Смекни!
smekni.com

Возражения касательно докт ринальных принципов православия (стр. 82 из 96)

Как видим, советское правительство долгое время держало православных иерархов под своим колпаком, не давая возможности созвать Поместный собор, позволивший бы избрать каноничного патриарха. Этим оно указывало Церкви на ее место, предоставляя возможность видимой деятельности ее лояльной части в ответ на такое рабское положение. Бог допустил советскую власть, которой нужно было по началу повиноваться, а с 1922 года воспротивиться. Однако произошло все до наоборот, так что в конце концов митрополит Сергий незаконным образом присвоил себе титул Патриаршего Местоблюстителя, а затем и узурпировал всю соборную власть Церкви. При этом, когда в 1945 году был избран хоть в жалкой мере «законный» патриарх Алексий I, модель сергиевского отношения к власти светской и власти духовной была воспринята всеми последующими патриархами.

Об этой модели красноречиво говорит следующее утверждение Глеба Якунина: «В 1947-48 годах сталинская православная церковь надеялась на проведение Всеправославного Собора, на котором с помощью незримо присутствующего МГБ Московский патриарх был бы продвинут с нынешнего пятого места в иерархии патриархов на первое, т.е. стал бы Вселенским. Тогда Москва вновь была бы провозглашена Третьим Римом, а Иосиф Сталин – новым Константином Великим. Однако Бог не допустил такого кощунства над христианством». Таким образом, Сталин вынашивал планы порабощения вселенского православия и влияния с его помощью на международную обстановку.

Антирелигиозная компания Никиты Хрущева побудила церковных подхалимов снова прогнуться перед кесарем путем изменения церковного курса на социальную проблематику и развитие экуменизма. Хрущевым была задействована полным ходом подготовленная еще в 1922 году в органах ЧК секретная инструкция о том, как при помощи кнута и пряника вербовать священников, чтобы они стали „вечными рабами ЧК”. «С 1958 по 1964 год количество приходов сократилось более, чем в два раза! Воспротивившийся этому архиепископ Калужский Гермоген (Голубев) был беззаконно лишен кафедры и заточен в монастырь на тюремных условиях. Слившаяся с КГБ сергианская иерархия была в принципе неспособна заботиться об интересах верующих. В 1961 году руками патриарха Алексия I и будущего патриарха Пимена все духовенство было полностью отстранено от влияния на хозяйственно-административную жизнь Церкви, так что приходские священники стали наемными работниками у сформированных советскими исполкомами „двадцаток” учредителей приходов, каковыми на самом деле являлись не верующие, а зачастую ветераны КПСС и КГБ».

О грехах православного духовенства в последующий период могут говорить не только многочисленные статьи, но и сама жизнь Глеба Якунина. После окончания Московской духовной семинарии в 1959 году, Глеб Якунин был рукоположен в сан священника и в 1963 году назначен священником в Казанский храм г. Дмитрова Московской области. В 1965 году совместно со священником Николаем Эшлиманом он обратился с открытым письмом к патриарху Алексию I об плачевном положении Православной Церкви в СССР и о предательстве интересов Церкви руководством Московской патриархии. В ответ на этот смелый шаг, по указанию КГБ в мае 1966 года он был лишен сана при активном содействии архиепископа Алексия (Ридигера), бывшего тогда управляющим делами Московской патриархии, а настоящего патриарха Алексия II.

О подлинных причинах продвижения настоящего патриарха по церковной служебной лестнице Яков Кротов пишет следующее: «Перелом происходит в 1961 году. Практически одновременно коммунисты меняют курс в отношении Церкви, заставляя ее лидеров войти в экуменическое движение (в марте) и ограничить права священников в управлении приходами (в июле), и одновременно Алексея Ридигера за полгода проводят в архиереи, в марте постригая в Сергиевой лавре, в сентябре в Таллине вручая архипастырский жезл, и одновременно назначая заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Ясно, что со вступлением во Всемирный совет Церквей отдел приобретает особое значение, которое он отчасти сохранил по сей день. Следуют три года своеобразного испытательного срока, и в 1964 году Ридигера назначают управляющим делами Патриархии, по его собственным словам, "ключевой в то время должности" . Она была тем более ключевой, что в 1960-х патриарх Алексий I был уже чрезвычайно преклонных лет, а в 1980-е "болезнь Брежнева" повторилась с патриархом Пименом» (Архипастырь архистада. Журнал «Итоги», 1999).

