Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 34 из 47)

сельские жители могли переехать в город только по специальному разрешению.

«Китайская перестройка», проведенная в 1980-х гг., способство- вала улучшению жизни народа. Число официально зарегистрирован- ных безработных в городе уменьшилось с 20 млн человек в 1978 г. до 2,3 млн в 1987 г. Вместе с тем в деревнях проживает около 100 млн человек, не имеющих постоянной работы.

Хотя за годы реформ средние доходы крестьян и горожан вырос- ли в 2—3 раза, в конце ХХ в. Китай по размеру национального дохо- да на душу населения входил только во вторую сотню государств планеты. В начале ХХI в. планируется увеличить национальный до- ход на одного человека до 1 тыс. долларов, что позволит занять 70— 80-е место в мире.

Дополнительный материал

--1. Народные коммуны в Китае

В народных коммунах вводилась «военная демократия», суть которой выражалась в принципах работы коммун: военизация организации, боеви зация ее деятельности, дисциплинирование жизни. Коммуны представляли собой большие коллективы (в среднем 20—30 тыс. человек), в которых люди лишались приусадебных участков и орудий труда, все имущество, кроме личных вещей, становилось общим. Отличительным признаком ком мун стала «коллективизация повседневной жизни»: жителей сгоняли в об щие дома, общие спальные залы. Женщины не готовили пищу дома, семьи питались в столовых. Работали детские сады, прачечные, ателье. Для стари ков создавались общие «дома счастья». Жизнь коммуны была милитаризо вана. Все трудоспособное население, организованное в батальоны, полки и дивизии, работало под лозунгом «Каждый — солдат, весь народ — произ водственная армия». Двести миллионов человек составляли народную ми лицию. В коммунах вводился коммунистический принцип распределения благ: из «общего котла» — по потребностям. Весь Китай представлял собой в 1958—1959 гг. единый военный лагерь казарменного коммунизма.

--2. Деятельность хунвэйбинов во время «культурной рево9 люции»

В школах, вузах, учреждениях проводились собрания, на которых обви няемые должны были критиковать себя и терпеть издевательства. Обычно им надевали бумажный колпак или мусорную корзину на голову, на грудь веша ли плакат с надписью «Черный бандит», «Буржуазный элемент» и т. д., изби вали, ставили на колени или заставляли бегать до изнеможения. Хунвэйбины вели борьбу с так называемым буржуазным образом жизни: запрещалось слушать западные радиостанции, покупать сладости, фрукты, носить непро летарскую одежду, украшения, пользоваться косметикой. На улицах хунвэй бины отрезали девушкам косы, вырывали из ушей серьги, снимали кольца, отрубали узкие носки туфель, а юношам распарывали «стильные» брюки.

Хунвэйбины начинали погромы с переименования улиц и переключения светофоров. Красный свет стал означать свободный проезд, а зеленый — «стоп». Считалось, что останавливающее значение светофорного красного сигнала оскорбительно для коммунистического красного цвета.

--3. Мао Цзэдун о «бумажных тиграх»

«Когда мы говорим: „Империализм свиреп и жесток“, мы имеем в виду то, что его природа не может измениться, что империалисты вплоть до самой своей гибели ни за что не отбросят нож мясника, никогда не станут буддами. Американский империализм кажется громадой, но фактически является „бумажным тигром“ и делает предсмертные потуги. Все реакцио неры — это „бумажные тигры“. С виду реакционеры страшны, но в дей ствительности они не так уж сильны. Если рассматривать вопрос с точки зрения длительного периода времени, то подлинно могучей силой облада ют не реакционеры, а народ».
Вопросы и задания

1. Что представлял собой маоизм? При ответе используйте понятие государ ственный социализм и материал рубрики «Штрихи к политическому порт рету» на с. 159.

2. Объясните, в чем заключалась суть «народной войны против природы». Почему она закончилась полным провалом?

3. В чем заключалась идея «большого скачка», выдвинутая Мао Цзэдуном, и как она была реализована?

4. Почему именно интеллигенция подверглась репрессиям во время проведе ния «культурной революции»? При ответе используйте дополнительный материал к параграфу.

5. Почему политика Дэн Сяопина получила название «китайской перестрой ки»? В чем заключаются особенности социализма с «китайской специ фикой»?

6. Почему Мао Цзэдун назвал США «бумажным тигром»? При ответе ис пользуйте дополнительный материал к параграфу.

7. Почему китайская молодежь вышла на площадь Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.?

8. Расскажите об особенностях развития культуры в КНР и приведите соот ветствующие примеры.

§ 21—22. СОЦИАЛЬНО9ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ.

КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Реформы 1945—1949 гг. Атомная бомбардировка американ- скими ВВС Хиросимы и Нагасаки и разгром советскими войсками

Квантунской армии вынудили Японию подписать 2 сентября 1945 г.

Акт о безоговорочной капитуляции. В сражениях Второй мировой вой- ны погибло около 3 млн японцев.

Войска США оккупировали Японию. Фактически власть в стране принадлежала командующему американскими войсками генералу Д. Макартуру. США до 1949 г. не оказывали Японии существенной экономической помощи. Они старались укоренить на ее территории систему американской демократии, т. е. провести в стране мирную демократическую революцию. Уже в октябре 1945 г. вышла директи- ва Макартура о проведении в стране демократических реформ.

Были ликвидированы фашистские организации, арестованы воен- ные преступники. Допускалась многопартийность. Рабочие получили право создавать профсоюзы, бастовать. Однако их зарплата оставалась в 5—8 раз меньшей, чем в странах Запада. Важнейшей реформой в послевоенной Японии стала ликвидация помещичьего землевладе- ния. Крестьяне получили землю в частную собственность. Земельный надел не должен был превышать 3 га, а на острове Хоккайдо — 10 га.

3 мая 1947 г. вступила в силу демократическая Конституция Япо- нии. Всеобщее избирательное право, отделение религии от государ- ства, отмена обожествления императора, двухпалатный парламент, предоставление прав и свобод гражданам — все это подчеркивало ее демократический и прогрессивный характер. Уникальна в истории государства и права 9-я статья японской Конституции. Она провоз- глашает отказ нации от армии и флота, от ведения войн и применения силы. Согласно конституции власть принадлежит народу, а импера- тор остается только символом нации.

Усиление «холодной войны» между США и СССР, поражение Чан Кайши и угроза появления «красного Китая» заставили США изменить политику в отношении Японии. «Обратный курс» США в Японии означал превращение этой страны в союзника американцев на востоке Азии.

Япония в 1950—19609х гг. Во время корейской войны 1950— 1953 гг. Япония стала основной базой для переброски войск США в Ко- рею. На японских предприятиях размещались американские военные заказы. Вопреки статье 9-й Конституции в Японии были сформирова- ны вооруженные силы, получившие название «силы самообороны».

В 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств подпи- сали в Сан-Франциско мирный договор с Японией. Договор восста- навливал суверенитет Японии, предусматривал вывод американских

войск, фиксировал отказ Японии от претензий на Южный Сахалин, Курильские острова, Тайвань. Однако в документе не указывалось, что эти территории возвращаются СССР и Китаю. Кроме того, Япония признавала независимость Кореи. СССР отказался подписать договор.

Одновременно был подписан и японо-американский пакт безо- пасности, дававший США право размещать свои войска на террито- рии Японии. Подписание этого документа вызвало движение протеста в Японии.

В 1953 г. трудящиеся Японии поддержали жителей деревни Ути- нада, выступавших за ликвидацию американского полигона. Амери- канцы вынуждены были покинуть военную базу. 1 марта 1954 г. после взрыва американской водородной бомбы на атолле Бикини (Маршал- ловы острова) подверглась радиоактивному заражению японская ры- боловная шхуна. После этой трагедии призыв к запрещению атомного оружия подписали 30 млн человек. В Японии стала традиционной такая форма борьбы трудящихся за мир, как массовые демонстрации и походы. Например, с 1958 г. ежегодно организуются марши мира из Хиросимы и Нагасаки в Токио.

Антивоенное и демократическое движение вызвало перегруппи- ровку политических сил. В 1955 г. была создана Либерально-демо- кратическая партия Японии (ЛДП), которая до 1993 г. находилась у власти и выступала за создание «государства всеобщего благоден- ствия». ЛДП, учитывая интересы деловых кругов, требования Социа- листической партии Японии (СПЯ) и других левых сил, пошла на

Марш мира. 2006 г.

переговоры с СССР. В октябре 1956 г. в Москве правительства СССР и Японии подписали совместную декларацию о прекращении состоя- ния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений. В декларации затрагивалась также проблема «северных территорий». Япония требовала возвратить ей часть Курильских ост- ровов: Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи. СССР согласился пе- редать Шикотан и Хабомаи Японии. Южный Сахалин, который Япо- ния аннексировала еще в годы русско-японской войны, на правах победителя во Второй мировой войне СССР оставлял за собой. В 1960 г. в связи с подписанием нового американо-японского договора СССР заявил, что передаст Японии острова Шикотан и Хабомаи только при условии вывода американских войск с ее территории. С тех пор про- блема «северных территорий» постоянно осложняла советско-япон- ские и российско-японские отношения.