Смекни!
smekni.com

Гендерная психология (стр. 11 из 125)

Разумеется, подобное название нуждается в литературной переработке на русском языке, однако не ка у нас не сформировался так называемый язык гендерной психологии, поэтому русский аналог вряд ли передал бы полностью содержание подобного английского словосочетания.


Стратификация полов в разных культурах 33

Во многих странах на основе гендерных исследований (в том числе и по психологии) изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. В многочисленных компаниях проводится политика равных возможностей для мужчин и женщин менеджеров. Последних обучают по специальным программам. Психологи и психотерапевты также реализуют гендерный подход. Таким образом, начато внедрение результатов гендерных исследований в практику.

Слабой стороной гендерной психологии до сих пор остается малое количество обобщающих теорий. Очень часто эту область психологии разрабатывают женщины, поэтому распространена шутка по поводу одного из ее разделов: психология женщины разрабатывается женщинами, на женщинах и для женщин. Эта шутка не может не вызывать горечи еще и потому, что во многом она отражает истину. Для развития гендерной психологии необходимо привлечение исследователей-мужчин.

К сожалению, в нашей науке гендерная психология только начинает развиваться. Проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии — гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), состояние женщин во время беременности и после родов (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова), материнство (Г. Г. Филиппова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко) и др. Как видно из этого перечня, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно. Психология гендерных отношений делает первые шаги.

Эти исследования проводятся по разным направлениям, пока не объединенным ни единой теоретической базой, ни единой программой. Но радует уже то, что гендерная проблематика все чаще привлекает внимание наших ученых. Это позволяет с надеждой смотреть в будущее.

Стратификация полов в разных культурах

Рассмотрим еще один аспект гендерной проблематики, который имеет отношение к истории развития человечества. Во многих культурах два пола рассматриваются как неравные. Это явление носит название стратификации полов (т. е. их неравен-ства). Она нередко проявляется и в современных феноменах, которые изучает гендерная психология. Рассмотрим примеры того, как в разные эпохи или в разных культурах действовали факторы, формирующие представления о неравенстве полов. В ряде культур существует явление, при котором мужчины и женщины занимают неравное положение в обществе (как правило, преимущество имеют мужчины, но это не обязательно). Н. М. Лебедева (1999) даже считает, что половая стратификация наблюдается во всех культурах, но степень ее проявления может быть различной, причем она меньше в простых охотничьих и собирательских обществах (где имеется взаимозаменяемость мужчин и женщин) и больше в сложных стратифицированных обществах, где существует социально-экономическое и сексуальное неравенство полов. Поэтому вряд ли оправданна сопровождающая дис-


34 Глава 1. Введение в гендерную психологию

криминацию по полу аргументация об «естественном» предназначении женщины, проверенном многовековой практикой. Почему же тогда в более тесно связанных с природой примитивных обществах в меньшей степени проявляется «естественное» разделение полов?

Можно выделить несколько факторов, которые оказывали влияние на такое положение: половое разделение труда, образование, собственность, обладание властью, отношение церкви и власти в целом и сексуальное поведение.

Половое разделение труда берет начало еще в сообществах животных. У приматов самки выполняют функцию ухода за детенышами, а самцы — защиты от врагов, но у людей к этим функциям добавляются и другие: у женщин — приготовление пищи, а у мужчин — добыча средств к существованию. Этнографы объясняют эти различия, во-первых, большей физической силой мужчин, во-вторых, несовместимостью ухода за детьми с некоторыми видами трудовой деятельности и, в-третьих, взаимосвязанностью некоторых видов деятельности — к примеру, рыболовства и изготовления рыболовных сетей (Кон, 1988).

И. С. Кон связывает половое разделение труда не с биологией, а с культурой — это продемонстрировал сравнительный анализ этнографических данных по 185 обществам.

В разных культурах наблюдалось и различное отношение к труду вообще и к конкретным занятиям в частности.

В первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми (Бромлей, Подольный, 1984).

В варварском обществе праздную жизнь могли вести лишь вожди и их дружинники, остальные занимались домоводством, земледелием или скотоводством. Но самым достойным занятием, приносившим славу и добычу, считалось военное дело (Гуревич, 1990). Возведение некоторых опасных занятий в ранг престижных (к примеру, охота, война) было необходимо, чтобы нашлись желающие ими заниматься (Лебедева, 1999). В античности труд не считался добродетелью, в поздне-античном периоде не ценился физический труд, в раннем Средневековье труд как разновидность аскезы стал считаться нормальным состоянием человека, а праздность.— тяжким грехом.

