Смекни!
smekni.com

Гендерная психология (стр. 95 из 125)

Так, в Швеции, где среди законодателей очень много женщин, при принятии закона может наблюдаться дискриминация мужчин, в частности, в вопросе о проституции на улицах: ее запретили мужчинам, но не запретили женщинам (Berg-strom-Walan, 2000). Соответственно можно представить, что мужчины, принимающие законы, будут также (осознанно или нет) воплощать в жизнь свои представления о сексуальном поведении. В частности, в приведенном примере со Швецией закон могли провести не обязательно только женщины, но и мужчины с гетеросексуальной ориентацией, которые испытывали более негативное отношение к мужчинам, занимающимся проституцией, чем к женщинам. И вообще, различие установок по отношению к сексу — это серьезная проблема взаимоотношения между полами. В упоминавшемся собственном исследовании лидеров и руководителей я беседовала с ними и на сексуальные темы. Один испытуемый высказал свою имплицитную теорию роста гомосексуальных связей: «Мужчинам не хватает нежности в женщинах, и они ищут ее у мужчин». Наверное, по аналогии можно предположить, что лесбиянки разочаровались в мужчинах из-за их недостаточной (или чрезмерной) маскулинности и ищут поддержки у других женщин. Если не принимать во внимание те случаи, когда гомосексуальными мужчинами и лесбиянками люди становятся по биологическим причинам (гормональным, генетическим, психиатрическим), то все же психологической нормой по-прежнему


Супружеские отношения 309

являются гетеросексуальные отношения. И задача психологов (в частности, занимающихся гендерной психологией) — не допустить «войны полов». Не половая сегрегация, а половая конвергенция, и не конфронтация, а гармония во взаимоотношениях мужчин и женщин должны быть целью человечества, в том числе и в сексуальном поведении.

Таким образом, и во взрослости в интимных отношениях прослеживается две тенденции: сегрегации и конвергенции, и гармоничные отношения между полами существуют наряду с конфронтацией полов (или, по крайней мере, может наблюдаться лучшее отношение к представителям своего пола, чем противоположного).

Существует и еще одна форма гендерных отношений взрослых людей — супружеские отношения. Поскольку во многих странах законодательство не предусматривает супружества гомосексуальных партнеров, то здесь, казалось бы, речь идет только о конвергенции полов и, как следствие, гармоничных отношениях между полами. Так ли это? Для ответа на этот вопрос рассмотрим исследования супружеских отношений. Разумеется, мы будем иметь в виду только супружеские отношения гетеросексуальных партнеров (данные о гомосексуальном супружестве практически отсутствуют).

Супружеские отношения

На эти отношения влияют несколько факторов: тип брака, связь сексуальных отношений с иерархической структурой общества, тот факт, работает ли жена или занимается домашним хозяйством, то, кто является лидером в семье, и культура, в которой складываются представления о гендерных супружеских ролях.

Тип брака

Исторически сложилось несколько форм брака. Первая классификация учитывает количество супругов определенного пола. Наиболее часто встречаются следующие типы брака:

1) одновременная полигиния — один муж имеет несколько жен (до сих пор сохраняется у некоторых африканских и азиатских народов — Бромлей, Подольный, 1984);

2) одновременная полиандрия — одна жена имеет несколько мужей (встречается и сейчас в Непале и у отдельных индийских племен — Бромлей, Подольный, 1984);

3) одновременная моногамия — один муж имеет одну жену.

Однако имеются и другие типы браков, которые не так распространены, как первые три. Назовем некоторые из них:

1) групповой брак — несколько жен и мужей заключают брак, юридически его оформляют и имеют общих детей;

2) пробный брак (житейское название — гражданский): партнеры вступают в брачные отношения, заводят домашнее хозяйство, живут в одной квартире, являются сексуальными партнерами, но юридически не оформляют свой брак (распространен как среди молодежи, так и среди разведенных людей среднего возраста);


310 Глава 9. Гендерные отношения

3) «гостевой» брак (другое название — «уик-эндовый» — от англ. week-end — конец недели, отдых): супруги живут на разных квартирах или даже в разных городах, не заводят совместного хозяйства с целью подольше сохранить «праздничные» отношения и влюбленность.

Существует также способ обмена брачными партнерами на выходные и праздничные дни и т. п.

