Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 30 из 47)

«Пока ислам не победит во всем мире, борьба будет продолжаться», — заявлял Хомейни. Фундаменталисты утверждают, что именно ислам спа- сет человечество от духовного и физического вырождения и гибели.

Фундаменталисты предполагают создать «мусульманскую эко- номику», основанную на «трудовой» собственности, запрете ростов- щичества и спекуляции, беспроцентных займах, солидарности и брат-

стве. Хомейни выдвинул лозунг распределения материальных благ: «От каждого — по способностям, каждому — по благочестию».

Исламский фундаментализм стал одной из идейных основ между- народного терроризма, который с конца 1980-х — начала 1990-х гг.

получил широкое распространение и приобрел организованный ха- рактер. В 1990 г. У. бен Ладен (Саудовская Аравия) возглавил между- народную террористическую организацию «Аль Каида» («Основа»).

У. бен Ладен и «Аль Каида» были тесно связаны с исламскими фунда- менталистскими организациями, существующими на территории Су- дана, Саудовской Аравии, Афганистана. Террористическая сеть «Аль Каиды» охватывает около 20 стран. В 1998 г. исламские фундамента- листы организовали Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и христианами. В 1990-х гг. исламисты провели многочисленные тер- рористические акции против США и их союзников. Так, 11 сентября 2001 г. США подверглись террористической атаке. После этого была создана международная антитеррористическая коалиция во главе с США. Ее войска оккупировали Афганистан и свергли режим тали- бов, которые укрывали на своей территории У. бен Ладена.

Вопросы и задания

1.

Перечислите новые индустриальные страны, которые стали называть ази атскими «тиграми» и «драконами».

2. Приведите примеры известной во всем мире продукции ТНК, которая вы пускается в странах Азии.

3. Каковы причины экономической отсталости стран «третьего мира» и в чем она проявляется?

4. Какое место занимает ислам в современном мире и каковы взгляды ис ламских фундаменталистов?

§ 18. РАСПАД КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Вспомните

1. Что означает понятие страны «третьего мира»?

2.

Почему сохраняется экономическая отсталость многих стран Востока?

Образование независимых государств. В 1939—1945 гг. на- блюдался рост национальной экономики в большинстве стран Азии и Африки. Этот фактор, а также совместная антифашистская борьба

многих колоний и метрополий ускорили процесс предоставления неза- висимости народам Востока. Разгром фашизма в Европе и Азии повлек за собой подъем демократического и антиимпериалистического дви- жения. Поэтому с 1945 г. начался распад колониальной системы.

17 августа 1945 г. национально-патриотические силы Индонезии во главе с А. Сукарно провозгласили независимость страны. До 1950 г. они вели борьбу с английскими и голландскими колонизаторами. Ос- новой политики государства стали пять принципов («панча шила»): национализм, гуманизм, демократия, социальное благосостояние и ве- ра в Бога. Впоследствии Национальная партия Индонезии пыталась строить общество «индонезийского социализма». После путчистского выступления компартии в сентябре 1965 г. к власти пришли военные во главе с генералом Сухарто.

Борьба Лиги Независимости Вьетнама (Вьет Минь) под руковод- ством Компартии Индокитая завершилась провозглашением 2 сен- тября 1945 г. Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Ее руко- водителем стал лидер коммунистов Хо Ши Мин. Вьетнамский народ победил в войне против Франции (1946—1954). По Женевским со- глашениям 1954 г. был признан суверенитет Вьетнама, а также незави- симость Лаоса и Камбоджи.

Распад колониальной системы стал необратимым процессом пос- ле того, как в Индии под руководством М. Ганди и партии Индийский национальный конгресс (ИНК) завершилась мирная национальная революция. 14 и 15 августа 1947 г. Пакистан и Индия обрели незави- симость. Стали рушиться основы британской колониальной империи.

В Корее и Китае коммунисты с помощью СССР смогли одержать победу в гражданской войне. 9 сентября 1948 г. на севере Кореи была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). 1 октября 1949 г. образовалась Китайская Народная Респуб- лика (КНР).

С 1950-х гг. на территории Африки процесс распада колониаль- ных империй ускорился. В 1954—1962 гг. в вооруженной борьбе про- тив Франции победил алжирский народ, была образована Алжирская Народная Демократическая Республика.

На территории Тропической Африки после завоевания Ганой не- зависимости в 1957 г. началась цепная реакция крушения британской и французской колониальных империй. 1960 г. стал называться «го- дом Африки», так как в течение года 17 государств этого континента

обрели национальную свободу. К началу 1970-х гг. вся Африка, за исключением Намибии (владение ЮАР) и португальских колоний, освободилась от власти метрополий. В 1975 г. рухнула колониальная империя Португалии: Ангола и Мозамбик добились независимости. В 1990 г. и Намибия — последняя крупная колония в Африке — стала свободной. В настоящее время у берегов Африки и в Тихом океане сохранились еще небольшие зависимые островные территории.

