Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 6 из 47)

Э. Пресли, с середины 1950-х гг. ставший кумиром молодежи. Его лирическая бал- лада «Люби меня нежно» долгое время возглавляла американские хит-парады.

В 1960—1970-х гг. появилось много новых направлений в рок-музыке. Наибо- лее известные — фолк-рок, или народный

рок (Б. Дилан и др.); хард-рок, или жест-

кий рок (творчество группы «Кисс»); хэви-

метал, или тяжелый рок, и др. В связи

Э. Пресли с употреблением наркотиков появился пси-

ходелический рок (группа «Дорз» и др.). Панк-рок отобразил дурные вкусы части молодежи (в том числе про- поведь насилия). Соединение классической и рок-музыки привело к появлению жанров рок-оперы и арт-рока. В середине 1970-х гг. возник рэп, под который исполнялся популярный танец брейк-данс. В США проводились рок-фестивали, крупнейший из которых прошел в Вудстоке в 1969 г. и собрал около 300 тыс. зрителей.

Активно развивалась и популярная музыка, в связи с чем в США была создана мощная шоу-индустрия (шоу-бизнес). Мировую извест- ность приобрели такие исполнители популярной музыки, как

Ф. Синатра, Л. Минелли, Т. Тёрнер, М. Джексон, Мадонна, У. Хьюстон и др. В 1940—1960 гг. в США было создано большое количество мюзиклов — музыкально-сценических произведений, которые со- четают в себе элементы эстрады, оперетты и балета (Л. Бернстайн, Ф. Лоу, К. Портер и др.).

Кино. В кинематографии США господствовал Голливуд с его прославлением американского образа жизни и культом кинозвезд. Вместе с тем некоторые кинорежиссеры и актеры отображали в сво- ем творчестве острые социальные проблемы и осуждали политику официальных властей. В 1952 г. Ч. Чаплин, не одобрявший «мак- картизм», покинул США. В Европе он снял еще несколько фильмов, в том числе «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке», в которых выразил надежды и тревоги простых людей. Широкий обществен- ный резонанс получили фильмы режиссера С. Крамера, затрагивав- шие острые социально-экономические проблемы («Не склонившие голову», «Нюрнбергский процесс», «Этот безумный, безумный, бе- зумный мир» и др.).


В 1960—1970-х гг. многие кинорежис- серы и актеры бросили вызов голливудской «фабрике грез». Появились фильмы, осуждавшие культ доллара, бездуховность и поднимавшие актуальные молодежные проблемы («Злые улицы» М. Скорсезе, «Полуночный ковбой» Дж. Шлезингера, «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» С. Поллака и др.). На экране появился новый тип героя — «человек с улицы», которого талантливо сыграли Дж. Фонда, Г. Фонда, Д. Хофман и др.

Война во Вьетнаме вызвала отклик и в области кино. Одни киноленты оправды- вали или героизировали агрессию США («Зеленые береты» Д. Уэйна), другие — осуждали вьетнамскую войну («Возвращение домой» Х. Эшби, «Взвод» О. Стоуна и др.).

Основную массу американских филь- мов составляют мелодрамы, детективы, триллеры, фильмы ужасов и приключений.

Аллея Звезд в Голливуде

М. Монро


Мировую популярность завоевала серия фильмов о непобедимом «агенте 007» Джеймсе Бонде. Столь же известны киноленты о ганг- стерах и мафии (например, «Крестный отец» Ф. Копполы), сериалы о звездных войнах Дж. Лукаса, фильмы ужасов («Челюсти» и «Парк юрского периода» С. Спилберга) и др.

Среди американских кинозвезд мировую известность завоевали актеры М. Монро, Э. Тейлор, Ш. Стоун, М. Дуглас, Б. Уиллис, Дж. Ни- колсон, Д. Мур, К. Бейсингер, Дж. Робертс, А. Шварценеггер и др.

Архитектура. Ведущие позиции в мире занимает современная американская архитектура. После войны продолжала развиваться органическая архитектура, в которой здание рассматривается как орга- низм, связанный с природной средой. Основоположник органической архитектуры Ф. Л. Райт в 1950-х гг. проектировал всемирно известное здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке. Техницизм характерен для творчества Л. Мис ван дер Роэ, который создал новый тип здания — параллелепипед со стальным каркасом и сплошным остеклением на- весных стен. Новыми формами отличаются здания, построенные по проектам Э. Сааринена, например, комплекс зданий компании «Дже- нерал Моторс» в Уоррене. В США продолжалась традиция постройки небоскребов. В 1971—1973 гг. в Нью-Йорке были сооружены две башни Центра международной торговли (110 этажей высотой 412 м), в Чикаго — здание фирмы «Сирс и Робак» высотой 422 м.

