Смекни!
smekni.com

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости, Гарифуллин Р.Р. (стр. 33 из 66)

И действительно есть множество примеров, когда алкоголики, начиная страдать “звездными болезнями”, посещая религиозные организации, влюбляясь и т. д., теряли влечение к наркотическим средствам на долгие годы. Длительность этих периодов во многом зависит от интенсивности и частоты этого активного целе-образа, то есть от того, формируется виртуальная реальность или нет.

Приведем наиболее яркие примеры различных виртуальных реальностей, в которые попадает личность благодаря работе циклической установки.

Пример 1. Студенты “ обмывали” свои дипломы. Те из них, кто выпили, всю дорогу, радовались тому, что закончили институт. В голову постоянно в течении всего вечера многократно приходила образ-мысль об окончании института, диплома и т. д. А те, кто не выпили, уже через час переключились на другие мысли и были увлечены настолько, что, казалось, забыли о том, для чего собрались. Лишь некоторые из них, будучи трезвыми, были способными зациклиться на радости окончания института, каждые десять минут разглядывая свой диплом и поглаживая его в кармане.

Пример 2. Молодой человек мечтал стать известным актером. Он просыпался и ложился с мыслью-образом, что он уже звезда. Как-то раз выпив, он не заметил, как оказался на центральной улице города и начал выступать как великий артист. На экзамене учительница, объясняя ему что-то, обратила внимание на то, что он думает о чем-то ином и глубоко погружен в свои мысли. Он же, как всегда, находился в виртуальных образах своей “ звездности”. Эти образы были для него чем-то большим, чем просто мечты.

Пример 3. Молодая артистка, став популярной, была зациклена на мысли: “узнают меня на улице или нет”. Главным конструктом при восприятии ею новых людей был: звезда — не звезда, известный — не известный.

Пример 4. Пожилой человек не мог избавиться от невроза ожидания бессонницы. Поэтому не спал уже неделю, хотя очень хотел спать. Основная циклическая установка-конструкт: засну — не засну. В молодости аналогичным образом страдал от невроза неудачного секса. В этом случае главной циклической установкой-конструктом были: встанет — не встанет (о фаллосе).

Пример 5. Молодой человек был влюблен настолько, что образ любимой не покидал его в течение года ни на секунду. Он рассказывал, что все это время он жил в другом мире, был в состоянии полета. И действительно он ходил легко, похудел и истощился, но был счастлив. Главный конструкт циклической установки при восприятия окружающего мира: она (любимая) — не она.

Пример 6. После того, как человек попал в авиационную аварию, но с ним ничего не случилось, он ходил счастливым, находясь в другом мире в течение трех месяцев. Главный конструкт при восприятии окружающего мира после аварии: жизнь — смерть.

Пример 7. Одна молодая женщина страдала обжорством, видя перед глазами только мясные блюда. Сама она при потреблении мяса, судя по ее словам, куда-то проваливалась, испытывая чувство эйфории от самого процесса потребления.

По нашим наблюдениям, лучше всего, если психолог при взаимодействии с наркозависимой личностью работает с ее главным, активным, виртуальным образом, который вызывает желание потребления. В терминах гештальт-психологии, он должен сделать из этого образа фон, превратив его в константный индифферентный образ.

Известно, что в других видах деятельности образы не активны, не выпадая из общего числа других образов. В процессе наркозависимости формируются образы, “выпадающие” из общего числа.

В целом, можно сказать, что существует несколько способов, направленных на снижение привлекательности позитивных виртуальных реальностей:

1. Разрушение образа виртуальной реальности (стирание из памяти).

2. Превращение образа виртуальной реальности в тривиальный.

3. Компенсация виртуальной реальности с помощью других виртуальных реальностей, за счет внутренних механизмов психики. Эти способы известны: творчество, восточные психотехники (йога и др.), а также посещение бани, спорт и т. д.

4. Создание внешних визуально-аудиально-кинестетческих иллюзионов, компенсирующих наркотические виртуальные реальности.

Наркозависимость — это пассивная форма деятельности по созданию позитивных и негативных виртуальных реальностей. Проблема определения и создания пассивных безвредных способов создания позитивных виртуальных реальностей — одна из главных задач психокоррекции наркозависимой личности.

