Смекни!
smekni.com

Организации: структуры, процессы и результаты (стр. 15 из 95)

Сторонники таксономического подхода (Warriner, 1979, 1980; McKelvey, 1978, 1982; Finder and Moore, 1979; Carper and Snizek, 1980; Warriner, Hall, and McKelvey, 1981) согласны, что правильная таксономия является всего лишь средством теоретического прогресса в организационном анализе. Аргументация такова, что пока не будет адекватной таксономии или системы классификации, у теоретиков и практиков мало ориентиров для действия. У практиков нет способа узнать, будет ли работать в другой организации то, что работает в одной, поскольку нет базы, чтобы определить, относятся ли организации к одному типу. Теоретики не могут теоретизировать в отсутствие адекватной системы.

Работа McKelvey (1982) является крупной ступенью в направлении таксономии. Базируя свой подход на систематике, или науке об изучении разнообразия, Мак-Келви разработал комплексную и всеобъемлющую схему, на основе которой возможна окончательная классификация организаций. Детали предложений Мак-Келви находятся за пределами данного анализа, но включают вопросы того же рода, что обсуждаются в этом разделе. Методика Мак-Келви исходит из эволюционной перспективы на базе популяции.Для нашей задачи здесь наиболее уместны два момента из работы Мак-Келви. Первый - это особое внимание к популяции организаций. Они приравниваются к биологическим видам. Проще говоря, популяции организаций являются организациями того же типа. Рестораны быстрого питания или производителей компьютерных чипов можно представить в виде популяций организаций. Разумеется, процесс идентификации отличающихся популяций-это и есть таксономическая работа. Второй важный момент - это замечание Мак-Келви о преобладающей компетенции. Это касается технических и управленческих знаний и мастерства, благодаря которым организация способна выжить. Мак-Келви полагает, что преобладающие компетенции как раз и будут ключевой базой, на которой удастся дифференцировать организации.

Можно привести здесь конкретный пример того, как дифференцировать маленькие либеральные колледжи искусств от крупных исследовательских университетов на базе компетенции, необходимой администрации в двух разных популяциях организаций высшего образования.

Что работает в одном окружении, не будет работать в другом. К сожалению, как бы ни был плодотворен этот подход, он так и не был развит далее.

Какие переменные нужны для классификации?

Существует ряд переменных, которые кажутся важными при любой попытке классификации или таксономии. На уровне здравого смысла - это переменная размера. Мы увидим, насколько это сложнее, чем кажется на первый взгляд. В то же время было бы глупо развивать любую типологию, не включая размер. Размерная переменная важна для всех других рассматриваемых факторов.

Более сложной переменной является публичность организации (Bozeman, 1987). Эта интересная переменная означает "степень, в которой организация подвержена влиянию политической власти" (с. xi). В своем анализе Боузман отмечает интересный момент, что "организация публична в той степени, которую ей предоставляет или ограничивает политическая власть... и является частной в той степени, которую ей предоставляет или ограничивает экономическая власть" (с. 84). Ключевой момент заключается в том, что публичность, также как и частность, является переменной. Общественные войны против наркотиков или СПИДа дифференциально ограничиваются экономической властью. Частные спекуляции в банковском деле или на авиалиниях дифференциально ограничиваются публичностью.

Переменная публичности вновь возвращает нас к вопросу коммерческой организации против некоммерческой. Существуют общественные и частные некоммерческие организации. Общественными организациями являются правительственные учреждения, тогда как частные некоммерческие представлены такими организациями, как Красный Крест или Музей искусств "Метрополитэн". В то же время существуют больницы и школы для прибыли и не для прибыли.

Экономисты полагают, что имеется отличие в поведении некоммерческих и коммерческих организаций в антисоциальных ситуациях и ситуациях, связанных с риском. (Weisbrod, 1989). Социологов больше интересует социальное и политическое происхождение некоммерческих организаций (DiMaggio and Anheiser, 1990).

Другая переменная, которая представляет интерес для типологии, это - насколько организация демократична. Rothschild and Whitt (1986) убеждены, что демократические организации, в которых "контроль окончательно и решительно остается за членами" (с. 2) можно обнаружить во всех секторах организованного мира. Таким образом, принадлежащие работникам коммерческие фирмы и кооперативные центры дневного ухода окажутся на демократическом конце множества.