Д. Хаджнал (1979) выделил другую классификацию: европейский (имеется в виду Западная Европа) и восточный браки (название условное и не географическое, так как в странах Африки, так же как и на других континентах, могут встречаться обе формы брака — все зависит от типа культуры).

Отличительные особенности европейского типа брачности следующие: во-первых, позднее вступление в брак (после 24 лет) и, во-вторых, значительная доля лиц, никогда не состоявших в браке (это часто женщины, отсутствие супруга у которых воспринимается как норма).

В азиатском браке наблюдается, напротив, раннее вступление в брак (особенно это касается женщин) и почти полное отсутствие лиц, не состоящих в браке.

Европейский и восточный браки различаются в основном по тому, какие возможности вступить в брак есть у женщины и как общество относится к тому, что она живет одна, — либо как к социальной норме, либо как к отклонению от нее.

По-видимому, в России наблюдается промежуточное положение: стремление следовать азиатским нормам и гендерная диспропорция населения (преобладание женского населения), которая сходна с ситуацией в Западной Европе. Сверхсмертность мужчин, которая наблюдается в современной России, делает ситуацию еще более-похожей на европейскую, когда большое число женщин остаются одинокими. Однако если в Западной Европе общество воспринимает таких женщин спокойно, то у нас, несмотря на статистику, одинокие женщины считаются заведомо несчастными и нетипичными.

Хаджнал выделяет также такие разновидности брака, как последовательная полигиния (когда мужчина один или несколько раз женится повторно) и последовательная полиандрия (когда женщина один или несколько раз повторно выходит замуж).

Как правило, в западных исследованиях изучаются взаимоотношения в моногамном браке, не учитываются европейская или азиатская модели брака, которые очень отличаются друг от друга.

При этом, повторяю, подразумевается, что это в основном гетеросексуальные браки. Хотя начинают рассматриваться и гомосексуальные пары, которые длительное время живут друг с другом, независимо от юридического оформления (в силу того, что в ряде стран законодательство не позволяет вступать в брак однополым партнерам).

Следующий фактор, который влияет на супружеские отношения, — сексуальность и статус супругов.

Связь сексуальных отношений с иерархической структурой общества

Во многих культурах существовало неравенство жены и мужа. Самая привлекательная женщина доставалась самому высокостатусному мужчине. Как правило,


Супружеские отношения 311

он выбирал ее в жены. В такой ситуации мужчина был в центре. Он мог позволить себе завести несколько жен. Поэтому такие отношения совершенно не учитывали желаний женщины, в том числе и сексуальных. Приведем несколько примеров.

В казахском родовом обществе супруг должен быть подходящим по статусу. У бедных и богатых казахов было разное число жен (Жарикбаев, 1997).

У аборигенов Австралии самые привлекательные женщины доставались в качестве вторых или третьих жен лучшим охотникам и воинам зрелого возраста. Женщины побежденных народов становились женами победителей.

В родовом обществе практически нет незамужних женщин — при достижении определенного возраста девушка должна вступить в брак, часто выбирая претендента по предложению родителей или старейшин. Меньшее количество мужчин, чем женщин, в племени приводит к такой форме брака, как полигиния (Бромлей, Подольный, 1984).

Аристократы феодальной Европы имели возможность жениться на самых красивых молодых женщинах (Гуревич, 1990).

Особая форма брака существует у вождя племени бразильских индейцев. Это моногамный брак с добавлением открытого института любовниц. Первая жена являет собой классический образец моногамной жены, она ведет себя в соответствии с половым разделением труда (занимается домашним хозяйством и воспитанием детей), у нее солидное положение в обществе и она может командовать другими — второстепенными женами. Для последних характерны следующие особенности: более молодой возраст, чем у первой жены, неподчинение половому разделению труда (они принимают участие как в нетяжелых женских, так и в мужских занятиях,'что проявляется в их мальчишеском поведении), их положение менее солидно, они — самые красивые и здоровые девушки группы — более часто и откровенно заняты сексуальными играми с вождем, наконец, они участвуют во всех делах вождя, оказывая ему физическую и моральную помощь. В целом такую форму отношений К. Леви-Стросс называет «наложением плюралистической формы влюбленного товарищества на моногамный брак» (Леви-Стросс, 1984, с. 173).