В наших исследованиях была впервые выдвинута идея создания визуально-аудиально-кинестетических иллюзионов, полностью компенсирующих наркотическое опьянение. Таким образом, мы можем утверждать, что в некоторых случаях эффективнее работать над девиртуализацией активного образа и превращением его в константный, нежели чем формировать новый. Если в процессе такой девиртуализации наркозависимая личность уже не способна представить этот образ, или, представляя его, она чувствует, что он стал пассивным и не вызывает желания употребить наркотическое средство, то теоретически задачу формирования целевой установки “не употреблять” можно считать сформированной. На это должен ориентироваться психолог при психокоррекции наркозависимой личности.

Приведем основные активные образы наркозависимой личности, полученные в процессе наших исследований:

1. Визуальные образы алкогольного напитка или наркотика и его контекста.

2. Аудиально-визуальный образ общения в компании “единомышленников”.

3. Образ вкуса.

4. Образ запаха.

5. Кинестетический образ комфорта.

6. Комбинации вышеприведенных образов.

В свое время было показано, что теоретически суть проблемы психологической реабилитации больных алкоголизмом может быть сформулирована просто: необходимо дать наркозависимой личности новые мотивы деятельности, удовлетворяющие в отсутствие наркотизации те потребности, которые ранее удовлетворялись с помощью наркотических средств. Согласно нашим исследованиям, такие мотивы-ценности возможны только в рамках условий, сформулированных выше. Простое предъявление и декларирование этих ценностей для наркомана или алкоголика совершенно бесполезно. Необходимо, чтобы у него была выработана позитивная мания, а не просто сильный интерес к определенным ценностям.

Для более эффективной психокоррекции необходимо учитывать особенности наркозависимости, которую нельзя сводить лишь к процессам деятельности, то есть сужать все смыслы и ценности личности лишь до деятельностных, забывая о важной роли внедеятельностных устоявшихся смыслов и ценностей.

При этом известно, что устоявшиеся личностные смыслы, проявляются как установки личности. Таким образом, по видимому, установки нарколичности определяются не только деятельностными, но и внедеятельностными ценностями. В качестве подтверждения этому на многочисленных примерах уже было показано, что для успешной психокоррекции нарколичности необходимо не только противостояние, но и замещение деструктивных наркотических установок альтернативными установками. По сути своей взамен алко- или наркомании должны прийти не только деятельностные мании (трудомания), но и безвредные внедеятельностные мании (музыкомания, гурмания, богомания и т. д.). Простое противостояние установок — это не ликвидация причины наркозависимости, а лишь ее аккумулирование, что, в конце концов, с неизбежностью приводит к рецидивам.

Таким образом, необходим метод, который, с одной стороны, формировал бы позитивную установку, противостоящую наркотической, а с другой, учитывал бы вышеприведенные дополнительные условия, необходимые для успешной психокоррекции наркозависимости.

Опъянение — это процесс-состояние в основе которого лежат действия-операции в системе наркозависимости, то есть по сути дела опъянение не является деятельностью, представляя собой лишь ее составляющую.

Существует традиция рассматривать деятельность как динамическую систему взаимодействия субъекта с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Такой подход позволяет думать, что восприятие субъекта не изменяется, оставаясь константным, или, если и изменяется, то только в процессе деятельности в целом, а не на первых же этапах действий-операций.

В случае же наркозависимости восприятие субъекта значительно изменяется уже на первых этапах действий-операций. Таким образом, наркозависимость представляет собой нечто иное или качественно новый вид деятельности. Субъект в процессе наркозависимости периодически как бы блуждает между двумя разными восприятиями-реальностями: реальной и виртуальной. Иллюзии восприятия в данном случае возникают не благодаря деятельности, направленной на создание установок, а благодаря действию-операции (опьянению), которое само по себе не является деятельностью, а лишь входит как составляющая в наркотическую деятельность.

Эти иллюзии, по нашим наблюдениям, хотя и определяются установкой, возникающей перед употреблением (на радость или горе), все же являются в некотором смысле спонтанными и не связаны с направленностью сознания. Таким образом, опираясь исключительно на деятельностный подход, по-видимому, невозможно прекратить наркотическую деятельность. Поэтому в дальнейшем мы попытаемся развить и преобразовать деятельностный подход до уровня, учитывающего вскрытые особенности наркозависимости.

В процессе наших исследований выявлены следующие особенности наркозависимости.

Ценностные ориентации здорового человека в реальном мире развиваются прогрессивно: у него возникают все новые и новые потребности, появляются новые цели. Это развитие протекает по диалектической спирали. Ценностные ориентации в виртуальном мире наркозависимой личности развиваются по метафизическим законам, то есть движутся по кругу, создавая иллюзию движения, но в действительности прокручивается один и тот же образ или ценность (ценность наркотического переживания).