Смекни!
smekni.com

Возражения касательно докт ринальных принципов православия (стр. 96 из 96)

Важно подчеркнуть и недопонимание православными христианами символической сущности церковных таинств, препятствующее им признать сознательное (во взрослом состоянии) участие верующего в таинствах крещения и Вечери Господней, отвергнув все остальные в качестве авторитетных. Без личной веры крещение не дарует грешнику никакого прощения грехов. Первородная испорченность или «первородный грех» подлежит не очищению в этом таинстве, а преодолению средствами возрожденной природы, даруемой грешнику в момент его сознательного посвящения Богу. Дети, умершие в детстве без крещения (над новорожденными детьми по евангельскому обычаю должна совершаться особая молитва), наследуют первородную испорченность, но не вину. По этой причине о посмертной судьбе таковых нет причин для беспокойства.

Протестантское требование посвятить всю свою жизнь Богу выгодно отличается от православного многократного покаяния без необходимости признания такого посвящения. Грешить и каяться, чтобы снова грешить – позорное для христианина богословие, как, впрочем, и голословный (бесплодный) характер веры современных кальвинистских протестантов (диспенсационалистов). Наконец, евангельские христиане призывают своих православных братьев возвысить индивидуальное начало в Церкви над корпоративным. Соборность Церкви подразумевает индивидуальную свободу как самих верующих в рамках поместных общин, так и этих общин в вероисповедном и Вселенском Теле Христа. Централизация и иерархическое организационное устройство Православной церкви противоречит духу соборности первых христианских общин. С этим пережитком католицизма в своей среде православным христианам мириться нельзя. Как-то странно видеть в православии, вполне по-евангельски отрицающем вселенскую власть папы, тенденцию устанавливать подобие папства в своих регионах. Индивидуальная или личная вера, запечатленная в Писании, была и есть краеугольным условием спасения в умах и сердцах лучших сынов православия.

Противопоставив индивидуальную веру искусственно попавшим в Западную Церковь примесям Мартин Лютер не сделал ничего, что бы противоречило духовному опыту всех предыдущих поколений христиан. Пусть во всем остальном Лютер ошибался, но в главном он оказался прав, и сегодня это главное предлагается Восточной церкви. Причем это делается более честно – без опоры на плотскую силу русских или американских князей, а исключительно на авторитет Слова Божьего, способного «проникнуть до разделения души и духа», т.е. в саму сущность нашего естества, в глубину наших сердец. Это самое страшное оружие, противостать которому не может никакая сила на земле. По этой причине ничто не остановит его победного шествия в сердцах, умах и жизни тех, кто ищет правду честно и не отказывается признать ее такой, какая она есть. Такие люди есть везде: в католицизме, православии и протестантизме. Такие люди есть в исламе, буддизме, индуизме и даже атеизме. И наша задача состоит в том, чтобы помочь им познакомиться с этой истиной, представить ее им, а самим тихонько и молитвенно отойти в сторону, чтобы не мешать принять ее добровольно.

Дональд Ферберн заканчивает свою книгу призывом: «Восток и Запад должны учитывать «очки» противоположной стороны с тем, чтобы продвигаться от обусловленного культурой понимания Священного Писания к более полному выражению христианской истины» (с. 242). Иными словами, он предлагает христианам Запада и Востока лучше узнать друг друга, чтобы суметь перенять от другого все его достоинства и избавиться от собственных недостатков. И это его заключение совершенно верно, но автор так и не смог составить хотя бы общими штрихами цельную картину, составленную из набора выделенных им «достоинств» западных (протестантских) и восточных (православных) церквей христианства. Вывода о том, в чем же конкретно должен быть выражен синтез или результат их полезного сотрудничества, на жаль, в работе Дональда Ферберна не прозвучало. Может быть стоит предложить в качестве кандидатуры на очищенную как от западных, так и от восточных недостатков модель христианства именно феномен восточного протестантизма? Конечно, это сказано слишком самоуверенно, но рано или поздно кто-то должен предоставить миру цельную концепцию такого рафинированного христианства. Докажет же ее дееспособность и авторитетность сама жизнь.

Конечно, наивно ожидать полного перехода православия в восточный протестантизм, однако цели данной публикации будут достигнуты в случае извлечения православными христианами из нашей дружественной критики даже небольшой пользы. Это всего лишь возражения, вопросы и предложения к нашим православным братьям, реагировать же на них предстоит им самим, как и критиковать наши собственные ошибки. Благослови их Бог при чтении этого материала!

Библиография:

1. Горохов М.Г. Книга насущных вопросов о православной вере. — М., 1998.

2. Уайтфорд Дж. Только одно Писание. – Нижний Новгород. 2000.

3. Ферберн Д. Иными глазами. Корнын, 2003.

4. Зноско-Боровский М. Православие. Римо-Католичество. Протестантизм. И сектантство. Сравнительное богословие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.

5. Кобзарь С. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. Славянск. 2002.

6. Соусси М. Евангельская протестантская традиция и учение Православной церкви // Богословие и богословское образование в современном обществе. Материалы конференций Богословского общества Евразии. Одесса. 2002. – с. 110-118.

7. Рогозин П. Откуда все это появилось? М. Титул. 2002.

8. Архимандрит Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. М. 1992.

9. Санников В.С. О православии и его учении // Готовимся к крещению. Катехизатороские беседы. Одесса. 2004. – с. 393-439.

10. Пушков Е.Н. Не смущайся. http://rusbaptist.stunda.org/dop/smu.htm

11. Рубский В. Православие-протестантизм. Штрихи полемики. http://www.apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski

12. Акентьев В. Операция на сердце. Кемерово. 2004.

13. Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М., 2003.

14. Ефимов И. В вере ли вы? Современное харизматическое движение сектантства. М. 1995.

15. Петренко В.И. Богословие икон. Протестантская точка зрения. СПб. 2000.

16. Марцинковский В.Ф. Крещение взрослых и Православие. Мукачево. 1993.

17. Подберезский И.В. Протестанты и другие. СПб. 2000.

18. Кураев А. Протестантам о православии. М. 1997.

19. Плешко П.Т. Об иконах // Духовное руководство для христиан евангельского исповедания», т. 1. СПб. – 1994.