Смекни!
smekni.com

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости, Гарифуллин Р.Р. (стр. 44 из 66)

Но на улице встречались люди, которые в чем-то напоминали меня после полета. Это были люди в нетрезвом состоянии. И я выпил и вновь ощутил тот полет души, который был у меня после полета на самолете. И все-таки опьяненное состояние уступало по уровню наслаждения тому состоянию, которое мне подарило предчувствие авиакатастрофы, которое я пережил в душе”.

По нашим наблюдениям, некоторые наркозависимые личности испытывают подсознательное желание пьянствовать до смертельно-опасных состояний, в силу того, что после такого “умирания”, то есть пограничной ситуации, у них возникает особое постпограничное состояние. Оно характеризуется значительным сдвигом мотивов на цели и временным открытием значительного спектра ценностей. В связи с этим приведем следующий пример.

Пример. “Я — профессиональный художник. Благодаря пограничному анализу понял, что выпиваю или применяю наркотик для того, чтобы восполнить для себя дефицит радости. Я познал радость творческой деятельности и ощущение успеха, но испытывал недостаток этой радости. Я обратил внимание на то, что если пил понемногу, то трезвым долго быть не мог, приходили беспокойства. Если бывал в запое “до потери пульса” и страха смерти, то после того, как выходил из этого состояния, то испытывал состояние, схожее со “вторым рождением”. После такого смертельно-опасного запоя мог не пить три месяца, при этом первый месяц испытывал состояние гигантского творческого подъема и создавал лучшие свои картины, которые хорошо продавались. На вырученные деньги вновь начинал пьянствовать и пьянствовал не потому, что появлялись деньги, а потому, что появлялось беспокойство и уходило состояние творческого подъема. И опять я “умирал” в запое. Благодаря пограничному анализу я приобрел способность находиться в состоянии творческого подъема без потребления наркотических средств”.

Как видим, перед психотерапевтом возникает проблема создания состояний, схожих с пограничной ситуацией, но не опасных для жизни. Решение этой проблемы не должно сводиться к неким психотерапевтическим играм групповой терапии, а должно быть особого рода розыгрышем, о котором должен знать лишь психолог или психотерапевт.

Близко к разрешению этой проблемы приближается пограничный анализ. Этот метод, основанный на анализе пограничной ситуации, является, на наш взгляд, наиболее эффективным.

По сути своей метод пограничного анализа “переселяет” личность в постпограничную ситуацию, в которой ценности переживания начинают значительно преобладать над понимаемыми ценностями, что является главным условием успешной психокоррекции.

Сущность метода пограничного анализа заключается в том, что все психологические процессы сводятся к сложной комбинации мысле-образов о жизни и смерти как первичных личностных конструктов. Личностный конструкт — это идея-мысль-образ, которые личность использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста : умный-глупый, мужской-женский, кайф- пустота и т. д. В нашей работе в качестве базового первичного конструкта выбран мысле-образ о жизни (Ж-конструкт) и смерти (С-конструкт).

Благодаря пограничному анализу удается проводить оценку частоты и интенсивности циклической установки, то есть зацикленности на определенных мысле-образах, формирующих виртуальное восприятие. Кроме того, такой анализ позволяет оценивать наличие и характеристики различных позитивных и негативных виртуальных реальностей: наркотических, сновидений, патологических и непатологических маний и т. д. Этот метод позволяет оценивать сложное развитие и взаимодействие С- и Ж- конструктов. И, наконец, этот метод позволяет проводить селекцию психологических явлений личности по критерию наличия в них ценностей переживания и понимаемых ценностей, что является основой успешной психокоррекции наркозависимой личности.

Условно принимается, что С- конструкт — это субъективная (условная) категория, которая представляет собой чистый мысле-образ о смерти, и, соответственно, Ж- конструкт — о жизни. В чистом виде эти конструкты не существуют. Формируясь сложным образом, они образуют нечто, что не похоже на чистый конструкт о смерти или о жизни. В результате у человека просто возникают определенные мысли, ассоциации, фантазии, образы, сновидения и т. д.

Определить структуру и динамику комбинаций из этих конструктов невозможно, поэтому мы можем ограничиться лишь качественной оценкой этих психологических образований. Для этого в пограничном анализе все психологические феномены личности, как уже отмечалось выше, делятся на С и Ж — процессы по наличию в них ценностей переживания и понимаемых ценностей (то есть по тому, что выбирается личностью в качестве ценности: сам процесс достижения цели или цель).

Если в психологическом явлении преобладает процесс, где имеет место преобладание ценностей переживания, то этот процесс представляет собой Ж -процесс. Иными словами, у личности, ценности которой связаны с процессами достижения цели (а не с самими целями), преобладают Ж -процессы. И наоборот, если у человека преобладают понимаемые ценности, то из этого следует, что у него есть перевес в сторону С — процессов.

