Смекни!
smekni.com

Гендерная психология (стр. 49 из 125)

И наконец, половые различия по болевым ощущениям можно объяснить гипотезой о гендерной социализации. У мальчиков и девочек воспитывается разное отношение к боли. Если маленький мальчик плачет от боли, ему говорят: «Терпи, ты же мужчина». То же самое говорят и взрослому мужчине, который пришел на прием к врачу. На житейском уровне среди женщин (и даже среди врачей) распространено мнение, что мужчины менее выносливы к боли, что они жалуются на малейшее недомогание, а самый главный аргумент — что они не могут сравниться с женщинами по способности переносить болевые ощущения, так как они не ро-


164 Глава 5. Ощущения и восприятие

жали. Однако родовая боль — не самая сильная из всех типов боли (существуют данные, что наиболее чувствительной в этом плане является роговица глаза). Мне кажется, в основе этого мнения лежит гендерный стереотип — что мужчины должны либо не чувствовать боли, либо не показывать своих страданий. Возможно, именно этот гендерный стереотип ответствен за то обстоятельство, что многие мужчины вовремя не обращаются к врачу, не любят лечиться и даже умирают из-за отсутствия лечения. Следует подумать о более адекватной гендерной социализации мальчиков в области болевой чувствительности.

Есть еще один аспект, связанный с болевыми ощущениями и лечением. Речь идет о гендерных предубеждениях людей, которые ставят диагноз и занимаются лечением и оказанием психотерапевтической и психологической помощи. Пол пациента может влиять на правильность (или ошибочность) диагноза (а следовательно, может и повлиять на лечение). Приведем некоторые данные из статьи американских психологов Д. К. Айвея и К. У. Коноли (Ivey, Conoley, 1994). К. Циано-Бойс и коллеги, исследуя влияние гендерных стереотипов на суждения о психическом здоровье, обнаружили, что:

1) суждения клиницистов о психическом здоровье мужчин и женщин различаются:

2) нормативные оценки психического здоровья взрослых людей (без учета пола) больше похожи на мужские, чем на женские показатели;

3) мужчины-терапевты демонстрировали большие предубеждения при восприятии женщин-клиентов, чем их коллеги противоположного пола;

4) терапевты с докторской степенью демонстрировали не меньшие предубеждения, чем их коллеги со степенью магистра. . ;

Аналогичные результаты получили Е. Свенсон и Р. Регуччи, изучившие 42 практикующих психотерапевта. Оказалось, что при описании психического здоровья у взрослых пациентов подчеркивались маскулинные характеристики, а описания здоровья женщин были вообще недифференцированными.

Р. Филлипс установил, что психотерапевты, оценивая клиентов, опираются на гендерные стереотипы. С. Гамильтон и коллеги, изучив работу 65 лицензированных клинических психологов, обнаружили, что они неодинаково относятся к клиентам разного пола. Отношение к мужчинам было достаточно адекватным, симптомы их заболеваний интерпретировались сдержанно. А вот к женщинам эти же психологи относились с предубеждением. Одни и те же симптомы могли трактоваться у мужчин как норма или несерьезная патология, а у женщин — как более серьезное отклонение.

Айвей и Коноли (Ivey, Conoley, 1994) провели специальное исследование того, как специалисты разного уровня воспринимают психическое здоровье семей с разными типами лидерства. Выяснилось, что студенты-психологи, не имеющие опыта практической работы, обладают меньшими гендерными предубеждениями и оценивают как более здоровых и отцов и матерей, выступающих в роли семейных лидеров. Группа же опытных психотерапевтов и консультантов считала любое отклонение от гендерных стереотипов (о том, что власть в семье должна принадлежать мужчине) показателем патологии семьи: здоровыми считались отцы-лидеры и нелидирующие матери, а нездоровыми — женщины-лидеры и пассивные отцы. При этом предубеждение против женщин-лидеров проявилось у исггы-туемых обоего пола.


Социальная периепиия 165

Исследование А. К. Айвея и К. V. Коноли

Испытуемые: 140 взрослых, составившие 2 равные по количеству группы: 1) «наивная » группа — студенты-психологи, не имеюшие опыта клинической работы (45 жен-шин и 25 мужчин, средний возраст — 24 года, 24% состояли в браке, 20% имели детей); 2) опытная группа — консультанты и психотерапевты; практикующие не менее двух лет (42 женщины и 28 мужчин, средний возраст — 37 лет, 68% состояли в браке, 52% имели детей).

