Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 5 из 47)

Опираясь на новую проамериканскую

власть в Ираке, США пытаются контроли- ровать этот стратегически важный и бога- тый нефтью район. Но в самих США усиливается недовольство этим курсом республиканской администрации. 11 сентября 2001 г. два пассажирских самолета, захваченных террористами, врезались в башни Всемир ного торгового центра

Дополнительный материал

--1. Из выступления Л. Джонсона в Мичиганском университете

«Великое общество основывается на достатке и свободе для всех. В бли жайшие сорок лет мы должны будем перестроить все города США, так как становится все тяжелей жить в американских городах… Нам не хватает

домов и дорог… Вовторых, наша сельская местность. Сегодня ее красота в опасности. Вода, которую мы пьем, продукты, которые мы едим, даже воздух, которым мы дышим, — все находится под угрозой загрязнения… Зеленые поля и густые леса исчезают. Сегодня мы должны действовать, чтобы предотвратить появление „отвратительной Америки“… Наше обще ство будет великим, если каждый молодой человек получит возможность изучить все достижения человеческой мысли. В нынешнее время никакая страна не может быть необразованной и в то же время великой».

--2. Освоение космоса

Большие успехи были достигнуты США в освоении космоса. Второй в истории челове чества полет в космос после Ю. А. Гагарина в мае 1961 г. совершил американский космонавт А. Шепард. В июле 1969 г. более 500 млн теле зрителей наблюдали за высадкой астронавтов

космического корабля «Аполлон11» на Луне. Один из них, Н. Армстронг, образно назвал шаги человека по лунной поверхности «гигантским скачком человечества». Космическая программа США, как и СССР, базировалась на строительстве космических станций на околоземной орбите. В 1980х гг. нача лось создание кораблей многоразового использования типа «Шаттл». Несмот ря на трагические неудачи (например, взрывы космических кораблей и гибель космонавтов), реализация программы не остановлена. Продолжается и за пуск беспилотных аппаратов для исследования планет Солнечной системы.

Вопросы и задания

1. В чем заключается основное содержание плана Маршалла и доктрины Тру мэна? При ответе используйте понятия реконверсия, «маккартизм».

2. Определите причины возникновения ВПК в условиях гонки вооружений. Выскажите свое отношение ко мнению президента США Д. Эйзенхауэра по поводу ВПК.

3. Определите, в чем заключалось содержание программы «новых рубежей». При ответе используйте дополнительный материал.

4. Расскажите о причинах карибского кризиса. Как вы считаете, мог ли он закончиться победой одной из противоборствующих сторон? Свое мне ние аргументируйте.

5. Объясните, каким образом рейганомика привела к положительным резуль татам в экономике США.

6. Приведите примеры, которые свидетельствуют о стремлении США уси лить свое влияние на международной арене.

7. Расскажите об успехах США в освоении космоса. При ответе используйте дополнительный материал к параграфу.


§ 2. КУЛЬТУРА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Что представляет собой «общество благосостояния»?

Литература. В США, как и в других странах Запада, в послевоен- ный период сложились две разновидности культуры. Это элитарная, «высокая» культура, которая сохраняла классические традиции и иде- алы, и массовая культура, для которой характерны определенные стандарты, ориентация на интересы массового потребителя, упро- щенность, зрелищность и доступность. В отличие от элитарной, мас- совая культура стала своеобразным средством развлечения людей и одновременно рекламой западного образа жизни.

В послевоенной американской литературе гуманистические идеалы ярко проявились в творчестве двух ведущих представителей реалистического направления — У. Фолкнера и Э. Хемингуэя, став- ших лауреатами Нобелевской премии. У. Фолкнер в романах «Прит- ча», «Город», «Особняк» показал упадок нравов белых южан-аме- риканцев. Писатель подчеркивал ответственность новых поколений американцев за преступления, совершенные их предками-рабовла- дельцами и современными расистами. Повесть-притча «Старик и море» Э. Хемингуэя посвящена поиску смысла человеческой жиз- ни. Писатель считал, что человек в современном жестоком мире обязан стремиться к высоким идеалам и сохранять мужество и досто- инство в любых обстоятельствах.

Дж. Сэлинджер в повести «Над пропастью во ржи» осудил ат- мосферу лжи и лицемерия, царившую в американском обществе. Ла- уреат Нобелевской премии Дж. Стейнбек развенчал преходящие цен- ности «общества потребления» в повести «Жемчужина» и романе

«Зима тревоги нашей». Семейные драмы, противоречия между гре- ховностью человека и поисками нравственных идеалов, личная и кол- лективная ответственность людей за зло в мире — все это нашло отражение в богатом творческом наследии драматурга А. Миллера («Смерть коммивояжера», «Это случилось в Виши» и др.). Кризис традиционной морали, жестокость повседневной жизни стали основ- ными мотивами пьес «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Слушая» драматурга Э. Олби. Благодаря динамичному сюжету и реалистично-

Адукацыйны партал www.adu.by

му отображению жизни деловой Америки стали бестселлерами «про- изводственные» романы А. Хейли «Отель», «Аэропорт» и др., а так- же остросюжетный роман об американском телевидении и междуна- родном терроризме «Вечерние новости».