Этот период в жизни РПЦ характеризуется небывалым размахом церковного стукачества и подхалимства, о котором Кротов пишет еще там же: «КГБ хвасталось, что через епископов-иуд приручило Всемирный совет Церквей, и действительно, факт "большевизации" международной экуменической бюрократии налицо, но только, увы, влияние КГБ в этом деле — фактор скорее смягчающий вину, в основном же русское христианство предавали из-за внутренней сдачи позиций коммунистам». Как же оправдывали себя церковные иерархи, большей частью причастные к этому греху?

Приведем еще одну цитату из той же статьи Кротова: «"Советские" православные так или иначе оправдываются: кто говорит, что избегал сообщать компромат на ближних, ограничивался общими рассуждениями, кто говорит, что манипулировал гебистами на благо Церкви. Кто-то говорил, что каяться в стукачестве надо перед Богом, не перед людьми. Кто-то — что гебисты были просто начальниками от государства, каковым и следовало повиноваться не за страх, а за совесть. Кто-то напоминает, что чекисты расстреляли сотни епископов — как будто это облегчает, а не утяжеляет вину епископов-стукачей. Права рука Патриарха, митр. Кирилл, заявляет, что плохо вели себя те, кто сотрудничал с чекистами во зло Церкви, и хорошо поступали те, кто сотрудничал с чекистами во благо Церкви. Наиболее подозрительны, конечно, те, кто кричит, что розыском стукачей хотят дискредитировать всю Церковь или взывает к презумпции невиновности».

И здесь же Кротов повествует о том, как это делалось на примере самого патриарха. «Между тем, наиболее серьезно подкреплено обвинение именно в адрес Патриарха. В прошлом году в Эстонии было найдено упоминание о его вербовке в ежегодном отчете республиканского КГБ: "Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства... При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского. За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов"; зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный. К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви"».

Так отец Глеб Якунин стал деятельным участником правозащитного движения 60-70-х годов. В это время он опубликовал сотни материалов, свидетельствующих о массовом подавлении религиозной свободы в СССР, за что и был осужден в 1980 году, отсидев в тюрьмах пять лет и два с половиной года в ссылке. После амнистии 1987 года, Якунин был восстановлен Московской патриархией в священническом служении, которое проходил по 1992 год, когда начал работу в составе Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП. Эта Комиссия опубликовала архивные материалы КГБ о сотрудничестве номенклатуры Московской патриархии с органами госбезопасности. По формальному основанию, а фактически за раскрытие этих архивов Глеб Якунин был снова незаконно лишен священнического сана в 1993 году.

С деятельностью Глеба Якунина связано оглашение архивов КГБ по сотрудничеству с православными иерархами. Нам трудно судить сколько церковных шпионов работало на безбожное государство, однако их было немало. Так согласно данным Центрального архива КГБ СССР, из 120 представителей религиозной делегации, отправленной в июле 1983 года в Ванкувер (Канада) на VI Генеральную ассамблею, 47 являлись агентами органов КГБ, завербованными «из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала”. О государственной службе некоторых православных лидеров в следующем году говорит еще один документ: «В Швейцарию в составе делегации Русской Православной Церкви на ЦК Всемирного Совета Церквей выезжали агенты, имевшие задание на продвижение на пост Генерального секретаря ВСЦ приемлемого для нас кандидата. На эту должность избран Эмилио Кастро, избрание которого, помимо РПЦ, поддержали церкви соцстран”.

Совет по делам религий был фактически филиалом КГБ, о чем может свидетельствовать, например, следующий его отчет перед ЦК КПСС в 1978 году о полезной деятельности архиереев, «которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особой активности в расширении влияния православия среди населения. К ним можно отнести: патриарха Пимена, митрополита Таллинского Алексия (нынешнего патриарха „всея Руси”), митрополита Тульского Ювеналия (ныне митрополита Крутицкого и Коломенского), архиепископа Харьковского Никодима...” Понятно, что эти лица, и вступив в демократическое государство, будут служить ему верно, лишь бы оно не разглошало их порочное прошлое.