Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 36 из 47)

«Солнечный сезон» С. Исихары. Один из известнейших писателей Японии К. Абэ в своих философских и аллегорических романах рас- крывал темы отчуждения личности, духовной разобщенности, страха и неуверенности в современном обществе («Женщина в песках», «Чужое лицо», «Человек-ящик» и др.).

Видное место в японской литературе заняли исторические рома- ны, детективы, романы ужасов, боевики о самураях. Наиболее извест- ным писателем-националистом, певцом японизма и милитаризма был

Юкио Мисима. В своих произведениях «Патриотизм», «Море изоби- лия», «Солнце и сталь» он призывал вернуться к милитаристским традициям. В пьесе «Мой друг Гитлер» писатель оправдывал пре- ступление как естественное самовыражение сильной личности. Пи- сатель создал военизированную организацию «Общество щита», за- нимался каратэ и кэндо, пропагандировал бусидо. После неудачной попытки осуществить военный государственный переворот в 1970 г.

Мисима совершил харакири.

Идеалы японской красоты, японское видение мира раскрывал в своих произведениях «Тысячекрылый журавль», «Стон горы»,

«Старая столица» выдающийся писатель Я. Кавабата, удостоенный в 1968 г. Нобелевской премии. В 1994 г. эту премию получил другой известный писатель Японии К. Оэ, в романах которого отражены ду- ховные и нравственные искания послевоенного поколения, тревога за судьбу человечества в неспокойный ядерный век.

Изобразительное искусство Японии развивалось под воздейст- вием художественных школ Запада и национальных традиций. В жи- вописи больших успехов добились мастера японской народной гра- вюры.

В архитектуре Японии в 1950-х гг. доминировал функционализм. Здания были приспособлены к окружающему ландшафту и отвечали национальным традициям строительства. В 1960 г. японские архитек- торы выдвинули идею метаболизма (изменчивости, незавершенно- сти) в строительстве городов и зданий. К. Тангэ предложил вместо классической прямоугольной сетки улиц строить «метаболистический ствол», «дерево», т. е. несколько параллельных транспортных арте- рий, вокруг которых должны были возводиться жилые кварталы, изменявшиеся в зависимости от потребностей градостроительства. В 1960 г. Тангэ предложил план перестройки Токио. Впоследствии метаболисты разработали проект создания крупнейшего в мире мега- полиса в зоне Токио и Осаки. По проектам архитектора Тангэ постро- ены спортивный Центр йоги к Олимпийским играм 1964 г., экспози- ция всемирной выставки ЭКСПО-70 и другие крупные объекты. Небоскребы, ультрасовременные здания, подземные кварталы стали характерными признаками крупных городов.

Выдающимися достижениями японской архитектуры и техники считаются двухъярусный 10-километровый мост между островами Хонсю и Сикоку и 54-километровый тоннель, соединивший острова Хонсю и Хоккайдо.

После 1945 г. развивались классические театры ноо и кабуки, а также театры, в которых ставились современные пьесы. Большой интерес вызвал спектакль К. Абэ «Призрак среди нас». Он рассказы- вал о судьбе бывших солдат в послевоенной Японии. В 1966 г. от- крылся первый в истории японского театрального искусства Государ- ственный театр.

До 1980-х гг. японское кино переживало подъем. Знаменитые ре- жиссеры и актеры А. Куросава, Т. Мифунэ, К. Накамура, К. Курихара и другие посвящали фильмы самым разнообразным темам — от поис- ка гуманистических идеалов до прославления кодекса чести самураев.

С 1980-х гг. количество снятых в Японии фильмов стало уменьшаться. Киноиндустрия не выдерживает конкуренции с телевидением и видео.

Основные черты японского образа жизни. Духовную основу японского образа жизни составляют синтоистские, буддийские и кон- фуцианские ценности и представления о мире. Вместе с тем японцы усвоили и некоторые особенности западного образа жизни (--1).

Главными нравственными и духовными нормами жизни в Японии признаны «пять постоянств»: следование долгу, мудрость, благонра- вие, верность и человечность. У японцев исходным принципом пове- дения является гири — выполнение обязательств, чувство долга, долг благодарности и долг чести. В понятие «гири» входит и внешне учти- вое отношение к знакомым людям — с поклонами, коленопрекло- нением и т. д.

К японским национальным ценностям относятся такие, как мило- сердие ко всему живому, чувство вины, стыдливость, скромность, сдер- жанность, взаимная любовь и благодарность. Конечно, не все и не все- гда исполняют гири и придерживаются других норм поведения, однако в целом влияние гири на образ жизни японцев очень велико (--2).

