Смекни!
smekni.com

Возражения касательно докт ринальных принципов православия (стр. 92 из 96)

Мы не настолько наивны, чтобы считать, что путь к истине не проходит через расколы. Мы согласны на любую степень реформирования Православной церкви, лишь бы она не оставалась в столь плачевном состоянии, которое унаследовало от своих «духовных» отцов. И здесь усилия всех православных реформаторов, как уже вышедших из официальной церкви или еще нет, направлены на достижение единой цели – очистить доброе имя православия от нагроможденных веками ошибок и злоупотреблений. Для достижения этой цели важны попытки реформации как изнутри, так и извне Православной церкви. Приоритет, конечно, должен быть отдан именно самим православным. Им, а не нам, евангельским христианам, жить в той Церкви, которую они имеют. По этой причине слово за ними.

Не всякое недовольство порядками в рамках официальной церковной структуры способно дать начало широкому движению, избегая участи очередной духовной «изоляции». Нужна широкая дискуссия по затронутым в данной статье темам. И это дискуссия уже началась. Да, ее сторонники находятся сейчас в опале, однако они убеждены, что составляют лучшую часть православных верующих. И это главное. Конечно, не всякую оппозицию современному, в частности, русскому православию нам можно считать союзниками. Тем не менее, нужно констатировать тот факт, что православие не приходится отождествлять исключительно с Русской Православной церковью.

Сергий Желудков (1909-1984) после окончания средней школы был вольнослушателем «обновленческой» Московской Духовной Академии, но принял сан с обетом безбрачия лишь после войны. С 1948 года он – настоятель Знаменского храма в Верхнем Тагиле. В 1954 году окончил Ленинградскую академию и назначен настоятелем одного из храмов Псковской епархии. В 1959 году о. Сергий вступил в защиту своей прихожанки, в результате чего возник его конфликт с органами КГБ и, как следствие, запрет в священнослужении. С этого времени Сергий Желудков становится борцом за права верующих, активно участвуя в диссидентском движении.

Еще в свой додиссидентский период Желудков предлагал реформы православия. В книге «Литургические заметки» (1956) о. Сергий выступил с предложением внести изменения в православное богослужение, предлагая вернуться к евангельской ясности и простоте богослужения путем отказа от многих элементов, введенных в него в византийский период. В предисловии к новому изданию «Литургических заметок» о. Сергий Желудков имел честность признать: «Обычно принято восхвалять наше русское церковное богослужение как верх всякого совершенства. Это действительно верно по отношению к подлинным драгоценностям, которые мы и должны бережно сохранять, проявляя добрую, интеллигентную консервативность. Но вместе с ними в нашем литургическом наследии присутствуют и такие исторические наслоения... от которых нам должно по мере возможности освобождаться... Наше церковное Богослужение... не соответствует величию нашей веры, представляется не славой, а унижением Церкви. Сегодня у нас, как и на Западе, можно говорить о литургическом кризисе Христианства".

Предложения о. Сергия были расценены его критиками как «обновленческие» и противоречащие церковной традиции. В защиту его выступил лишь председатель Календарно-богословской комиссии при Священном Синоде епископ Афанасий (Сахаров), ныне причисленный к лику святых. Можно привести его слова, свидетельствующие о положительном отношении к деятельности священника Сергия Желудкова:

«О. Желудков представляется мне как человек искренне и горячо любящий наше православное богослужение и ревнующий об очищении нашей современной богослужебной практики, которая, к сожалению, во многих случаях совсем не хочет считаться с Церковным Уставом и вместо того, что положено по Уставу, заполняет богослужение всякого рода отсебятиной. О. Желудков, как мне представляется, критически относится к современным искажениям и нарушениям обрядов и священнодействий. Его суждения и его деятельность, направленные к восстановлению уставных порядков, непонятны и неприятны для тех, у кого установившиеся порочные антиуставные традиции стали «уставом» и для которых напоминание об этом и попытки вернуть наше богослужение в законное церковно-уставное русло кажутся ересью и протестантским уклоном».

В марте 1958 года Сергий Желудков написал открытое письмо бывшему священнику Павлу Дарманскому «Почему Вы порвали с религией?», в котором говорилось: «Можно потерять веру, иногда это бывает нужно по ходу нашего духовного развития, но никогда, никогда не станет человек оплевывать и публично поносить то, что действительно было его святыней. А Вы это сделали, черта заведомой безнаказанности в Вашей ругани против безмолвствующей Церкви была особенно отвратительна. Конечно, неверующие осудят эту, извините, пропаганду подлости, с которой Вы выступили от имени атеизма: как же мы будем строить лучшее общество, если каждый из нас будет так низок...» Его примеру последовали и некоторые студенты Ленинградской академии и семинарии, написавшие, между прочим, стихотворение «Новый Иуда», направленное против другого вероотступника – бывшего преподавателя Саратовской Духовной семинарии Е. Дулумана, также выступавшего в печати с резкими антицерковными заявлениями.

