Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 33 из 47)

Китай в конце 1970-х гг. восстановил дипломатические отноше- ния с США, подписал договор о мире и дружбе с Японией. В свою очередь Япония и США признали Тайвань частью КНР. На Тайване после смерти Чан Кайши в 1975 г. усилилось движение за воссоеди- нение с КНР по принципу «одна страна — две системы». Тайвань к этому времени превратился в процветающее государство. Так, на- пример, национальный доход, приходящийся на душу населения в Тай- ване в середине 1980-х гг., составлял 3600 долларов, в КНР — 500. Китай добился возврата английской колонии — Гонконга (Сянган,

1997) и португальского владения Макао (Аомынь, 1999). Если про- изойдет еще и воссоединение Тайваня с КНР, то экономический потен- циал страны значительно возрастет.

Отношения КНР и СССР до 1985 г. были напряженными. В 1979 г. во время китайско-вьетнамского вооруженного конфликта возникла угроза войны между СССР и КНР. Китай требовал от Москвы вывести советские войска из Афганистана, Монголии и способствовать выводу войск вьетнамской армии из Кампучии.

После ухода войск из этих государств в 1989—1991 гг. отноше- ния КНР и СССР улучшились и стали динамично развиваться. В по- следние годы руководство России заявляет о необходимости «страте- гического партнерства» двух стран. КНР и Россия успешно сотрудничают на международной арене.

Культура в КНР. В 1950-х гг. маоисты провели ряд идеологиче- ских кампаний, направленных на подавление в Китае либеральных и демократических идей. Но главное внимание КПК уделяла развен- чанию идеалов и ценностей конфуцианства, которое продолжало быть духовной основой китайской цивилизации. Многие ученые, идеологи, писатели выступили в защиту конфуцианства или же за соединение его с марксизмом.

В годы «культурной революции» маоисты не только критиковали конфуцианство, которое считали идеологией рабовладельцев, но и уничтожали памятники Конфуцию, закрывали храмы. В 1973— 1974 гг. в КНР прошла идеологическая кампания, направленная про- тив министра обороны Линь Бяо. Чан Кайши, Лю Шаоци, Линь Бяо были объявлены последователями Конфуция и реакционерами.

После окончания «культурной революции» в Китае начался про- цесс восстановления конфуцианских ценностей. Стали открываться храмы Конфуция, проводиться конференции и дискуссии по изуче- нию его наследия. Постмаоисты были вынуждены принять такие кон- фуцианские ценности, как соблюдение дисциплины, строгая иерар- хия и подчинение, трудолюбие и усердие в учебе, гармония человека и природы, дух корпоративности, клана, семьи. После «культурной революции» в Китае стали возрождаться даосизм, буддизм и христи- анство. Были открыты сотни буддийских и даосских монастырей, око- ло 2 тыс. христианских церквей.

В КНР значительно увеличилось количество научно-исследова- тельских учреждений. Ведущие среди них — Академия наук Китая, Академия общественных наук и университеты крупнейших городов. Китайская наука добилась значительных успехов. Об этом свиде- тельствуют испытания атомной бомбы в 1964 г. и водородной бомбы в 1967 г., запуск искусственного спутника Земли в 1970 г. и баллисти- ческих ракет в 1980 г. Был спроектирован суперкомпьютер, способ- ный выполнять 100 млн операций в секунду, создана мощная ракета «Чанчжэн-3». В октябре 2003 г. КНР стала космической державой. Космонавт Ян Ливэй вывел корабль на околоземную орбиту. В 2005 г. состоялся второй космический полет китайских космонавтов. В по- следние годы образование и наука в КНР развиваются быстрыми тем- пами. Китай выходит на передовые рубежи научно-технического про- гресса.

В 1958 г. в области художественной культуры маоисты навязали писателям и художникам единственный метод творчества — сочета- ние революционного реализма с революционным романтизмом. Офи- циальная литература отображала в основном только маоистскую ин- терпретацию истории и жизни людей.

Оппозиционные литераторы преследовались. В 1954—1955 гг. в ходе критики философа Ху Ши осуждались либеральные идеи в ис- кусстве. В 1957 г. после завершения кампании под лозунгом «Пусть расцветают 100 цветов, пусть спорят 100 ученых!» были репрессиро- ваны многие писатели и поэты, в том числе лауреат Сталинской пре- мии Дин Лин, написавшая известный роман «Солнце над рекой Сан- гань», и поэт Ай Цин — автор стихотворений «Север», «Падает снег на китайскую землю» и др. Их обвинили в надклассовой позиции и поклонении иностранному искусству.

«Культурная революция» имела катастрофические последствия для китайской литературы. Вся литература до 1966 г., за исключени- ем книг Лу Синя, была объявлена недостойной новой пролетарской культуры. Лучшие писатели Китая были репрессированы. Трагичной была судьба народного писателя КНР Лао Шэ. Не выдержав издева- тельств хунвэйбинов, требовавших от писателя сжечь свои собствен- ные книги как «феодальный мусор», Лао Шэ в 1966 г. покончил жизнь самоубийством.