И существует окончательный элемент, который обязательно надо включать в любую всеобъемлющую таксономию или классификацию. Это степень маркетинговой мощи или превосходства в окружающей среде, которой обладает организация (Baron and Bielby, 1984). Сторонники таксономического подхода редко рассматривают этот вопрос, но он очевидно имеет критическое значение для понимания организаций.

В результате этой дискуссии я не предлагаю типологии или таксономии, поскольку я считаю, что значащие усилия в этойобласти требуют эмпирической верификации. Я предложил ряд переменных, которые могут иметь решающее значение. Они представляют собой ряд частично совпадающих и переплетающихся размерностей, по которым можно будет классифицировать организации. Они к тому же и комплексные, как и весь предмет нашего изучения.

Добровольная организация

В центре нашего внимания до сих пор были организации с оплачиваемыми работниками или членами. Ряд других организаций - добровольных - вносит путаницу в типологические и общие теоретические рассуждения. В соответствии с Knoke and Prensky (1984):

Добровольные ассоциации формально организуются назначенной группой, большинство участников которой не получают от деятельности в организации средств к существованию, хотя люди, занимающие некоторые должности, могут получать плату как штатные сотрудники или руководители. Существенная часть ассоциаций состоит из организаций или лиц с экономическими интересами, как например, торговые ассоциации, профессиональные общества и профсоюзы, тогда как многие другие выдвигают неэкономические интересы своих членов. У ассоциаций часто неопределенные и проницаемые границы (Aldrich, 1971), поскольку в них входят много эпизодических приверженцев и пассивно заинтересованных элементов, которых можно мобилизовать при исключительных обстоятельствах для оказания финансовой и политической поддержки (с. 3-4).

Проблема сложнее, чем рисуют ее Ноук и Пренски. Римская Католическая церковь долгое время рассматривалась как одна из наиболее комплексных и обширных бюрократических организаций с тысячами оплачиваемых служащих. С другой стороны, местные церковные приходы являются в точности добровольными организациями, как их описывают Ноук и Пренски. Профессиональные ассоциации, как, например, Американская медицинская ассоциация и Американская ассоциация санитаров, имеют обширные профессиональные штаты. Конечно, существуют организации, добровольные в строгом смысле этогослова, такие как Greater Loudonville Association (Ассоциация Большого Лудонвилла) или Willard Mountain Ski Patrol (Горнолыжный патруль Вилларда) (я состою членом обеих). Ассоциация Большого Лудонвилла является ассоциацией домовладельцев, занятой главным образом благоустройством общины, в отличие от Ассоциации домовладельцев Love Canal, которая решала вопросы жизни и смерти (Levine, 1982).

Ноук и Пренски полагают, что традиционная теория организаций бесполезна для добровольных организаций. Этот вывод они сделали на основе анализа систем стимулирования и обязательства участника, формальных структур, руководства и власти, условий окружающей среды и проблем организационной эффективности.

С таксономической точки зрения добровольные организации, вероятно, образуют несколько отдельных классов организаций. В то же время вопрос еще больше усложняется тем, что существуют формы рабочих организаций, у которых есть черты, общие с добровольными организациями, которые описывают Ноук и Пренски. Многие новые небольшие коммерческие фирмы и некоторые фирмы, принадлежащие работающим, весьма коллективистские по ориентации членов, стилю руководства и т. п. (Rothschild-Whitt, 1979; Rothschild and Whitt, 1986). В процессе нашего анализа добровольные организации будут отнесены в отдельную категорию, при том, что главное внимание будет уделено организациям с работающими, с четкими границами и со всеми прочими характеристиками, приведенными в определении.

Выводы и заключение

В этой главе вопросов поставлено больше, чем решено. После того, как было дано инклюзивное определение, мы рассмотрели трудные и нерешенные проблемы реальности существования организаций и их классификации и определили позицию этой книги: организации реальны, и они действуют. Мы также решили, что эмпирическая таксономия будет наилучшей основой для классификации организаций, и предложили некоторые размерности, с которых могли бы начаться попытки таксономии.

Поднимая эти вопросы и разбирая их, я попытался помочь читателям в деле понимания организаций. Теперь можно вернуться к фактическому анализу организаций, начиная с организационной структуры.