Смекни!
smekni.com

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости, Гарифуллин Р.Р. (стр. 51 из 66)

И вновь я слышу вопрос: “Возможна ли профилактика в рамках предмета математики?” Конечно. Дайте учащимся задачу, в которой необходимо рассчитать, сколько тратит наркоман денег в течение года? И сколько ему осталось жить?

Или возьмём уроки химии. Есть вещество, молекула и её химическая формула. Это - яд, который разлагает мозг вот таким-то образом. Запугивания не было, а просто рассматривался химический процесс разложения организма. Аналогично можно рассмотреть процесс разложения организма наркомана на уроке биологии.

Таким образом, необходимо проявить лишь некую изобретательность и в любой курс можно аккуратно внедрить (но не грубо и не часто) тему, направленную на скрытую профилактику наркомании.

Теперь вернёмся к прямому внушению, направленному против наркотиков. Если вы выйдете к учащимся и скажете: “Дорогие мои, пожалуйста не потребляйте наркотики, они опасны для вашего здоровья!”, то Вас, конечно, могут и не услышать. А если так: “Иванов!!! Не потреблять!!! Сидоров, не потреблять!!!” Это директивное внушение. В этом случае часто произносится слово наркотик (Настолько часто, что учащиеся волей не волей начинают интересоваться им.) Многие школы уже пошли в рамках директивного направления. И это прекрасно, но не достаточно. Так, в некоторых школах учеников заставляют в дневниках собственноручно написать обязательства не сорить, не грызть семечки, носить с собой расчёску и... не потреблять наркотики. Более того, были такие младшие школьники, которые и не знали, что это такое. Теперь знают и интересуются.

Так, нередко в рамках директивного внушения проводятся телевизионные антинаркотические марафоны. Собирают чиновников в одной аудитории и они, далекие от этой темы, пытаются что-то внушить телезрителям. Проходят акции “велосипедисты против наркомании”, “рок-певцы против наркомании” и т.д. Это всё забавно. Но время показывает, что это малоэффективно. В лучшем случае организаторы делают себе рекламу, в худшем, показывают нам, как не надо проводить профилактику наркомании, или “отмывают”, отпущенные на борьбу с наркоманией деньги. Между тем можно провести такие телепередачи или беседы с детьми, в которых слово “наркотики” почти не произносится. Скажем, можно строить разговор вокруг проблемы хорошего настроения.

Марина сегодня у нас очень весёлая, а Серёжа очень грустный. Почему все мы такие разные? Может быть, есть какой-то банк или копилочка, где это настроение хранится? У кого-то настроения накопилось много, у кого-то мало. Можно нарисовать эту банку на доске. И содержимое этой банки не очень большое, нельзя сказать, что неисчерпаемо. Надо его экономить. А можно ли это содержимое банки с настроением опрокинуть? Оказывается, есть люди, которые это настроение могут быстро и искусственно выплеснуть. А потом они утром просыпаются, а настроения нет, потому что его вылили. Учащийся должен понять, что настроение из банки можно выплеснуть только в том случае, если человек создаёт настроение искусственно, т.е. химически отравив мозг. А так, если настроение есть, само по себе оно не уменьшается и его даже можно приумножать - благодаря какому-либо преодолению, испытанию, труду, работе, физкультуре, спорту. Радостное настроение в этом случае приходит как награда за преодоление препятствий, которые у нас встречаются в жизни. Так, чтобы еда радовала, надо поголодать; чтобы людям любовь приносила радость, нужна разлука; чтобы перемена была в радость, надо ходить на уроки и заниматься и т.д. Белое познаётся только через чёрное. Так можно увеличить объём содержимого “банки с настроением”. Эту идею необходимо донести до учащихся. Они должны понять, что банк настроения – это не бездонная бочка, из которой искусственно, с помощью алкоголя или наркотиков, можно качать и качать настроение, что это настроение уменьшается, и для того, чтобы его “достать”, алкоголикам приходится всё больше и больше пить или потреблять наркотики. В результате этого постепенно они теряют способность самостоятельно создавать хорошее настроенье, как раньше. И в конце концов умирают от передозировки.

