь некоторые фрагменты этой сравнительной феноменологии раннего и позднего онтогенеза:

Поздний онтогенез.

1. Тянет к земле. Они работают с удовольствием на земельных участках.

2. Находят интересы, в малом — могут часами с удовольствием заниматься тривиальными операциями. Они впитывают сполна каждый прожитый день, радуясь, что не умерли (психологическое время течет медленнее).

3. Старые люди находят интересы в тривиальных предметах. Могут часами копаться в вещах, на которые раньше не обращали внимания.

4. Старые люди капризны.

5. Старые люди мудры.

6. Старые люди верят в Бога(в потусторонний мир, мифы).

7. Любят быть на улице.

8. Много спят.

9. Едят кашу, мягкую еду (мало едят).

10. Бывают похожи на себя в грудном возрасте.

11. Нет потенции к противоположному полу.

Ранний онтогенез.

1. Тянет к земле, они играют в песочнице, копают, раскапывают.

2. Радуются малому, умеют удивляться обычным вещам (день наполнен, и время течет медленно, потому что они познают мир). Плотность информации, поступающей в мозг ребенка, очень высокая, поэтому время течет медленно, и, когда мы вспоминаем детство, кажется, что оно было очень долгим.

3. Играют в игрушки.

4. Открыты, откровенны, плачут, смеются и тоже капризны.

5. Недаром говорят: “устами младенца глаголит истина”.

6. Дети верят в волшебника (творца), сказки.

7. Любят быть на улице.

8. Много спят, сравнительно больше, чем взрослые.

9. Дети также едят мягкую пищу, мало едят.

10. Физический облик (кожа, голова, лицо) новорожденного ребенка, напоминает старика. Это подтверждают многие акушеры.

11. Также отсутствует таковая.

Поздний онтогенез

12. У стариков имеет место старческий маразм, они плохо разговаривают.

13. Плохое зрение.

14. Для людей старческого возраста характерны синестезия, видения, галлюцинация.

15. Плачут непосредственно перед смертью, переживают.

16. Знакомятся на улице без стеснения со всеми старыми людьми (без комплексов).

17. Жажда познания Бога, бессмертия.

18. Страдают от одиночества, не узнают своих детей, человек умирает, один уходит в мир иной.

19. Не стесняются обнаженности, если потеряли рассудок.

20. Помогают выросшие дети.

21. Уходит в небытие.

22. Способность самовыражаться через искусство.

23. Живут сегодняшним днем.

24. Не боится смерти, потому что устал от жизни.

25. Ходят в церковь (поют, учат наизусть молитвы и т. д.).

26. Познает свою экзистенцию, свою сущность, кем в действительности был.

27. Справляют физиологическую нужду в постель.

28. Имеют худобу, морщины, отсутствуют волосы.

29. Все старики внешне похожи друг на друга, они как бы на одно лицо. У усопших стариков тоже есть какое-то подобие, об этом говорят священники.

Ранний онтогенез.

12. Дети также плохо разговаривают, они еще только учатся этому.

13. На начальных этапах плохое зрение.

14. Грудные дети обладают видениями, галлюцинациями, синестезией. Иными словами, у грудных детей есть способность синестезии, то есть, например, слышать свет, цвет, видеть запах и т. д.

15. Дети плачут после рождения.

16. Знакомятся без стеснения с незнакомыми детьми на улице.

17. Жажда познания окружающего мира.

18. Новорожденный не узнает своих родителей, он одинок, поэтому он кричит. Имеет место безразличие к родителям. Любой может приручить ребенка. Ребенок рождается, он одинок, поэтому он мучается, что приходит в этот мир один.

19. Не стесняются обнаженности.

20. Помогают взрослые.

21. Пришел из небытия.

22. Чувствуют искусство, музыку, самовыражаются через творчество.

23. Живут сегодняшним днем.

24. Не боится смерти, потому что жизнь настолько прекрасна, что смерть не понимаема.

25. Ходят в детский сад, поют, учат стихи и т. д.

26. Новорожденные дети кричат, проявляя свою сущность. Крик ребенка — главный элемент психики. Из него будет строиться характер. Все дети плачут по-разному. В нем сущность личности.

27. Справляют нужду в постель.

28. Новорожденный имеет морщины, отсутствуют волосы.

29. По внешним признакам новорожденные похожи друг на друга. Они узкоглазые, у них одинаковые черты лица.