Таким образом, согласно пограничному анализу, в тех психологических явлениях, где практически отсутствуют ценности переживания, преобладают С — конструкты. И, наоборот, в тех психологических явлениях, где имеют место ценности переживания, преобладают Ж- конструкты.

Необходимо отметить, что различные психологические явления, в зависимости от ситуации, могут быть как С-процессами, так и Ж -процессами. Так, например, мысли или чувство страха, вызванное риском для жизни, являются С-процессом и, соответственно, состоят преимущественно из С-конструктов. В то же время страх-наслаждение, вызываемый просмотром фильмов ужасов, является Ж -процессом и соответственно состоит из Ж — конструктов.

Метод пограничного анализа, так же, как и метод быстрого кодирования, является пограничной психотерапией, то есть связан с пограничной фазой (бытие — небытие, жизнь — смерть).

Напомним, что традиционные методы быстрого кодирования названы так благодаря сравнительно быстрому погружению наркозависимой личности в “пограничную фазу”. Наши наблюдения показали, что при кодировании по методу Довженко пограничная фаза или ее иллюзия создаются психотерапевтом в течение относительно небольшого (по сравнению с пограничным анализом) промежутка времени (7-10 дней), а установка дается в течение 1 минуты.

Благодаря этой быстроте стресс у наркозависимой личности сохраняется на многие годы. Такая личность сознательно или подсознательно размышляет о жизни и смерти, если у него после кодирования порой появляется желание выпить. Страх отгоняет это желание. Таким образом, метод быстрого кодирования по сути своей укрощает желание потреблять наркотическое вещество благодаря страху (стрессу) и заставляет человека думать о жизни и смерти. Это является одним из недостатков метода. Стресс, заложенный в подсознание в процессе кодирования, отрицательно влияет на психоэмоциональное здоровье больного.

Пограничный анализ, разработанный в данной работе, погружает наркозависимую личность в пограничную фазу постепенно и без стрессов. После пограничного анализа наркозависимая личность также думает о жизни и смерти, но эти мысли не сопровождаются стрессом. В процессе пограничного анализа снимается глубинная причина, вызывающая желание опьянения. Больной постепенно осознает свою сущность (экзистенцию), очищаясь от иллюзий, вызывавших потребление наркотических средств. Благодаря этому положительным образом меняется мироощущение, и больному возвращается ранее потерянная способность радоваться естественным (ненаркотическим) способом.

В процессе пограничного анализа личность начинает видеть структуру того, благодаря чему она разучилась, как в детстве, радоваться жизни. Именно этому в процессе психокоррекции должно уделяться большое внимание. По нашим наблюдениям, большинство наркозависимых потребляло наркотические средства благодаря тому, что для них цель в трезвой жизни практически никогда не реализовывалась в силу того, что они в замаскированном виде всегда испытывали страх смерти. В результате трезвая жизнь не доставляла радости, а приводила лишь к беспричинным депрессиям и, как следствие, у них возникало желание испытать чувство опьянения, чтобы снять депрессию.

Пограничный анализ “снимает” эти страхи, и все это происходит благодаря тому, что личность начинает осознавать свои страхи, понимать, откуда у нее берутся мысли о смерти, какова их структура и глубинная сущность. Благодаря этому исчезают беспричинные депрессии, приводившие ранее к потреблению наркотических средств. Возвращается способность радоваться жизни.

Как видно, идея, на которой основывается метод пограничного анализа, в чем-то аналогична древнекитайской философии — науке об инь и ян, которые символизировали взаимодействие крайних противоположностей. Любой психологический феномен — есть функция двух аргументов-конструктов С и Ж. Зная эту функцию (в пограничном анализе она называется шифром или кодом бытия), а также величины С и Ж, можно описать любой психологический феномен человека. (Например, спрогнозировать поведение, реакции, психологические характеристики личности).

Даже когда личность находится в ситуации близкой к смерти, она до последних секунд своей жизни сохраняет надежду (может быть, даже микроскопическую) на жизнь. Это — защитная мыслительная реакция человека.

То, что физиологическая жизнь человека — это борьба биологических процессов жизни и смерти, не вызывает сомнения. Человек родился, и в нем родилась смерть. Психологическая жизнь — это тоже борьба между жизнью и смертью, только на психологическом уровне. Грудной ребенок не понимает после рождения, что такое смерть, точно так же, как не понимает он и того, что такое жизнь. Но все, что он делает в психологическом плане: плачет, смеется и т. д. — во всем этом растворены конструкты С и Ж. Мысли о смерти и жизни в ребенке существует, но на подсознательном уровне. Повзрослев, он, обязательно спросит или захочет спросить родителей: “Умру ли я когда-нибудь?”, полностью осознавая страх смерти. С этого момента все его мысли, поступки будут определяться думой о жизни и думой о смерти, хотя в чистом виде эти мысли существовать не будут, так как они окажутся замещены сложной комбинацией С- и Ж- конструктов.