Смекни!
smekni.com

Гендерная психология (стр. 77 из 125)

Различия отсутствовали по общему числу кооперативных ходов. В целом складывается впечатление, которое часто наблюдается при изучении половых различий: сходство и своеобразие полов сочетаются. Важным фактором (как для детей, так и для взрослых) оказался пол партнера по игре. Этот аспект мы проанализируем в разделе, посвященном поведению испытуемых в присутствии представителей своего и противоположного пола. Другие исследования конкурентности показали превосходство мужчин: достижение большего, чем у других, успеха повышает их самооценку, чего не наблюдается у женщин.

Что касается кооперативного поведения, то здесь данные противоречивы: в некоторых случаях половых различий не обнаруживается, в других женщины демонстрируют большее сотрудничество с окружающими. Таким образом, большая конкурентность мужчин не означает наличия большей кооперативности у женщин. Скорее дело обстоит следующим образом: мужчины более конкурентны, но по кооперативности оба пола сходны. Таким образом, гендерный стереотип подтверждается, но лишь частично. Помимо этого, проявления конкурентного или кооперативного поведения сильно зависят от того, с каким полом приходится взаимодействовать — со своим или с противоположным.

Успешность деятельности

Мы рассмотрим половые различия по успешности обучения в школе, решению различных задач в лабораторных экспериментах и выполнению роли лидера и менеджера.

Широко распространено представление о том, что мужчины более продуктивны, чем женщины. При этом имеются в виду либо все виды деятельности, либо те, которые особенно ценятся обществом — политика, наука, искусство, спорт. То, что у женщин либо нет выдающихся успехов в этих областях, либо они гораздо скромнее, чем у мужчин, обычно объясняют отсутствием соответствующих способностей, что, в свою очередь, часто служит главным аргументом для оправдания гендерной диспропорции в престижных профессиях. Но каковы результаты конкретных исследований успешности? Сгруппируем данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по методикам и возрастам.

Исследования успешности в детском саду, школе и вузе

11 работ (1966-1972 гг.).

Испытуемые обоего пола от 2,5 до 25 лет. Метолики:

1) анализ показателей школьных и вузовских успехов: объективных (оиенки) и субъективных (мнения учителей) показателей успеваемости и объективных (количество исключенных из школы) показателей дисциплины;


Успешность деятельности 253

2) наблюдение за проявлением способностей в обучении;

3) семантический дифференциал (понятия, связанные со школой);

4) изучение записей взаимодействия учителей с детьми;

5) опрос — изучение мнений: а) учителей об интересен внимании детей на занятиях; б) коллег об инструментальности (ориентация на решение задачи).

Результаты в летском салу и школе.

Превосхолство мальчиков заключалось в их более позитивном восприятии учителями (5, 7, 9, .11, 13, 15, 17 и 21-25 лет). Превосхолство левочек наблюдалось:

1) по оценкам по всем предметам (10-13 лет и 14-17 лет ) и математике (10 лет);

2) объективным показателям дисциплины — меньшему количеству исключенных из школы (1 5-17 лет);

3) отношению к учебе и школе: большему интересу к занятиям и способностям к ним (наблюдение — 3^1 года) и отношению к школе (семантический дифференциал — 10 лет).

Не было обнаружено половых различий по школьным успехам (мнения учителей — 8 лет) и по интересу и вниманию к занятиям (мнения учителей — 2,5 года).

Результаты в вузе.

Ни по одному из показателей не было обнаружено превосходства ни мужчин, ни
женщин. Исследования показали отсутствие половых различий по оценкам перво
курсников за первый семестр (18 лет) и по воспринимаемой инструментальности со
стороны коллег U8 и годНпо материалам книги Maccoby, JackVin, 1978

Результаты, полученные у детей, продемонстрировали расхождение объективных и субъективных показателей успешности. Среди них можно выделить:

1) объективные показатели успеваемости и дисциплины (также влияющей на успеваемость);

2) условно объективные показатели успеваемости и дисциплины (т. е. субъективные показатели, по своей надежности приближающиеся к объективным, — данные наблюдений квалифицированных экспертов и семантический дифференциал);

3) субъективные показатели успеваемости и дисциплины — мнение воспитателей и учителей об успешности учащихся и об их внимании и интересе "к занятиям.

По двум первым категориям показателей девочки превосходят мальчиков по всем предметам (с 10 до 17 лет), в том числе и по математике (в 10 лет). То же самое можно сказать и о дисциплине: девочек меньше среди исключенных из школы (15-17 лет). Они же проявляют больший интерес к занятиям в детском саду и в школе. Лучшая успеваемость девочек, видимо, объясняется их большим послушанием взрослым, требующим хорошей учебы, а также особенностями мотивации мальчиков: им требуются специальные стимулы — конкурентная среда (борьба за первенство в учебе или борьба за лидерство), а девочки и женщины мотивированы на достижения без дополнительных стимулов.