В связи с распадом колониальных империй появилось более

100 новых государств, в которых проживало свыше 2 млрд человек.

Это изменило существовавшее соотношение сил на международной арене и в ООН. Развивающиеся государства превратились в силу, которая могла оказывать влияние на ход мировой истории. С середины 1950-х гг. освободившиеся страны стали называться «третьим ми- ром» (государства Запада — «первый мир», СССР и его союзники — «второй»). После распада Советского Союза термин «третий мир» утратил свое прежнее значение.

После 1945 г. произошло разделение стран Азии и Африки на несколько основных групп. Первую составляли социалистические го- сударства — Монгольская Народная Республика (МНР), КНДР, КНР,

Вьетнам, Камбоджа и Лаос. Их общественный строй называли госу дарственным социализмом. Для него характерны господство госу- дарственной собственности в области экономики, военно-бюрократи- ческая или однопартийная диктатура, единственная официальная марксистская идеология, тотальный контроль за гражданами и огра- ничение их прав и свобод. Одним из вариантов государственного со- циализма стало общественное устройство КНДР.

Последователь Мао Цзэдуна вождь «красных кхмеров» Пол Пот, придя к власти в Камбодже, сделал попытку еще более быстры- ми темпами, чем маоисты, построить коммунизм в своей стране. Для этого «красные кхмеры» стали уничтожать всех противников и «лишних граждан». «Казарменный коммунизм» дорого обошелся Камбодже: в 1975—1978 гг. из 7 млн человек населения погибло около 3 млн.

Н. С. Хрущев на трибуне Мавзолея с руководителями государств Аф рики, вставших на путь национального освобождения

Ко второй группе стран Азии и Африки относились государства, в которых утвердились военно-бюрократические диктаторские режи- мы с революционно-демократической или социалистической идеоло- гией. Марксисты-ленинцы называли их странами социалистической ориентации. Главными признаками этой группы стран было полное уничтожение феодальных и ограничение капиталистических отно- шений, создание сильного государственного сектора в экономике, установление государства национальной или революционной демо- кратии, сотрудничество с СССР. В разное время к странам социали- стической ориентации, которые готовились к строительству социализ- ма, причисляли около 20 государств, в том числе Египет, Ирак, Сирию, Афганистан, Бирму, Ливию, Алжир, Эфиопию, Сомали, Танзанию,

Мадагаскар, Анголу, Мозамбик и др. СССР после 1945 г. поддержи- вал в основном страны социалистической ориентации (--1). После распада СССР стала очевидной несостоятельность «некапиталисти- ческого пути развития» этих стран.

В третью группу государств Азии и Африки вошли страны, разви- вающиеся по капиталистическому пути. Они имели разные полити- ческие режимы — от демократических до авторитарных. Отличался и их экономический потенциал — от высокоразвитых стран (Япония, ЮАР, Турция, Республика Корея, Тайвань и др.) до бедных государств Тропической Африки.

Идеологические течения в освободившихся странах. После распада колониальной системы в Азии и Африке получили рас- пространение марксизм-ленинизм и маоизм (китаизированный марк- сизм). Общее отрицательное отношение к Западу, неприятие рыночных отношений, правового государства и гражданского общества, формаль- ное социальное равенство, коллективизм, однопартийная диктатура, культ вождя сближали марксизм-ленинизм, сталинизм и маоизм с некоторыми традиционными ценностями восточных религий и идеологий. В Китае, КНДР, Вьетнаме марксизм-ленинизм испытывал влияние конфуциан- ских традиций, хотя коммунисты периодически вели там борьбу против конфуцианства. Попытки строительства марксистско-социалистической модели общества на буддийской основе были характерны для Бирмы

(бирманский путь к социализму), отчасти для Лаоса, Камбоджи, где преобладал марксизм-ленинизм. В этих странах он сочетался не только с буддизмом, но и с национализмом. Маоизм имел большое влияние в Индонезии, Бирме и на Филиппинах (где коммунисты вели длитель- ные гражданские войны), а также в компартиях некоторых афро-азиат- ских стран. В Африке, за исключением ЮАР, компартии и их идеология не получили большой поддержки.

Идеи демократического социализма и Социалистический интер- национал (международное объединение социалистических и социал- демократических партий после 1945 г.) также оказали заметное воз- действие на формирование идеологий в странах, освободившихся от колониальной зависимости. Гандизм и демократический социализм составили основу теории «общества социалистического образца», ко- торая является идеологией ИНК. Марксизм и демократические идеи в сочетании с исламом нашли свое отражение в концепции «индоне- зийского социализма» А. Сукарно.