Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 10 из 47)

Франция в 1970—19809е гг. Для новых слоев населения были характерны и новые интересы: получить образование, повысить свою квалификацию, участвовать в управлении на всех уровнях. Эта часть населения не могла принять авторитарный стиль руководства, ха- рактерный для Ш. де Голля.

В мае 1968 г. студенты Сорбоннско- го университета в Париже — одного из старейших в Европе — выступили с тре- бованиями демократизации системы об- разования. Их поддержали рабочие, на- чавшие всеобщую забастовку. В ней участвовало около 10 млн человек. Но возглавляли майские выступления «но- вые левые» — леворадикальные экстре- мистские группы анархистского толка, практиковавшие политический террор против властей (--2). Выступления студентов и забастовки сопровождались беспорядками и столкновениями с поли-

На улицах Парижа. Май цией. Страну охватил глубокий обще-

1968 г. ственно-политический кризис. В 1969 г. по инициативе Ш. де Голля был проведен референдум, на который выносился вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Более половины участников референдума не поддержали президента, и он сразу же ушел в отставку.

С середины 1970-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, во многом обусловленных мировым эконо- мическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для раз- работки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энерге- тики. Но политика «жесткой экономии» встретила сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет довольно большую часть социальных расходов. В таких условиях ле- вые партии — социалисты и коммунисты, всегда выступавшие за повышение роли государства в распределении доходов, смогли победить на президентских и парламентских выборах 1981 г.

Президентом страны стал лидер Социалисти- ческой партии Ф. Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в кото- рое впервые с 1947 г. вошли коммунисты. Однако

Ф. Миттеран оно не смогло справиться с экономическими труд- ностями. На парламентских выборах 1986 г. левые силы потерпели поражение. В то же время Ф. Миттерану как авторитетному политику вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г.

Франция на рубеже веков. Политическая ситуация во Фран- ции в конце 1980-х — начале 1990-х гг. характеризовалась постепен- ным ростом влияния правых партий, включая партию последователей Ш. де Голля. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, ослабевало.

В 1993 г. правые партии, объединившись в избирательный блок, победили на парламентских выборах и сформировали свое прави- тельство. В 1995 г. президентом страны стал последователь Ш. де Голля — Ж. Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от чрезмерного контроля государства, проводит политику, подобную курсу М. Тэтчер в Англии.

На президентских выборах 2002 г. большинство избирателей вновь поддержало Ж. Ширака. Он одержал победу над лидером край- не правого Национального фронта Ле Пеном. Национальный фронт выступает за установление «сильной власти» в стране против глоба- лизации, нелегальной иммиграции, за выдворение из Франции мно- гих иммигрантов. Массовые беспорядки, охватившие пригороды Па- рижа, других городов осенью 2005 г., обострили проблему эмигрантов из бывших колоний. Гораздо меньше разногласий вызывает внешняя политика государства, хотя Франция в 1996 г. вернулась в военную организацию НАТО.

Культура. Период подъема демократического движения после 1945 г. оказал огромное влияние на развитие культуры. Коммуниста- ми стали художник П. Пикассо, поэт П. Элюар и др. Социалистиче- ский реализм ярко проявлялся в произведениях Л. Арагона (роман «Коммунисты»). Критический реализм также являлся влиятельным художественным течением. Известным его представителем был автор многочисленных романов, в том числе и исторических, М. Дрюон.

Реалистические мотивы присущи также творчеству Ж. Сименона, ав- тора серии детективно-психологических романов о полицейском ко- миссаре Мегрэ.

Французская литература испытывала заметное влияние различ- ных философских течений, в том числе экзистенциализма и марк- сизма. Это в значительной мере определяло тематику и идейную направленность творчества многих писателей. Философ и писатель

Ж. П. Сартр в своих ранних работах источником зла в обществе назы- вал индивидуальную природу человека. Потом он обратился к про- блеме классового неравенства. Писательница С. де Бовуар в своем творчестве выступала против фактического неравноправия женщин. Этой теме посвящены также романы Ф. Саган. Лауреата Нобелев- ской премии А. Камю волновала проблема свободы нравственного выбора человека, поиски смысла жизни.