Но у воспитателей и учителей иное мнение об успешности учащихся и их внимании и интересе к занятиям. Они либо считают оба пола одинаковыми (в 2.5 гада и в 8 лет), либо отдают предпочтение мальчикам (практически во всех возрастах — с 5 до 25 лет). Таким образом, на протяжении всего школьного (и даже в начале вузовского) периода девочки учатся лучше мальчиков, но учителя не замеча-


254 Глава 8. Социальное поведение

ют этих успехов. Они уделяют мальчикам больше внимания и времени и в целом относятся к ним более позитивно, чем к девочкам. Скорее всего, это связано с тем, что мальчики чаще нарушают дисциплину и, соответственно, требуют большего внимания, а также с тем, что они, по сравнению с девочками склонны к более нестандартным ответам и оригинальным решениям, что привлекает больший интерес учителей. Но эти предположения требуют дополнительных исследований.

Вспомним один интересный эксперимент. Учителям сообщили имена детей, которых психологи по результатам тестов отнесли к одаренным (на самом деле это были обычные дети, и выбраны они были случайно). На учителей это произвело впечатление, и они стали чаще обращаться к этим детям, взаимодействовать с ними, уделять им больше внимания и т. п. И что же? Через некоторое время дети в самом деле изменились — стали лучше учиться, более творчески подходить к заданиям, т. е. оправдывать звание одаренных. Именно в таком положении и находятся мальчики. Девочки же, видимо, начинают принижать свои успехи, так как они считаются либо само собой разумеющимися, либо доказательством лишь усердия, а не способностей. Таким образом, гендерные установки учителей и воспитателей могут серьезно влиять на успехи учащихся разного пола.

Данные исследований взрослых свидетельствуют об отсутствии половых различий по успеваемости у американских первокурсников, но этих данных так мало, что не стоит делать из них серьезных выводов. Наши студентки учатся лучше студентов, но юноши демонстрируют большие успехи в других видах деятельности — например, в науке (Дворяшина, 1974). Удивительно, что, лучше учась в школе и вузе, женщины добиваются меньших профессиональных успехов, чем мужчины. По-видимому, вступают в действие другие факторы: как личные (замужество, рождение детей), так и производственные обстоятельства — отношение начальников и коллег, а возможно, и самих женщин к собственным профессиональным успехам. Обратимся к другим показателям успешности.

При рассмотрении половых различий в групповой продуктивности мы воспользуемся данными В. Вуд, которая обобщила результаты соответствующих исследований (Wood, 1987).

Существует мнение, что женщины выполняют свою работу иначе, чем мужчины, и в целом хуже. Таким образом, мужской способ работы принят за эталонный, я отклонения от эталона считаются показателем меньшей успешности. В лабораторных исследованиях можно проследить то, как работают мужчины и женщины, отбросив влияние побочных факторов, сказывающихся в реальной производст-

венной жизни.

В pause исследований было обнаружено преимущество женщин. Так, студентки превзошли студентов в успешности принятия решений по модели В. Врума и Р. Йетюиа(Ваrto1, Martin, 1986). Помимо этого, женщины менее склонны к редуцированию усилий в группе (т. е. худшей работе в группе, чем в одиночку, в связи со склонностью перекладывать ответственность на других; Cross, Madson, 1997).

Существуют данные и о превосходстве мужчин. В частности, мужчины опережают женщин по креативности (т. е. по количеству творческих решений).

В остальных случаях различия связаны с характером задачи. Например, принято выделять индивидуальный и собственно групповой типы продуктивности группы. В первом случае продуктивность подсчитывается по сумме индивидуальных вкладов (например, четыре члена группы решают каждый свою головоломку, а ре-


Успешность деятельности 255

зультат подсчитывается по числу успешных решений). Во втором случае результат зависит от совместных усилий всех членов группы (например, выработать групповое решение, учитывая мнения всех участников). В первом случае наблюдается превосходство мужчин, во втором же случае половые различия не обнаружены.

В соответствии со стилем поведения задачи можно разделить на инструментальные и экспрессивные. Первые из них требуют ориентации на продуктивность, вторые — на взаимодействие с членами группы. Мужчины лучше справляются с задачами первого, а женщины — второго типа.

Мужчины лучше справляются с пространственными и моторными заданиями, а женщины — с заданиями, требующими вербальных способностей.

Продуктивность может зависеть и от особенностей мужских и женских интересов. Известно, что человек лучше выполняет работу, которая ему интересна. В одном из исследований испытуемым предлагалось заключить сделку с партнерами, идя на взаимные денежные уступки. Эта задача требовала скрупулезного подсчета потерь и выгод при каждом ,шаге. В другой задаче необходимо было урегулировать взаимоотношения между людьми. Очевидно, что для мужчин интереснее была первая задача, а для женщин — вторая, и результаты по продуктивности соответствовали этому распределению интересов, причем, важен был не биологический пол, а социальный. Маскулинные испытуемые (и женщины и мужчины) лучше решали задачи, отражающие мужские интересы, в отличие от фемининных испытуемых.