Протоиерей Александр Мень говорил о нем, что «он всегда оставался христианином, честно и смело пытавшимся осмыслить свою веру». Чего стоит только общехристианский апологетический труд о. Сергия Желудкова «Почему и я – христианин» (1970), распространявшийся в самиздате и изданный в 1975 году в ФРГ. Заметим, что это название было парафраз названия книги философа-агностика Б. Рассела "Почему я не христианин". В предисловии к зарубежному изданию этой книги (1973) известный православный богослов, декан Свято-Владимирской духовной семинарии под Нью-Йорком о. Александр Шмеман пишет: "С формальной точки зрения... книга отца Сергия Желудкова полна "ересей"... Но мне кажется, что... подходить к ней с мерками отвлеченной "православности" значило бы проглядеть ее подлинное значение. Значение это прежде всего в том, что о. Сергий Желудков ставит перед православным сознанием вопросы, ответить на которые рано или поздно необходимо. Наше школьное, отвлеченное, самодовольное богословие вопросов не ставило и на них не отвечало - и оно больше всего виновато в том ужасающем омертвении богословских интересов в Церкви и в церковном обществе, которое так часто делает Церковь бессильной в современном мире. Приемлемы или неприемлемы ответы самого отца Сергия, они укоренены в живом и глубоко личном понимании вопросов, а также в страстном желании, чтобы вера Христова снова засияла победной силой в ушедшем от нее мире".

В 1974-1975 годах о. Сергием велась переписка с атеистом К.А. Любарским, опубликованная в журнале "Октябрь" за 1991 год (№№ 10,11) и известная ранее лишь на Западе. Публикация в «Октябре» включает и статью Сергия "Церковь доброй воли, или Христианство для всех", которая в определенной мере дает представление о специфике христианских убеждений ее автора. В 1976 году Желудков направляет Открытое письмо Генеральному Секретарю ВСЦ, д-ру Ф. Поттеру, информируя его о неполноправности верующих в СССР. Так христианский апологет становится правозащитником.

О значении творчества Желудкова Сергей Лёзов отмечает в своей интернет-публикации под названием «Есть ли у русского православия будущее: «С.А. Желудков пришел к глубокому пониманию того, что выше было названо "внутренней несостоятельностью РПЦ". Сам он называл это "современным учительным кризисом" Церкви. И от церковно-политических проблем, волновавших православных диссидентов 60-х - 70-х гг. (например, от проблемы каноничности, то есть легитимности епископата сталинских и послесталинских времен), он перешел к попыткам самостоятельно продумать сам смысловой центр христианства». Лёзов цитирует высказывание о. Сергия о «личной святости» академика Андрея Сахарова: «Андрей Дмитриевич не принадлежит ни к какой из христианских церквей. Но он – величайший представитель единой всечеловеческой Церкви людей доброй совести и воли. Христианство... обнимает и жизненный подвиг академика Сахарова: его личное милосердие... его бесстрашное мужество в борьбе... за права человека - за достоинство человека, которое освятил пришествием Своим Иисус Христос". Как это похоже на эразмовское «Святой Сократ, моли Бога о нас». На критику своей позиции «аноминого христианства» о. Сергий отвечает следующее: "В моем недостойном лице Вы имеете, если можно так выразиться, христианского агностика, который смиренно исповедует, что и Промысел, и Священное Писание, и догматы, и Церковь - все, все это бесконечно таинственно». Фактически, своим отрицанием возможности познания воли Бога в всей ее полноте Желудков призывал христиан удовлетвориться согласием лишь по самым очевидным истинам Писания.

Подобно Сергию Желудкову реформатором можно считать и Александра Меня – этого православного еврея. А.В. Мень часто говорил о том, что православную веру он воспринял от своей матери Елены Семеновны, крестившей его в семимесячном возрасте в Катакомбной Церкви. Связь с катакомбниками позволяло Меню положительно отзываться о баптистах-инициативниках, в общины которых направлял ищущие истину души. Этот священник погиб ранее, чем мог оказаться отлученным за свои свободные взгляды. Незадолго до кончины Александр Мень был удостоен митры и настоятельства, что свидетельствует о признании каноничности его действий как священника. И лишь после мученической смерти Александра Меня 9 сентября 1990 года на него посыпались обвинения в дружбе с эволюционизмом и экуменизмом. К 1995 году полемика вокруг богословских предпочтений Александра Меня оказалась исчерпанной, а обвинения в его адрес были опровергнуты и отвергнуты высшим православным духовенством. Тем не менее его дело продолжили многие почитатели его богословия, хотя это и привело к натянутым отношениям с официальной Православной церковью.