Синтоизм и буддизм обусловили и своеобразное отношение япон- цев к миру, восприятие человека и природы. Больше всего в обществе и искусстве ценятся естественность, скромность, прелесть обыденно- го, неброскость, наличие подтекста, намека, недосказанности.

Японское «экономическое чудо» и достижения НТР изменили уровень и качество жизни японцев. Если в середине 1960-х гг. зар- плата японских рабочих была в 5—7 раз ниже, чем на Западе, то к 1985 г. она составила 317 тыс. иен в месяц, т. е. сравнялась с зарпла- той американских рабочих (9,5 доллара в час).

По ряду других показателей уровня жизни Япония также занима- ет лидирующие позиции в мире. В 1989 г. средняя продолжитель- ность жизни японцев составляла 76 лет у мужчин и 82 года — у жен- щин. В 1990 г. Япония заняла первое место в мире по индексу развития человека — уровню образования, покупательной способности и про- должительности жизни.

Дополнительный материал

--1. Из повседневной жизни японцев

В Японии очень высока автоматизация домашнего хозяйства. Компью теры, электроника контролируют расход воды, газа, энергии и т. д. Не выходя из дома, японец может сделать покупки и расплатиться за них, заказать билеты, обед в ресторане, послать телеграмму, получить любую информацию и консультацию. Особенно развита сеть семейных рестора нов, система досуга, развлечений, спорта. Популярны «клубы красивого тела», туризм и т. д. Не утратили своего значения каратэ и другие виды единоборств. Традиционно пользуется популярностью национальная борь ба сумо.

Жилье, пища, одежда японцев подверглись значительной европеиза ции, но вместе с тем сохранили национальные особенности. Во многих домах остались раздвижные стены и перегородки. Мебели в квартирах мало — жизнь японца проходит на татами. Дома японцы носят национальную одежду, на работе — европейскую.

В 1965—1990 гг. потребление мяса в Японии возросло более чем в 3 раза (хотя японцы едят мяса намного меньше, чем европейцы). В рационе значи тельно увеличилась доля фруктов. Японцы в 2 раза больше, чем на Западе, едят овощей и рыбы. «Американизация» питания выражается в распростра нении европейских блюд, а также в употреблении кофе, какао, соков, вина, виски и коньяка. Закладка дома, день рождения, свадьба, праздники, похо роны и другие важные семейные события совершаются, как и раньше, в соответствии с синтоистскими и буддийскими обрядами.

--2. Черты характера японцев

В японском национальном характере рельефно выделяются: а) общеэт нические черты — трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, лю бовь к природе, приверженность традициям, склонность к заимствованиям,

этноцентризм (японоцентризм), практицизм; б) черты группового пове дения — дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга; в) обыденножитейские черты — вежливость, аккуратность, самооблада ние, бережливость, любознательность.

Вопросы и задания

1.

В чем уникальность 9й статьи Конституции Японии, вступившей в действие в 1947 г.?

2. Что представлял собой «обратный курс» США по отношению к Японии и какими обстоятельствами было вызвано его проведение?

3. В чем заключается проблема «северных территорий»?

4. Каковы причины и результаты «экономического чуда» в Японии? Каким образом ему способствовал «патернализм»?

5. Какую роль играет ЛДП в политической системе Японии?

6. Почему Япония придерживается неядерных принципов? Назовите их.

7. Расскажите об особенностях системы обучения и воспитания в Японии.

8. Как сочетаются в японском образе жизни национальные и европейские традиции? При ответе используйте дополнительный материал к параграфу.

§ 23. СОЦИАЛЬНО9ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ИНДИИ.

Образование Республики Индия. Два основных события 1945—1946 гг. послужили импульсом к дальнейшему подъему борь- бы за независимость Индии. По призыву партии Индийский нацио- нальный конгресс (ИНК) по всей стране прошли акции протеста про- тив использования Великобританией индийских войск в Индонезии и против действий колониальных властей, силой подавивших восста- ние индийских моряков в феврале 1946 г. Поводом к восстанию стала выдача морякам в качестве пищи риса с песком.

Летом 1947 г. английский парламент и премьер-министр Вели- кобритании К. Эттли одобрили план вице-короля Индии Маунтбет- тена. Согласно этому плану Индии предоставлялся статус доминио на, т. е. государства в составе Британского Содружества наций

с признанием главой государства английской ко- ролевы. В результате произошел раздел Индии на два доминиона — Индийский Союз с преоблада- ющим индуистским населением и Пакистан, где подавляющее большинство составляли мусульма- не. «План Маунтбеттена» был утвержден англий- ским парламентом в качестве закона, который всту- пил в силу 15 августа 1947 г. В этот день Дж. Неру поднял национальный флаг над историческим Красным фортом в Дели. Индия обрела независи- мость. Победила мирная национальная революция