Формируется и иерархия в оценке разных занятий в Средневековье: наилучшими считались сельскохозяйственные (хотя это не мешало относиться к крестьянам как к низшим существам), а самыми неодобряемыми были ростовщичество и торговля; занятие ремеслами также считалось греховным.

В эпоху Возрождения отношение к труду изменилось: он приобрел религиозно-этическую ценность, лень стала считаться пороком, а профессиональная компетентность — достоинством. Стала подчеркиваться также важность и ценность семейной жизни и воспитания детей (Гуревпч, 1990).

Так формировалась престижность труда и отдельных занятий, и в дальнейшем это привело к половой дискриминации: одни занятия стали считаться мужскими, другие — женскими, и очень часто именно первые были престижными, а вторые — нет (например, публичная работа первых по сравнению е домашней работой вторых).

Возможно, женщины стремятся уйти от домашней работы именно потому, что она непрестижна. Известны случаи, когда женщины предпочитали работать по найму в чужих семьях, а не в своей, чтобы иметь «работу за деньги», более поощ-


Стратификаиия полов в разных культурах 35

ряемую обществом и более нормированную, чем не ограниченный строгими временными рамками, непрестижный, бесплатный домашний труд (Сюллеро, 1973). Оплата этого труда (начисление пенсий домохозяйкам, воспитывающим детей, принятое еще в СССР) не решает проблемы, пока он остается второстепенным в восприятии мужчин и всего общества.

Важным фактором, определяющим неравенство полов, было и образование.

В XVI в. в европейской деревне женщины были сплошь неграмотными, а среди мужчин грамотные составляли 3% батраков и 10% состоятельных крестьян.

В XVII в. во Франции грамотой владела половина мужчин и четверть женщин (по другим данным — только 1/3 первых и менее 1/7 последних (Гуревнч, 1990». Но положение человека в обществе определяло не только формальное образование. но и знания сами по себе. Так, знания шамана, которых не было у других членов первобытного племени, обеспечивали ему особый статус и даже способствовали получению власти — вождем племени нередко был шаман (Левн-Строс,1 1984).

Поэтому неслучайно, что в Средние века ведовские знания, которыми обладали женщины, вызывали острое неприятие у властей (в частности, у церкви, которая обладала властью), несмотря на то, что эти знания были необходимы народу (востребованы, как сказали бы сейчас): к ведьмам, которые лечили крестьян, приезжали жители близлежащих деревень, даже если непосредственные соседи были этим недовольны. Особенно греховными и опасными церковь считала женщин, изготовлявших снадобья и амулеты, — и за их занятия, и за их пол, так как считалось, что женщина стоит ближе к природным силам и более интимно с ними связана (Гуревич, 1990).

В других культурах было разное отношение к образованию женщин — в Индии, к примеру, оно было позитивным, а в других странах Азии — негативным (Бромлей, Подольный, 1984).

Идеологи феминистского движения с самого начала связывали грамотность и образование с положением женщины в обществе. В Европе и России под влиянием движения суфражисток и иных «равноправок» в начале XX в. наблюдалось различное отношение к образованию женщин — от всемерной поддержки до острого неприятия (Коллонтай, 1909; Сюллеро, 1973).

Следующим фактором неравенства полов была собственность. Поскольку во многих обществах собственность давала власть и высокий статус, то, что женщины ею не обладали, определяло их подчиненное положение. Но были и исключения из этого правила.

Так, в индейском племени ирокезов собственность передавалась по материнской, а не по отцовской линии. Сын лишался права наследования и не мог быть преемником отца на должности правителя — сахема и не мог унаследовать даже его томагавк — такую возможность получали братья сахема и сыновья его сестер, так как они считались принадлежащими его племени в отличие от его детей, причислявшихся к племени матери. Это обеспечивало уверенность в том, что сахем — главный вождь — является по происхождению представителем именно данного племени, так как ребенок является сыном своей матери, но не обязательно — сыном ее мужа (Морган, 1983).