Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 40 из 47)

Обличению Запада и его массовой культуры, идее исламской со- лидарности посвятили свои произведения иранские писатели и поэты Д. А. Ахмад («Западничество»), Г. Саэди («Медовый месяц») и др. В 1980 г. в Иране началась исламская культурная революция. В шко- лах был введен курс «Литература исламской революции», в рамках которого прославлялись шиизм, аятолла Хомейни и критиковалась «дьявольская идеология» марксизма-ленинизма, а также идейные те- чения Запада. Появились произведения об иранской революции 1978—1979 гг.

В турецкой литературе сильны демократические традиции. Перу

Я. Кемаля принадлежат романы-эпопеи, посвященные жизни народа

(например, «Тощий Мамед»). Идеи социализма пропагандировал Ч. Алтан («Вот он, Стамбул»), «турецким Горьким» называли О. Ке- маля, едко высмеивал пороки общества сатирик А. Несин.

Значительных успехов добился кинематограф в Турции, Египте, Алжире и Ливане. Общество арабской кинопродукции, Египетская всеобщая киноорганизация выпускали в 1960—1970 гг. по 130—140 фильмов в год. Получили известность реалистические картины ре- жиссеров из некоторых мусульманских стран, в том числе фильмы Ю. Шахина и аш-Шейха о борьбе против Израиля («Борьба в доли- не», «Мрамор»). В 1970—1980-х гг. международное признание снискали картины ливанского режиссера Ш. Багдади, посвященные

гражданской войне в Ливане, отпору израильской агрессии («На память о Бей- руте», «Маленькие войны»).

Новые явления в мусульманском образе жизни. Ислам по-прежнему опре- деляет образ жизни всех мусульман, особен- но в тех странах, где он признан государ- ственной религией. Праздники и обычаи мусульман в основном не изменились.

Новые явления в мусульманском обра- зе жизни связаны прежде всего с урбаниза- цией, научно-технической революцией, миграцией рабочей силы и «исламским

бумом» конца 1970—1980-х гг. Так, более Чтение Корана

2/3 жителей современных городов переселились туда из деревень в 1960—1980-х гг. Население Каира, Алжира, Тегерана, Карачи,

Анкары, Триполи, Багдада за последние 20—25 лет увеличилось в 3—

5 раз. В Стамбуле живет более 11 млн человек. Предполагают, что вскоре он соединится с городами Измитом и Эдирне, и тогда возникнет мегаполис с населением 20—25 млн человек.

Изменения в структуре народного хозяйства, индустриализация, добыча нефти, наличие свободных рабочих рук вызвали миграцию рабочей силы. В 1975—1985 гг. в Саудовской Аравии, Ливии, Объ- единенных Арабских Эмиратах и Кувейте трудилось около 5 млн ра- бочих и специалистов, главным образом выходцев из арабских стран, Пакистана и Индии. В городах, а также в неисламских странах му- сульмане быстрее усваивали элементы западного образа жизни (ев- ропейская одежда, новый тип жилья, новая кухня, доступность инфор- мации и т. д.).

В деревне наряду с использованием плуга, сохи, мотыги и буйво- лов появились тракторы, машины, химические удобрения, современ- ные бытовые приборы. Однако значительная часть сельских жителей ведет еще традиционное малоэффективное хозяйство. Это сказывает- ся на уровне жизни населения. В большинстве стран мусульманского мира, кроме Турции и государств, богатых нефтью, он довольно низ- кий. Например, Япония и Египет в 1949 г. имели одинаковый доход на душу населения — 100 долларов, а в середине 1980-х гг. — 9 тыс. долларов и 500 долларов соответственно. В арабских странах и Иране еще сохранилось кочевое хозяйство, которое ведут несколько миллио- нов человек.

После 1945 г. в городах Турции, Египта, Сирии, Туниса упрости- лись многие обряды. Например, намаз совершают не 5, а 2 раза в день. Радио и телевидение облегчили отправление обрядов. Авиа- транспорт и корабли ускорили совершение хаджа в Мекку или до- ставку скота из Австралии и других стран к празднику курбан-байра- ма (жертвоприношения).

С конца 1970-х гг. усилилась исламизация образа жизни, осо- бенно в Иране, Судане и Пакистане. В этих странах вернулись к нормам шариата. Западная «массовая культура» запрещена. Женщины обязаны носить чадру, учиться отдельно от мужчин. Опять было введено многоженство, временный брак (у шиитов), женщи- нам запрещается быть судьями, геологами, археологами, водить ма-

шину и т. д. За супружескую измену или утрату целомудрия женщи- ну подвергают казни — побивают камнями. На площадях публично проводятся наказания неверных жен и воров.

Дополнительный материал

--1. Из Конституции Исламской Республики Иран 1979 г.