В 1950—1970-е гг. во французской литературе возник жанр «но- вого романа», или «антиромана», в котором не было сюжета, а описы- вались только определенные явления и предметы (например, романы

Н. Саррот). В западноевропейской драматургии и театре в 1950— 1960-е гг. появилось новое течение — драма абсурда. Его зачинате- лями стали Э. Ионеско (Франция) и С. Беккет (Ирландия). Их произ- ведения наполнены ощущением кошмара, бессмысленности и хаоса современной жизни. В них отсутствует сюжет и какая-либо логика.

Французское кино после 1945 г. успешно соперничало с амери- канским. Мировое признание получили такие французские актеры, как И. Монтан, А. Делон, Л. де Фюнес, Ж. П. Бельмондо, К. Денёв,

Ж. Депардье. Одной из самых известных актрис страны, которую считали вторым по популярности человеком после Ш. де Голля, стала кинозвезда 1950—1960-х гг. Б. Бардо.

Музыкальная культура Франции представлена творчеством изве- стных шансонье (эстрадных певцов) Э. Пиаф, М. Шевалье, С. Адамо,

Ш. Азнавура, С. Генсбура, М. Матьё, Дж. Дассена, П. Каас и др. Яркий след в эстрадном искусстве оставило творчество П. Мориа и его орке- стра (альбомы «Цветущие хиты», «Воспоминания о России» и др.).

Наиболее яркими представителями массовой культуры стали французские модельеры, которые по праву считаются законодателя- ми современной моды. Модельеры Г. Шанель, К. Диор, П. Карден и другие известны всему миру. Изготовление одежды и ее реклама приносят им или их домам моды огромные прибыли. Коллекции одеж- ды П. Кардена представлялись и в Беларуси, а сам кутюрье награж- ден орденом Франциска Скорины.

Французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье разработал конст- руктивные приемы строительства «жилых блоков», предусматрива- ющие каркасную конструкцию зданий, их свободную, не связанную со внешними стенами планировку, расположение сплошных окон по фасаду, плоскую крышу. Здание Национального центра искусства

Здание Национального центра искусства и культуры имени

Ж. Помпиду в Париже

и культуры имени Ж. Помпиду, построенное в Париже в 1977 г., стало примером стиля хай-тек (сокращенное английское словосочетание

«высокая технология»), который объединяет передовые строитель- ные технологии с достижениями искусства.

Дополнительный материал

--1. Ш. де Голль о политическом режиме Четвертой респуб9 лики. 1947 г.

«Нынешняя конституция не обеспечивает величия Франции, единствен ной моей заботы и высшей цели моей жизни. Режим партий вреден. Он мешает проведению великой внешней политики и нарушает стабиль ность и внутреннее спокойствие… Вы упрекаете меня в том, что я стал полити ческим поводырем. Да, я политический поводырь… Я остаюсь политическим поводырем нации. Не удивляйтесь, когда я выскажу иные предложения и выступлю по проблемам будущего Родины, не ждите от меня отречения… Я служу только Франции и всегда буду служить только Франции».

--2. Интервью одного из лидеров молодежного движения во Франции в мае 1968 г. (дано в начале 19909х гг.)

«Самое точное определение — бунт поколения… Марксизм, ленинизм, анархизм — все эти слова входили… в наш политический инструментарий, с помощью которого мы пытались истолковать суть происходящего… Наше поколение просто хотело сказать обществу, в котором мы жили, — во

Франции ли, в Германии ли, в Англии или Америке: мы не хотим, чтобы нас учили жить. Мы стремились выработать свои формы жизни…»

Вопросы и задания

1. Приведите факты, свидетельствующие о распаде французской колониаль ной империи.

2. Охарактеризуйте политику президента Франции Ш. де Голля.

3. Можно ли согласиться со мнением Ш. де Голля о том, что он является

«политическим поводырем нации»? Почему французы считают генерала

Ш. де Голля своим национальным героем? При ответе используйте допол нительный материал к параграфу.

4. Определите причины майских событий 1968 г. во Франции.

5. Подготовьте сообщения о наиболее известных представителях француз ской культуры и их творчестве.

§ 6—7. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