Вышеприведенный сравнительный анализ (опрошено 230 человек) поведенческих и психологических признаков можно продолжить и дальше. (В настоящее время нами выявлено около трехсот коррелянтов и признаков совпадения раннего и позднего онтогенеза нервной системы, психики и сознания человека).

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в психологическом онтогенезе закон симметрии не нарушается. Человек, умирающий естественной смертью (нормальное старение), проходит практически все этапы раннего онтогенеза, но в обратной последовательности. Эта феноменология согласуется с представлениями, изложенными в фундаментальных трудах восточных философов прошлого. К сожалению, большинство людей умирают благодаря патологической старости, и все вышеприведенные совпадения между ранним и поздним онтогенезом практически невозможно отследить. Их наличие является критерием счастливой старости — старости, тождественной детству.

В то же время необходимо отметить, что вскрытая симметрия между ранним и поздним онтогенезом нервной системы и психики в меньшей мере проявляет себя в развитии мышечной, костной и других тканей. Тенденции к развитию в обратном направлении имеются, однако, как уже было сказано, они обрываются актом смерти. Таким образом, нервная система и психика повторяют ранний онтогенез в обратном направлении.

Можно с полным правом утверждать, что это повторение не тождественное, а диалектическое. При этом соматическая составляющая организма испытывает инерцию, хотя и проявляет некую тенденцию к развитию в обратном направлении. Здесь важно подчеркнуть, что мы говорим об “обратимости”, которая не имеет ничего общего с обратимыми термодинамическими процессами. Это диалектическая обратимость — повторение прошлых этапов развития, но на более высоком уровне.

Известно, что процессы деградации психики коррелируют с общими процессами нарушения синтеза белка и его конформационными изменениями, обнаруживаемыми при старении. Поэтому вероятнее всего закон симметрии аналогичным образом должен проявлять себя на биологическом и молекулярном уровне. В связи с этим на основании всего сказанного возникают три предположения:

1. Процессы старения имеют спонтанный, диссипативый характер, подчиняясь второму закону термодинамики и не подчиняясь определенной генетической программе. Наблюдаемые признаки деградации психики и старения организма — неизбежные процессы, которые подчиняются исключительно закону термодинамики, приводящему к необратимому увеличению энтропии. Живая система в этом случае ведет себя как замкнутая благодаря потере единства между онтогенезами составляющих ее элементов.

2. Процессы старения подчиняются определенной генетической программе и, возможно, старение представляет собой повторение всех этапов биологического развития в “обратном” направлении.

3. Смешанный процесс старения, который состоит из вышеприведенных двух. В начале старение идет по генетической программе, но так как это состояние термодинамически неравновесное и неустойчивое, генетические законы начинают уступать термодинамическим, и система переходит в более устойчивое и равновесное состояние диссипативного разложения и омертвения.

По видимому, в реальных биологических системах всегда будет работать смешанный механизм, и разница между системами будет заключаться лишь в разнице интервалов времени запрограммированного и спонтанного старения.

*****

Теперь попробуем найти подтверждение этим гипотезам и рассуждениям на более фундаментальном — физическом уровне.

Биофизика коллапсического распада. Тенденция к уменьшению объема и веса биологических систем в процессе старения достаточно хорошо объяснима на чисто физическом уровне. По принципу минимума свободной энергии каждое вещество имеет тенденцию к тому, чтобы всеми возможными способами уменьшить свою свободную поверхность. Именно этот факт вызвал в последние годы интерес к явлению коллапса полимерных биологических сеток, сделав их предметом интенсивного экспериментального исследования во многих странах. Интерес к этому явлению вызван тем, что коллапс полимерных сеток является моделью процессов старения, приводящих к некоторым болезням человеческого глаза.

Предположим, что мы имеем образец полимерной биологической сетки, набухшей в растворителе: подвижные золи (кровь, лимфа), гель (волосы, кожа, связки, сухожилия и т. д.). При ухудшении качества растворителя субцепи (звенья биополимера) будут сокращаться, и, соответственно, будут уменьшаться размеры образца сетки. Это приводит к возрастному высыханию организма, обусловленному тем, что клетки и коллоидные частички теряют способность удерживать воду (дегидратизируются). В результате система постепенно из состояния золя переходит в сколлапсированное состояние, все более приближающееся к гелю. Это означает, что вещество из состояния легко подвижного, богатого энергией и способного к различным реакциям, переходит в состояние стабильное, более плотное, но бедное запасами энергии и малоспособное к осуществлению реакций.