В послевоенной литературе США широко представлены различ- ные авангардистские течения. Писатели-авангардисты искали новые, необычные средства для выражения формы и содержания своих ра- бот. Так, поэтические произведения теоретика американского модер- низма Э. Паунда полны имитаций, подражаний поэтам античности и средневековья и отображают протест против «ростовщической» за- падной цивилизации. Писатель Дж. Барт тяготеет к прозе «черного юмора» (роман «День отдохновенья»), передающей в гротескной фор- ме мироощущение абсурда жизни. Выдающийся драматург Т. Уиль- ямс в своих психологических пьесах («Стеклянный зверинец», «Трамвай „Желание“» и др.) раскрывает страдания одухотворенных, поэтических личностей в черством, нетерпимом окружении.

С 1950-х гг. в США распространилась массовая литература, основное место в которой заняли, с одной стороны, произведения, вос- певающие культ насилия и чувственных наслаждений (романы Г. Мил- лера), с другой — триллеры и детективы (творчество Дж. Чейза).

Изобразительное искусство. Реалистическое направление в аме- риканском изобразительном искусстве связано с именами художни- ков, которые в центр своего творчества ставили проблемы простого человека. Это Р. Кент, А. Рефрежье и Э. Уайет. Активно развивались различные авангардистские направления и течения, такие, как абст- ракционизм и поп-арт (популярное искусство). Поп-арт возник в Анг- лии и получил распространение в США. Художники этого модер- нистского течения, отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, используют неожиданные сочетания готовых бытовых предметов, механических копий (фотографий, плакатов) и т. д., пре- вращая эти вещи в произведения искусства. Например, один из осно- вателей поп-арта Дж. Джонс создавал свои художественные работы из консервных банок и флагов США. Прославившийся благодаря се- рийным портретам американской кинозвезды М. Монро и картине- копии 32 банок супа «Кэмпбелл» Э. Уорел выразил суть нового на- правления в искусстве так: «Поп-арт — это любить вещи».

В 1960-х гг. в американском изобразительном искусстве появи- лись такие неоавангардистские направления, как «оп-арт» (оптиче-


ское искусство); боди-арт (искусство чело- веческого тела); кинетическое искусство, основанное на движении картин или их ча- стей; гиперреализм (точное копирование объектов) и т. п. Рост наркомании на Запа- де способствовал популярности произве- дений психоделического искусства, созда- ваемых и нередко воспринимаемых под воздействием наркотиков.

В 1960—1970-х гг. абстракционизм развивался в основном в виде концептуаль- ного искусства. Его представители считали, что произведение может не иметь матери- ального воплощения и существовать в виде идеи или знака. Сохранял свое влияние

Дж. Джонс. Флаг на оран жевом поле. 1957 г.


сюрреализм, представленный в картинах испано-американского ху- дожника С. Дали, который после 1945 г. некоторое время жил в США.

Музыка. Во второй половине XX в. произошли качественные изменения в музыкальной культуре США, связанные прежде всего с появлением рок-музыки. Она отображала настроения значительной части молодежи как в США, так и в других западных странах, отверга- ющей «устаревшие» ценности старшего поколения. В молодежной среде выделялись битники и хиппи. Первые критиковали американ- ские идеалы, стремились к свободе самовыражения, в том числе и во внешнем виде, осуждали богатство и общепризнанную мораль, упо- требляли наркотики и алкоголь. Хиппи не признавали частную соб- ственность, семью, традиционное христианство и западный образ жиз- ни. Большинство из них выступало против войны и любых форм насилия. Жили они, как правило, общинами и выделялись своими яркими и причудливыми нарядами. Многие хиппи активно употреб- ляли наркотики. В результате в США и других странах Запада образо- валась молодежная субкультура (отдельный пласт культуры).

Рок-музыка возникла на основе соединения афро-американских мелодий, прежде всего стиля «ритм энд блюз», и народной музыки белых жителей Америки (кантри). Первым направлением рок-музы- ки стал рок-н-ролл (буквально «раскачиваться и вращаться»). Его своеобразным гимном явилась песня в исполнении Б. Хейли «Рок круглые сутки» (1954). Признанным королем рок-н-ролла считается