«Отличительная особенность нашей революции по сравнению с другими революционными движениями в Иране за последнее столетие заключается в ее религиозном, исламском характере. Пройдя путь от антидеспотического дви жения за конституционную монархию до движения за национализацию неф ти, иранский народ обрел ценнейший опыт, который свидетельствовал, что перечисленные выше движения не имели успеха вследствие своего нерелиги озного характера. Хотя в движениях последнего времени религиозная ис ламская мысль и лидерство борющегося духовенства играли основную роль, эти движения отходили от истинно исламских позиций и вскоре теряли дина мизм развития. Поэтому народ под руководством великого аятоллы Хомейни осознал необходимость продолжения истинного исламского движения.

…Исламская республика — это система правления, основанная на вере в Единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле; божественные откровения и их основополагаю щую роль в толковании законов; страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу; божественную справед ливость в создании и установлении законов шариата; преемственность има мов (имамат) и их опеку над обществом и основополагающую роль этого принципа в продолжении исламской революции».

Вопросы и задания

1. Приведите исторические факты, которые иллюстрируют «египтизацию» иностранного капитала и политику «инфитаха» в Египте, проведение «бе лой революции» в Иране.

2. В чем заключаются особенности «арабского социализма» в Египте и Ал жире?

3. Почему президентам Египта Г. А. Насеру и Алжира А. Бен Белла было присвоено звание Героя Советского Союза?

4. Какого внешнеполитического курса придерживается Ирак после 1958 г.?

5. В чем заключается особенность революции 1978—1979 гг. в Иране? При ответе используйте дополнительный материал к параграфу.

6. Определите, какой политики в развитии Турции придерживались кемалисты.

7. Какова тематика произведений деятелей искусства мусульманского мира?

8. Расскажите о традиционных и новых явлениях в мусульманском образе жизни.

§ 26. ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Войны во Вьетнаме. В годы Второй мировой войны Вьетнам был оккупирован Японией. На севере Вьетнама на границе с Китаем вьетнамские коммунисты во главе с Хо Ши Мином, основателем Ком- партии Индокитая, в освобожденном районе создали опорную базу для борьбы за независимость страны. В августе 1945 г. в результате вооруженного восстания японцы, не оказавшие серьезного сопротив- ления, были отстранены от власти. 2 сентября 1945 г. была провоз- глашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). Премьер- министром был избран Хо Ши Мин.

В марте 1946 г. правительства ДРВ и Франции подписали кон- венцию. Франция признавала ДРВ «свободным государством», вхо- дящим в состав Французского союза. Французские войска оставались на вьетнамской территории на пять лет. Судьбу Южного Вьетнама должен был решить референдум. Однако противоречия между ДРВ и Францией обострились. В этих условиях в декабре 1946 г. Хо Ши Мин призвал ко всенародной войне против французских колонизато- ров, которая закончилась разгромом французских войск в 1954 г.

В ходе мирных переговоров в 1954 г. были подписаны Женевские соглашения. Они признавали независимость Вьетнама. Его террито- рия была временно разделена по 17-й параллели. Однако воссоеди- нить юг и север страны не удалось. В Южном Вьетнаме утвердился проамериканский политический режим.

В 1954 г. Партия трудящихся Вьетнама — ПТВ (бывшая компар- тия) взяла курс на проведение социалистической революции на севе- ре и народно-демократической революции на юге страны. В 1959 г.

ПТВ перешла к вооруженным формам борьбы в Южном Вьетнаме.

В 1960 г. там был образован Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, сформировавший Народные вооруженные силы освобождения. Это вынудило США в 1961 г. начать «особую войну» в Южном Вьетнаме.

В августе 1964 г. произошел «тонкинский ин- цидент» — северовьетнамские торпедные катера атаковали два американских эсминца. Этот инци- дент послужил поводом для прямого вмешатель- ства США во вьетнамский конфликт на стороне Южного Вьетнама. США начали войну против ДРВ. С февраля 1965 г. американские ВВС со- вершали бомбардировки вьетнамской территории с применением специальных химических веществ, Хо Ши Мин шариковых бомб и напалма. Символом страданий и мужества вьетнамского народа стала сожженная деревня Сонгми.

ДРВ поддерживали СССР и его союзники. Во Вьетнаме воевали со- ветские добровольцы, военные специалисты и летчики.

В 1968 г. в Париже начались переговоры между ДРВ и США. Летом 1969 г. президент США Р. Никсон выдвинул гуамскую доктри- ну — план «вьетнамизации» войны. Этот план подразумевал продол- жение военных действий силами южновьетнамского режима при под- держке США, которые приняли решение вывести свои войска из Южного Вьетнама. В 1969 г. на юге страны патриотические силы провозгласили Республику Южный Вьетнам, присоединившуюся к участникам парижских переговоров.