Иными словами, уже на первых классных часах мы можем говорить о душе и настроении, не акцентируя внимания на слове “наркомания” или “наркотик”. Необходимо рассказать о том, как важно иметь хорошее настроение, о “банке настроения” и о том, что необходимо делать, чтобы нам этого настроения хватило на всю жизнь. А тех, кто в жизни так и не научится этому, ждёт суицид или наркотики (алкоголь). Показать школьникам, что алкоголики и наркоманы самые несчастные люди, которые не могут выбраться из “тёмного подвала” плохого настроения, тоски и печали, а если и выбираются, то искусственно и ненадолго. Если мы искусственно (с помощью алкоголя или наркотика) сливаем настроенье из “банки” в больших количествах, то нам его на всю жизнь может и не хватить. Когда постоянно дурное настроение, то не хочется жить. Наркоману наполнить “банку” не удаётся никогда. В его “банке” мало настроения. Поэтому некоторые наркоманы кончают жизнь самоубийством. Те из них, которые не решаются на это, всю оставшуюся жизнь проживают в плохом настроении. Лишь немногим удаётся полностью восстановиться. Наркоман не может вернуться в своё исходное, нормальное состояние, которое было до потребления наркотика. Нет такого метода лечения, чтобы вернуть утраченное. Тут не помогут и богатые родители, если даже увезут наркомана в лучшие клиники Америки. Вот так надо говорить о “банке” хорошего настроения. А всё, что в этой банке пустое - это плохое настроенье, дыхание смерти. Если падает в объёме хорошее настроенье, то соответственно увеличивается объём плохого настроенья. Пустота и есть депрессия. Так, например, алкоголик утром встаёт, а в голове пустота.

Конечно, проще идти по пути прямого внушения, он менее энергозатратен, но не всегда эффективен. А можно выбрать путь косвенного внушения. При этом до личности доходит воздействие постепенно. В личности постепенно воспитывается нечто - антинаркотическое убеждение, которое никогда не позволит ей потребить наркотик.

Важность сказанного здесь заключается не в том, чтобы учитель в точности воспроизвёл приведённый выше пример на уроке, а в том чтобы, появилось у него желание быть психотерапевтом и не бояться этого, чтобы в дальнейшем с учётом ситуации он мог бы импровизировать на тему скрытой профилактики, но основываясь на тех положениях, которые изложены в этом разделе. Главное: необходимо так сформировать представления школьника о настроении, ценностях жизни и смысле, о свойствах наркотических веществ, чтобы мы могли быть уверенными, что юноша никогда не потребит наркотическое средство. Преподаватель должен уметь на основании того, как говорит учащийся, как он держится, судить о его склонности к наркотику. Школьник, обладающий большим творческим потенциалом, способный в малом видеть многое, любящий и любимый родителями, скучать не будет. Он не рискует стать наркоманом, за исключением того случая, если его обманным или насильственным способом “подсадят на иглу”.

Для того, чтобы преподаватель мог эффективно влиять на учащихся, он должен и для себя самого определиться, какое место алкоголь и наркотик занимают в его жизни. У него на этот счёт должно быть правильное мировоззрение. Только в этом случае он никогда не заблудится вместе с учащимися в дебрях проблемы наркомании. Если преподаватель будет лукавить на этот счёт, ученики быстро его “раскусят” и перестанут доверять, и путь к эффективной профилактике, возможно, будет закрыт навсегда.

Когда преподаватель ведёт антиалкогольное или антинаркотическое занятие, он должен иметь в виду, что значительная часть уже попробовала и знает вкус опьянения. Он должен знать, что значительная часть может даже недоумевать, что, мол, “несёт” учитель, мы “пробовали и ничего не произошло, а даже было хорошо”. Чтобы нейтрализовать такого рода мысли, необходимо им напомнить о существовании эффекта “сирены”: хорошо бывает только вначале. В этом - специфическое, самое опасное свойство наркотиков.

Косвенное внушение часто начинается с того момента, когда преподаватель, казалось бы, обращаясь к одним (непроблемным ученикам), в действительности обращается к другим (проблемным ученикам).

Учитель на уроке химии или биологии должен очень понятно донести до учащихся то, что ни наркотик и ни алкоголь пьянят человека, а вещества настроения, которые с помощью алкоголя и наркотика “выжимаются”. Поэтому после потребления с утра чаще бывает плохое настроение (феномен похмельного синдрома). Таким образом, нет вне организма человека каких-то особых веществ, которые бы давали человеку настроение, а все вещества в нём самом и от того, как он ими распорядится, зависит его психическая жизнь, его судьба, его счастье и смысл жизни.

Ещё над чем необходимо работать на занятиях группового общения?

Первое. Начинается с создания условий для формирования направленности личности на распознавание собственных потребностей. Соответствуют мои действия моим потребностям. Мы часто делаем нечто такое, что по сути дела для нас не является ценностью, погружаясь в мир неких эфемерных, лишишь мозгами (а не чувствами) воспринимаемых ценностей. Депрессии часто начинаются от того, что человек устаёт от напряжения и стремления к этим ценностям, которые нам ничего не дают. Одной из таких ценностей являются некие ненужные, но модные вещи. Часто бывает модно, но не удобно. Часто нам навязывают что-то другие люди, но эти вещи нам не нужны. Мы берём их, а потом страдаем.