Метолика. Половина участников наблюдала видеозапись интервью, где демонстрировался матриархальный стиль семейного взаимодействия (с женой-лидером), а другая половина смотрела видеозапись с партиархальным стилем (муж в роли лидера). Интервьюер давал семье инструкцию по проведению десятиминутной дискуссии по поводу планирования однодневного семейного отдыха. «Членами семей» выступали актеры-добровольиы (отец и мать были среднего возраста, дети — молодого), которые разыгрывали следующие роли в случае матриархатного стиля: мать демонстрировала умеренно директивное, отец — умеренно пассивное, дочь — избегающее, сын — конфликтное поведение. При патриархальном стиле отеи и мать играли роли, противоположные описанным. Видеозапись обрабатывалась с помОшью контент-анализа. Семья оценивалась по критериям психического здоровья-нездоровья по параметрам коммуникации, переговоров в ситуации конфликта, семейной поддержки и воспитания. Теже критерии использовались для оценки функций родителей.

Результаты. Профессиональный опыт не влиял на общую оценку лидерства в пат-риархальтных и матриархальтных семьях: взгляды наивной и опытной групп существенно не различались. Пол испытуемого не влиял на его оценки семейного функционирования по всем параметрам, что также было характерно для обеих групп испытуемых. Большие предубеждения против женщин-лидеров были обнаружены у опытной группы. Профессиональные консультанты и психотерапевты оценивали патриархальный стиль как более здоровый, чем матриархальный. Женщин-лидеров они воспринимали как менее компетентных по сравнению с мужчинами-лидерами, а женское лидерство считали показателем патологии семьи. «Наивные» испытуемые оценивали мать в роли лидера как значительно более здоровую личность, чем в роли последователя. Точно так же они более шедро оценивали и лидера-отца. Здесь проявилась либо недооценка патологии у «наивной» группы, либо переоценка — у опытной (существование так называемых клинических предубеждений). Опытная группа считала любое отклонение от гендерных стереотипов (о том, что власть в семье должна принадлежать мужчине) показателем патологии семьи: здоровыми считались отцы-лидеры и нелидируюшие матери, а нездоровыми — женщины-лидеры и пассивные отцы.

Это исследование демонстрирует опасность неверного диагноза даже у опытных специалистов, если они находятся в плену своих гендерных предубеждений.

Правда, справедливости ради следует отметить, что в целом ряде исследований (М. Зигмонд, Дж. Фейнблатт, Д. Дейли и др. — цит. по: Ivey, Conoly, 1994) не было обнаружено влияния гендера на суждения клиницистов. Это значит, что не все врачи имеют предубеждения. Однако и те случаи ошибочных диагнозов, связанных с гендерными предрассудками, которые встречаются, должны настораживать. При подготовке клинических психологов, психотерапевтов и практических психологов большое внимание следует уделять гендерному просвещению и созданию адекватных гендерных установок по отношению к клиенту.

Социальная перцепция

Проанализировав реакции девочек и мальчиков на социальные и несоциальные стимулы в первый год жизни (11 исследований), Э. Маккоби и К. Жаклин (Мае-


166 Глава 5. Ощущения и восприятие

coby, Jacklin, 1978) делают вывод, что эти реакции в принципе не различаются. Но дело не в отсутствии различий, а в том, что в одних исследованиях превосходство обнаруживается то у одного пола, то у другого. Мне кажется, что необходимо учитывать то, какие методики были использованы и каковы были стимулы, а не просто подсчитывать число исследований. Ведь совершенно очевидно, что могут быть получены различные результаты, когда ребенок смотрит на живое человеческое лицо и на фотографию или маску (то же самое можно сказать о слуховом восприятии — живой человеческий голос и его аудиозапись могут звучать по-разному). Кроме того, часто речь идет о зрительной модальности (по которой обычно обнаруживается превосходство мальчиков), да к тому же только у младенцев.

Вспомним некоторые конкретные результаты. Мальчики-младенцы дольше фиксируют свой взгляд на мужских лицах, а девочки демонстрируют более яркую реакцию на плач другого новорожденного (тоже плачут). Кроме того, Льюис и коллеги обнаружили, что девочки в возрасте 6 месяцев значительно дольше смотрят на лица, чем на другие («нечеловеческие») предметы. Помимо этого, и те и другие не различаются по восприятию мужского голоса и лица матери, а также одинаково интересуются социальными и несоциальными звуками (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978). Хотя этих данных слишком мало, они производят яркое впечатление, так как говорят о том, что уже на первом году жизни идет гендерная «специализация» в выборе социальных стимулов: у мальчиков — зрительных, у девочек — слуховых. При этом и реакции детей носят соответствующий характер: мальчики смотрят, а девочки издают звуки в ответ на стимулы, мальчики демонстрируют исследовательскую, а девочки — коммуникативную и эмоциональную реакции. Необходимо продолжить исследования для выяснения особенностей восприятия у обоих полов именно социальных стимулов: лиц, голосов, прикосновений незнакомых людей и людей, значимых для ребенка.

Сравнивая результаты изучения зрительно-пространственных способностей и социальной перцепции, обычно делают вывод о том, что мужчины лучше читают карты, а женщины — лица. Верна ли вторая половина этого высказывания? Обратимся к эксперименту, который провели французский психолог Л. Шаби и коллеги (Chaby et al, 2000).

Исследование Л. Шаби и коллег