В 1978—1980 гг. уцелевшие писатели были реабилитированы. В 1980-х гг. появился новый жанр — «литература шрамов», посвя- щенная жертвам «культурной революции». Ай Цин в поэме «На греб- не волны» показывал, как маоисты эксплуатировали народ, и призывал освободить китайцев из «духовной тюрьмы». Ван Мэн в повести «С большевистским приветом» описал систему клеветы и доносов, существовавшую в Китае, жестокие действия хунвэйбинов и властей, направленные против оппозиции и простых китайцев.

Однако КПК, допустив «раскрепощение сознания» после 1978 г., продолжает контролировать литературную жизнь. Демократическая литература часто подвергается критике.

В области изобразительного искусства наибольшее развитие в КНР получило «новое гохуа» (современная китайская живопись, выполненная в традиционной технике — водяными красками на шел- ковых и бумажных свитках). Его основоположниками считаются Сюй Бэйхун, написавший в 1949 г. картину «Конгресс сторонников мира в Праге», Ци Байши, создавший полотна «Черный пион», «Креветки» и др., и Пань Тяньшоу (картина «Лотос»). В юхуа (масляная живо- пись) официальное признание получили картины «Провозглашение КНР» Дун Сивэня, «Встреча отрядов Мао Цзэдуна и Чжу Дэ в Цзин- ганшань» Ван Шиго и др.

Центральное место в живописи занял агитационный плакат. Цзаофани создали, например, знаменитый плакат «Тем, кто против председателя Мао, разобьем собачьи головы». На нем Мао изобра-


жен в виде мощного хунвэйбина, который разбивает собачьи головы, символизиру- ющие империализм. В годы «культурной революции» художники также подверг- лись репрессиям. Многие из них были вы- сланы в так называемые трудовые лагеря. В 1980—1990-х гг. Ли Кэжань, Сунь Цинбо продолжили традиции гохуа. В кар- тинах Фэн Годуна прослеживалось влия- ние абстракционизма и других течений за- падного искусства.

В архитектуре КНР сочетаются нацио- нальные традиции и элементы западного градостроительства, например, в проекте здания Государственной библиотеки в Пе- кине. В последние годы в городах были по- строены ультрасовременные отели и зда-

ния. В основу многих произведений

Мао Цзэдун, лидер Ком партии Китая, провозгла шает 1 октября 1949 г. Ки тайскую Народную Респуб лику. Пропагандистский плакат


монументального искусства положены изображения дракона, феник- са, черепахи и других почитаемых китайцами существ. Известней- шим мемориальным скульптурным произведением стал монумент на- родным героям на площади Тяньаньмэнь. В период «большого скачка» была создана величественная скульптура «Раздвигаем горы и созда- ем моря», в которой мускулистый китаец символизировал 600-мил- лионный китайский народ, идущий под руководством КПК к комму- низму.

Во времена «культурной революции» хунвэйбины и маоисты ставили только «пролетарские пьесы». Жена Мао Цзян Цин стала руководить балетом и пекинской музыкальной драмой. Она создала ряд образцовых революционных пьес и два балета. Маоисты осуди- ли и изъяли из репертуара театров произведения, в которых содер- жалась косвенная критика политики КПК.

В годы «культурной революции» официальная критика под- держивала шаблонные маоистские фильмы, такие, как «Подзем- ная война» и «Минная война», в которых восхвалялась роль КПК и Мао. В 1966 г. хунвэйбины составили «Список 400 фильмов — ядовитых трав». Кинематограф был разгромлен. Примером маоист- ского кино стал фильм «Быть никогда не ржавеющим винтиком»,

в котором рассказывается о жизни солдата Лэй Фэна, преданного Мао и КПК.

В 1980—1990-х гг. в Китае стали снимать фильмы, посвящен- ные самым разнообразным темам. Премий Союза кинематогра- фистов КНР «Золотой петух» и «Сто цветов» удостоены картины «Дикие горы», «Голос деревни», «Доктор Сунь Ятсен». Междуна- родную известность приобрели актрисы Гун Ли и Сун Сяоин.

Новые явления в образе жизни китайцев. Социалистиче- ская революция маоистского образца в Китае, начавшаяся в 1949 г., коренным образом изменила жизнь китайцев. Коммунисты провели экспроприацию собственности и стали насаждать идеалы и ценно- сти «казарменного» социализма и коммунизма. До начала 1980-х гг. китайский народ жил бедно. В годы «большого скачка» и «культур- ной революции» он перенес всеобщую уравниловку, подавление личности и свободы человека, милитаризацию всех сфер жизни, в том числе быта и досуга. Народные коммуны, тюрьмы и концлаге- ря, эксплуатация человека, его полное бесправие, пропаганда ком- мунистической утопии и революционных войн стали характерными признаками социалистического образа жизни в Китае.

Особенно бедствовало деревенское население, так как за счет крестьянства проводилась политика преимущественного развития тя- желой промышленности и индустриализация страны. Основная мас- са крестьян по-прежнему обрабатывала поле сохой, плугом и моты- гой. В городах до 1986 г. существовала система пожизненного найма на работу и жесткой привязки трудящихся к предприятию. До 2002 г.