Следует отметить, что после Второй мировой войны американская культура, за исключением отдельных областей, стала господствующей в странах Запада. Распространение американской культуры в мире проявилось прежде всего в сфере массовой культуры, а также в облас- ти образования и науки.

Вопросы и задания

1.

Дайте определение понятию массовая культура. Приведите примеры про изведений, относящихся к массовой культуре.

2. В чем проявились гуманистические идеалы представителей американской литературы?

3. Каким образом «общество потребления» в США связано с прославлением вещизма в культуре?

4. Приведите примеры попарта в американской живописи.

5. В чем выразился протест части молодежи западных стран против «уста ревших» ценностей старшего поколения? Против чего выступали хиппи?

6. Почему Голливуд называют «фабрикой грез»? Приведите примеры кино лент, затрагивающих острые социальные проблемы.

7. Подготовьте сообщения о творчестве представителей американской куль туры (на ваш выбор).

§ 3. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Проблемы экономического развития. Современная Латин- ская Америка — это большой и сложный регион. Здесь проживает около 500 млн человек. В странах Латинской Америки сосредоточена пятая часть запасов нефти Западного полушария, 20—30 % мировых запасов других сырьевых ресурсов. На протяжении первых послевоен- ных десятилетий темпы роста экономики большинства латиноамери- канских государств были высокими. Поскольку частного капитала не

хватало, здесь активно развивался государственный сектор. В это же время усилилось проникновение капитала США в экономику региона. Это был противоречивый процесс. С одной стороны, иностранный ка- питал, вложенный в производство, способствовал его развитию, с дру- гой — иностранные вкладчики хищнически эксплуатировали природ-

ные и людские ресурсы, часто вмешивались во внутреннюю и внеш- нюю политику стран континента.

Быстрый экономический рост стран региона происходил нерав- номерно. Например, Аргентина, находившаяся на первом месте по уровню экономического развития, в 1980-е гг. оказалась в состоянии глубокого и затяжного кризиса. А Бразилия в это же время вырвалась вперед. Ей одной изо всех латиноамериканских стран удалось при- близиться к уровню постиндустриальных держав.

В целом странам Латинской Америки, несмотря на активную роль государственного регулирования, не удалось изменить структуру эконо- мики. Они по-прежнему поставляют на мировой рынок преимуществен- но сырье и продовольствие (медь, олово, нефть, кофе, фрукты). Большин- ство из них не смогли включиться в ускорившийся процесс НТР. В конце

ХХ в. даже снизился их удельный вес в мировом промышленном произ- водстве и торговле. Это означает, что латиноамериканские страны оста- ются как бы экономическими «задворками» развитых государств.

Проблемы социально9политического развития. Особенностью Латинской Америки является то, что сегодня около 70 % ее населения проживает в городах, которые росли в послевоенный период очень быст- рыми темпами. Это привело к появлению так называемого нового сред- него слоя — служащих, интеллигенции. В то же время остается немало людей, связанных с такими отраслями экономики, как сельское хозяй- ство и ремесло. Для этих слоев населения характерен очень низкий уровень доходов и культурного развития. Особенно в тяжелом положе- нии оказались индейцы, занятые сельским хозяйством и традицион- ными промыслами. Они страдают от произвола компаний, разраба- тывающих сырьевые ресурсы, и от малоземелья. Часто это вынуждает людей, чтобы прокормить свои семьи, идти на службу к наркоторговцам.

Для решения многочисленных сложных проблем народам Латин- ской Америки не хватало не только материальных средств, но и опыта политической культуры. Слишком долго они жили в условиях колони- альной, а затем полуколониальной зависимости. Ростки демократии здесь оказались слабыми. В таких обстоятельствах необходимость ускоренного экономического развития для преодоления отсталости и постоянное давление низов населения на правящие верхи подталки- вали к установлению диктаторских режимов, возникавших, как пра- вило, в результате военных переворотов. Только в 1945—1970-х гг. их было совершено не менее 70.

Точка зрения

Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению о том, как определить характер диктатур, возникающих в результате переворотов. Одни считали их полуфашистскими или даже фашистскими диктатурами, направ ленными против угрозы революции. Другие относили их к авторитарным режимам. А их характер предлагали определять в зависимости от того, способствует ли диктатура процессу модернизации, т. е. формированию общества, основанного на современной рыночной экономике, или нет. Если способствует, то рано или поздно гражданское общество, формирую щееся на базе этой экономики, отбрасывает диктатуру.